|
МЕЛИССМЕЛИСС С а м о с с к и й (5в. до н. э.), др.-греч. философ, последний представитель элей-ской школы. Развивая идеи Парменида, настаивал на единстве сущего (DK ??. ?8), на его неизменности (фр. 7) и вечности (фр. 1, 2), а также на том, что показания чувств дают только видимость истины (фр. 8). В отличие от Парменида, утверждал, что сущее беспредельно (фр. 5). Распространённое представление, будто М. отрицал телесность сущего, основывается на ошибочном понимании фр. 9, в котором в действительности оспаривается телесное существование отд. вещей. Познание богов М. считал невозможным, а потому предлагал не высказываться о них (Диоген Даэртий IX 24). М. полемизировал с учением Эмпедокла о четырёх началах, с атомистами, Анаксименом или его последователями, с Анаксагором. Фрагменты: Testimonianze e frammenti, introd., trad. e comm., a cura di G. Reale, Firenze, 1970; Маковельский А. О., Досократики, ч. 2, Казань, 1915, с. 90—109. Фляксбергер В. А., Мелисс, в кн.:. Проф. Е. А. Боброву..., Варшава, 1913, с. 60—78; Solmsen F., The «Eleatic one» in Melissus, Amst., 1969. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МЕЛИСС (????????) С а м о с с к и й (сер. 5 в. до н.э.) – др.-греч. философ, ученик Парменида, последний из представителей элейской школы, развивший ее метафизич. и идеалистич. тенденции. Видный гос. и воен. деятель (командующий флотом самоссцев и политич. противник Перикла, А 1–3, Diels9), написавший не дошедшее до нас соч. "О природе, или О сущем" (A 4). М. критиковал и пифагорейство, и Гераклита, и Эмпедокла, и атомистов с т. зр. элейского единого, неподвижного, нерасчлененного, бестелесного, доразумного, бесконечного и самотождественного. По его учению, ничто вообще не может возникать, т.к. в конце концов оно возникало бы из ничего, а из ничего не может возникнуть ничего. То, что есть, абсолютно едино, поскольку два единых указывали бы уже на множественность. Оно не имеет ни начала, ни конца, т.к. будучи всем, оно ничего не имеет, кроме себя, от чего оно могло бы отличаться и в области чего оно имело бы начало или конец. Движение тоже невозможно, потому что нельзя передвинуться ни в пустоту (ибо пустое есть ничто), ни в заполненное (потому что это последнее ничего не может пустить на свое место). Также невозможно и смешение вещей, потому что, если бы вещи были различны, то мы узнали бы их в любой их смеси. Новым моментом в элейской философии является здесь то, что бесконечность понимается не только временным образом, но и пространственно (А 5, 9–10). Однако М., как и элейцы вообще, не отрицал существования чувств. мира и его разнообразия. Симпликий, напр., прекрасно понимал, что у элейцев речь идет о природе не в смысле обыкновенных чувств. вещей, но в смысле отвлеченной категории бытия (А 4, В 1–4). Это особенно ясно видно на таких категориях, как движение (В 7), телесность (В 9), величина (В 10). Элейцы не были бы греками, если бы целиком отрицали подвижный и разнообразный мир с его вечным становлением. Эпифаний (А 12), напр., прямо говорил, что у М. "в природе нет ничего постоянного, но все в возможности подвержено гибели". В древности говорили также и о том, что отрицат. рассуждение у М. имеет только эвристич. характер, а на самом деле он вполне признавал чувств. ощущения и на них базировался (А 14; ср. 7). Ощущения обманчивы, если они берутся вне разумного усмотрения, но если они не мешают разумной определенности сущего, они имеют вполне положит. характер (В 8). И в конце концов, как единое у М. ни отвлеченно, все же он трактует его как божество (А 13) и даже приписывает ему блаженство (А 5), а уж относительно чувств. конкретности греч. богов сомневаться не приходится. Наконец, свое знаменитое единое, или бытие, он называл самым простым и обыкновенным греч. термином "природа" и даже приписывал ему пространств. бесконечность. Т.