ЗНАНЕЦКИЙ


ЗНАНЕЦКИЙ
        (Zimniecki) Флориан Витольд (15.1.1882, Свентники, Польша,—23.3.1958, Урбана, США), социолог. Основал Польск. социология, институт (1921) и журн. «Przeglad socjologiczny» (1930). В 1941 принял гражданство США.
        В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe and America», v. 1—5, 1918—20, COBM. с амер. социологом У. Томасом), считающейся основополагающей в немарксистской социологии, впервые для анализа применены понятия «личностные установки», ценности, а также методы изучения «личных документов» (писем, дневников, автобиографий и др.). 3.— один из основателей теории социального действия. По 3., общество есть культурная система, состоящая из социальных, экономич., техно-логич. и др. подсистем и изучаемая совокупностью культурных наук. Социальные системы, исследуемые социологией, 3. делил на 4 подсистемы: действия, отношения, личности и группы. Природа социальной системы, по 3., определяется характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и установки.
        Socjolog]a wychowania, t. 1—2, Wars?.., 1928—30;The method sociology, N. Y., 1934; Cultural sciences, Urbana, 1963; Social relations and social roles, S. P., 1965; The social role of the man of knowledge, N. Y., 1965; Social actions, N. Y., 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЗНАНЕЦКИЙ
(Znaniecki), Флориан Витольд (15 февр. 1882 – 23 марта 1958) – бурж. социолог, один из основоположников позитивистского эмпиризма в совр. бурж. социологии. Род. в Польше, учился в Варшаве, Женеве, Цюрихе, Париже. До 1-й мировой войны преподавал в Варшаве. В 1917–19 – преподаватель Чикагского ун-та, в 1920–39 – проф. социологии Познаньского ун-та, в 1941 принял гражданство США, с этого же года – проф. Иллинойсского ун-та. В 1954 – президент Амер. социологич. об-ва.
Специфич. чертой воззрений З. является попытка объединить в социологии принципы позитивизма с неокантианством и "философией жизни". Его труд "Польский крестьянин в Европе и Америке" ("The polish peasant in Europe and America", v. 1–5, 1918–20), написанный вместе с амер. бурж. социологом У. Томасом, характеризуется отказом от выяснения объективных социально-экономич. причин и источников социальных процессов в пользу статистич. описания их внешних проявлений в чертах психологии и поведения людей. Применив "метод изучения личной документации": писем, заметок, автобиографий людей и т. д., З. (вместе с Томасом) положил тем самым начало разработке методов сбора и обработки эмпирич. данных. Впоследствии бурж. социологи-позитивисты сводили к этому методологию социологич. исследования.
З. – один из создателей бурж. концепции социологии как "науки о социальном поведении". Он обосновывает взгляд на социологию, как дисциплину, изучающую специфич. сторону обществ. явлений – "социальное" в отличие от "экономического", "политического" и т.д. "Социальное", по З., – это взаимоотношение людей как таковое, акты их сознат. осмысленного поведения. Эта ненаучная т. зр. сыграла большую роль в обосновании господствующей тенденции в совр. бурж. социологии – подмены социологии социальной психологией. В рамках этой тенденции З. пытался преодолеть пороки "социологического позитивизма" (Ландберг, Додд) и, выступая против свойственного этой школе бихевиористского отождествления сознания и поведения, ставил перед социологией задачу изучения форм сознания людей (мотивы, цели, нормы и т. д.) как самостоят. объектов. Однако выдвинутая им в качестве основы для изучения сознания людей программа соединения социологии и "наук о культуре" ("Науки о культуре" – "Cultural sciences", 1952) сводится к попыткам объединить принципы позитивистского психологизма и аксиологии. Согласно З., гл. задача социологии заключается в выяснении механизма соответствия индивидуальных ценностей и взглядов людей коллективным нормам, руководствуясь к-рыми люди участвуют в тех или иных процессах обществ. жизни. Эта позиция сближает взгляды З. с бурж. "теорией социального действия", одним из создателей к-рой он был ("Социальные действия" – "Social actions", 1936).
