|
КАН ЮВЭЙКАН ЮВЭЙ Кан Цзуй, Кан Гуанся, Кан H а н ь х а й (19.3.1858, с. Интань, ок. Кантона,— 31.3.1927, Циндао, пров. Шаньдун), кит. учёный, философ, политич. деятель. В 1898 был гл. вдохновителем реформаторского движения и «реформ ста дней» (11.6. — 21.9.1898); спасаясь от преследований, уехал из Китая, путешествовал по Азии, Америке и Ев-ропг; в 1899 организовал в Канаде консервативный Союз защиты императора (Баохуан хуэй). С 1912 в Китае, боролся за установление конституц. монархии и превращение конфуцианства в гос. религию. Автор многочисл. соч., в которых рассматривается проблема подлинности канонич. книг и даётся собств. интерпретация конфуцианства с привнесением элементов буддизма и некоторых европ. теорий. Уделил значит. внимание концепции «перемен», или «изменений» (бянь), как проявления «пути неба», «закона (ли) вещей», имеющего эволюционный и в значит. мере индивидуальный характер. Традиц. конфуцианское понятие жэнь (гуманность) К. Ю. истолковывал как силу любви, объединяющую людей. Историч. развитие человечества объяснял при помощи почерпнутой из хроники «Гунъянчжуань» теории трёх этапов: хаоса, поднимающегося покоя и великого покоя, сменяющих друг друга в эволюц. процессе. Дополнив эту теорию высказыва-ниями Конфуция о периодах великого единения и равенства (да-тун) и малого спокойствия, К. Ю. развил универс. теорию социального развития да-тун, сходную с теориями европ. утопич. социализма: в условиях всеобщего равенства, любви, справедливости и обществ. владения имуществом идеальный мир будущего будет принадлежать всем людям; семья, государство, частная собственность, наказания и даже нац. языки будут упразднены либо постепенно исчезнут, так же как и «девять преград» (государственные, классовые, расовые, половые, профессиональные и т. п.) — источник человеческих страданий. Оказал значительное влияние па развитие общественной мысли в Китае кон. 19 в. Да-тун шу (Книга о Великом Единении и Равенстве), Пекин, 1956; Кун-цзы гай-чжи као (Исследование идей Конфуция об изменении гос. строя), Пекин, 1958; Синь-сюе вэй цзин као (Исследование о подделанных классических канонах Синьской школы), Пекин, 1956. Новая история Китая, М., 1972, с. 289—313; Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. 19 в., М., 19802; K'ang Yu-vrei. A biography and a symposium, ed. with transl. by Jung-pangLo, Tucson, 1967; Liang Ch'i-ch'ao, Intellectual trends in the Ch'ing period, Camb. (Mass.), 1959, p. 83—107. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КАН ЮВЭЙ КАН ЮВЭЙ (Кан Наньхай, Кан Цзуи, Кан Гуанся, Кан Чансу, Кан Гэнщэн) (19 марта 1858, уезд Наньхай провинции Гуандун — 31 марта 1927, Циндао провинции Шаньдун) — китайский мыслитель и политик. В юности учился у известного неоконфуцианского наставника того времени Чжу Цыци, испытал воздействие буддизма. С 1890-х гг. преподавал в Гуанчжоу (Кантоне), среди его учеников— будущий политик и философ Лян Цичао. В этот период были написаны труды “Сцньсюэ вэйцзин као” (“Исследование поддельных канонов Новой школы”, 1891) и “Кун-цзы гайчжи као” (“Исследование реформ институтов Конфуцием”, 1897). В 1895 получил высшую ученую степень цзиньши. В 1898 император принял предложения Кан Ювэя по модернизации системы образования, отмене старой системы госэкзаменов, усилению вооруженных сил, введению начал парламентаризма и самоуправ ления. Начавшиеся в июне “Сто дней реформ” завершились в сентябре 1898 дворцовым переворотом, заключением императора Гуансюя под домашний арест и казнью шести ведущих реформаторов. Самому Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг. В 1899 он создал в Канаде Общество защиты императора, к началу 