о., единое у М. не отрицает природы, а только выдвигает в ней на первый план один из ее моментов, именно непрерывную целостность. Фрагм.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratlker, 9 Aufl., Bd 1, В., 1960; Маковельский А. О., Досократики, ч. 2, Каз., 1915. гл. 20. Лит.: Мандес М. И., Элеаты, О., 1911, с. 245–310; Дынник ?. ?., Очерк истории философии классич Греции, М., 1936, с. 98–99; История философии, т. 1, [М. ], 1940 (по имен. указ.); ?pеlt О., Melissos bei Pseudo-Aristoteles, in: Jahrb. klass. Philol., Bd 133, В., 1886, S. 729–66; ?abst ?., De Melissi Samii fragmentis, Bonnae, 1889 (Diss.); Offner M., Zur Beurteilung des Melissos, "Arch. Geschichte Philos.", 1891, Bd 4, S. 12–33; Reinhardt К., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn, 1916; Meloni P., Contributo ad una interpretezione del pensiero di Melisso di Samo, "Annali della Facolta di Lettere, Filosofia e Magistro della Universita di Cagliari", 1948, v. 15; Untersteiner M., Senofane e Mellisso nel "De Melisso Xenophane Gorgia", "Antiquitas", 1953, pp. 3–65. A. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МЕЛИСС МЕЛИСС (????????) из Самоса (5 в. до н. э.) — древнегреческий философ, завершитель и систематизатор традиций Элейской школы. Архаическая темнота стихов Парменида побудила Мелисса дать ясное прозаическое изложение элейского учения с развернутой аргументацией. Философский трактат Мелисса “О природе, или О сущем” известен в основном по конспектам Симпликия и псевдо-аристотелевскому сочинению “О Мелиссе, Ксенофане, Горгии”. Из исходного постулата “нечто есть” Мелисс дедуцирует все атрибуты сущего: оно вечно (в силу закона ex nihilo nihil, фр. 1), бесконечно (фр. 2—4), одно (так как два бесконечных граничили бы между собой, фр. 6), однородно (так как неоднородность имплицирует множественность, фр. А 5), неподвержено изменениям (росту и убыли; трансформации) и аффектам (боли, печали, фр. 7), неподвижно (т. к. необходимая предпосылка движения — существование пустоты, но пустота — “ничто”, фр. 7). Полученный т. о. априорный критерий реальности опровергает данные чувственного опыта: если бы феномены мира мнения-доксы были реальны, то каждый из них (напр., “земля, вода, воздух, огонь, железо”) должен был бы обладать атрибутами “того, что есть” (фр. 8), а это невозможно. Аргумент о бестелесности единого сущего (тело обладает “толщиной”, толщина имплицирует наличие частей, части — множественность, фр. 9, ср. антиномию множества у Зенона, 29 В DK) основан на предположении, что бесконечная протяженность и “полнота” исключает “бестелесность”. Указание на отсутствие “боли” и “печали” в бытии свидетельствует об этико-психологическом измерении сущего, очевидно, служившего парадигмой внутреннего спокойствия и душевной неуязвимости мудреца. Отступлений от Парменида у Мелисса немного (бесконечность бытия, отказ от “вечного настоящего”), но его аргументация достаточно оригинальна. Отношение Мелисса к Эмпедоклу и Анаксагору проблематично, влияние на генезис атомистики вероятно. Фрага. и свидетельства: DK I, 258—276: Reale G. (ed.), Melisso Samius. Testimonianze e frammenti. Firenze, 1970. Лит.: LoenenJ. H.. Parmenides, Melissus, Gorgias, a Reinterpretation of Eleatic Philosophy. Assen, 1959; Solmsen F. The “Eleatic One” in Mdisisus. Amst., 1969. А. В. Лебедев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|