1900-х гг. завершил работу над “Да тун шу” (“Книга о Великом Единении”). В период зарубежных скитаний его увлечение западными идеями сменилось пафосом защиты национального наследия. После победы Синьхайской революции 1912 Кан Ювэй вернулся в Китай, где участвовал в провалившихся попытках учреждения конституционной монархии в 1917 и 1924. Рассматривая Конфуция как “некоронованного правителя”, посланного Небом для наведения порядка в обществе, Кан Ювэй для доказательства этого тезиса обратился к сопоставлению школ “текстов новых письмен” и “текстов старых письмен” (см. Цзин сюэ), появившихся в результате различных реконструкций доциньских философских произведений, уничтоженных при династии Цинь (221—206 до н. э.). Оспаривая утвердившуюся точку зрения, он объявил подделкой тексты “старых письмен”, якобы найденные в стене дома Конфуция при династии Хань, одновременно настаивая на аутентичности канонов “новых письмен”, восстановленных сразу после падения Цинь на основе устно переданных текстов. Если школа “новых письмен” считала Конфуция земным мудрецом, унаследовавшим древнюю традицию, упорядочившим и передавшим ее последующим поколениям, то школа “старых письмен” видела в нем божественную фигуру, находя в приписываемых ему текстах глубокий аллегорический смысл. Трактовка Конфуция как божества, ниспославшего “шесть канонов”, дала Кан Ювэю возможность сформулировать свои социально-политические взгляды со ссылкой на авторитет древности, но без опоры на консервативную традицию имперского конфуцианства. Возглавив в 1912 Общество религии Конфуция, Кан Ювэй добивался конституционного закрепления государственного культа Конфуция. Общественные взгляды Кан Ювэя соединяли учение Хэ Сю (2 в.) о “трех эпохах” [“упадок и хаос” — “рождающийся мирравновесие” (шэн пин) — “великий мир-равновесие” (тай пин)] с конфуцианскими идеями “малого процветания-благосостояния” (сяо кан) и “Великого единения” (да тун). Кан Ювэй полагал, что человечество находится на этапе “рождающегося мира-равновесия” и начинает движение к идеальному обществу Великого единения, в котором будут сняты девять видов различия, вызывающих страдания (между государствами, расами, классами, полами, семьями, профессиями, видами, отменятся также “хаотические” иррациональные страдания и страдания из-за страданий). После установления всемирного общества всеобщего равенства и благоденствия, в котором будут невозможны войны и конфликты, главной проблемой человечества станет достижение бессмертия. Философским основанием социально-утопической теории Кан Ювэя служило соединение понятий Мэн-цзы о “сердце, небезразличном к страданиям других людей”, фундаментального конфуцианского понятия о гуманности (жэнь), учения об “изначальной пневме” {юань ци) и заимствованного западного понятия об “электричестве” (дянь). “Пневма” и “электричество” пронизывают все бытие и порождают взаимное притяжение вещей, что у людей проявляется в форме “гуманности” — сочувствия друг другу, взаимопомощи и т. д. Соч.: Кан Наньхай вэньцзи (Собр. соч. Кан Наньхая), т. 1—8. Шанхай, 1915; Датун шу(Книгао Великом Единении). Пекин, 1956. Лит.: Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М., 1980; Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Да тун— теория утопического коммунизма или положительный идеал китайских реформаторов?— В кн.: Общественно-политическая мысль Китая (кон. XIX — нач. XX в.). М., 1988; Jung-pang Lo (ed.). K'ang Yu-wei: A Biography and a Symposium. Tucson, 1967; Hsiao Kung-chuan. A Modern China and a New World: K'ang Yu-wei, Reformer and Utopian, 1858—1927. Seattle-L., 1975. А. В. Ломаное Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|