Выступая против претензий школы "социологического позитивизма" на создание "естественной науки об обществе" путем переноса в социологию методов точных наук: физики, математики, механики, З. выдвинул идею разработки специфически-социологич. метода. Пытаясь разработать этот метод, З. выступил с эклектич. программой соединения позитивистской "точной методологии" с неокантианским принципом различения "знания факта" и "знания ценности" и "качественным" методом исследования "ценностей", к-рый он рассматривал в духе "вживания", пропагандируемого "философией жизни". Источник социального развития З. видит в изменениях взглядов, "коллективных ценностей", людей. В учении о "социальной организации и дезорганизации" З. антинаучно объяснял природу социальных конфликтов и войн в обществе, сводя причины этих явлений к "распаду единой системы ценностей". Идеалистич. взгляды З. оказали влияние на формирование совр. реакц. "интуитивистской социологии" (П. Сорокин). В последние годы жизни З. положительно отнесся к успехам науки и культуры в народной Польше.
Соч.: Zagadnienie wartosci w filozofii, Warsz., 1910; Humanizm i Poznanie, Warsz., 1912; Cultural reality, Cni., [1919]; Upadek cywilizacji zachodniej, Poznan, 1921; Wstep do socjologii, Poznan, 1922; Przedmiot i zagadnienia nauki о wiedzy, в кн.: Nauka polska, t. 5, Warsz., 1925, s. 1–78; The laws of social psychology, Chi., [1925]; Socjologia wychowania, t. 1–2, Warsz., 1928–30; Miasto w wiadomosci jego obywateli, Poznan, 1931; Ludzie terazniejsi a cywilizacja przyszlosci, Lw.-Warsz., [1934]; The method of sociology, N. Y., 1934; The social role of the man of knowledge, N. Y., 1940; Modern nationalities, Urbana, 1952. Лит.: Беккер Г. и Босков ?., Современная социологическая теория..., пер. с англ., М., 1961 (см. Указатель).
Н. Новиков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЗНАНЕЦКИЙ
    ЗНАНЕЦКИЙ (Znaniecki) Флориан Витольд (15 января 1882, Святники, Польша — 23 марта 1958, Урбана, США) польско-американский философ и социолог, один из главных представителей т. н. гуманистического направления в социологии 20 в. Степень доктора философии получил в 1909 в Ягеллонском университете (г. Краков). Под влиянием У. Томаса заинтересовался социологией и, не имея возможности по политическим причинам получить работу в Польше, принял в 1914 приглашение Чикагского университета. Совместно с Томасом написал произведение “Польский крестьянин в Европе и Америке”, ознаменовавшее начало развития эмпирических социологических исследований. С 1920 — профессор социологии в Познани, где в 1922 основал Польский социологический институт. Многократно выезжал для чтения лекций в США. Основные его теоретические произведения написаны на английском языке.
    Социологические взгляды Знанецкого формировались под влиянием антипозитивистской традиции (Дильтеа, неокантианство, М. Вебер), а также американского прагматизма и эмпиризма. По его мнению, основой бытия являются ценности, которые создают культурный мир. Именно этот мир познается науками о культуре, в том числе социологией. Ее предмет — социальные системы, из которых состоит социальная действительность. Различая четыре основные социальные системы: социальное действие, социальное отношение, социальная личность и социальная группа, Знанецкий полагал, чтоони должны исследоваться с учетом т. н. человеческого коэффициента. Первоначально этот принцип рассматривался как онтологический, а затем как методологический, т. е. как требование принимать во внимание точку зрения участвующих в социальной ситуации индивидов, учитывать их понимание ситуации, выделять значимый для них аспект. В более широком плане это было требование рассматривать социальные явления как результат сознательной деятельности людей. При этом Знанецкий считал социологию номотетической наукой, т. е. формулирующей законы на основе сбора эмпирических данных, позволяющих учитывать человеческий коэффициент, и индукции. Этим требованиям, по его мнению, отвечает анализ личных документов (см. Биографический метод), впервые примененный в “Польском крестьянине...”. Личные документы (письма, воспоминания, биографии, дневники и т. п.) позволили Знанецкому учесть субъективную сторону социальных отношений; объективность исследованию придает компетентная интерпретация специалиста. Наряду с общей социологией Знанецкого интересовали также специальные области — социология знания, воспитания, города. Научная и педагогическая деятельность Знанецкого оказала большое и плодотворное влияние на польскую и американскую социологию 1-й пол. 20 в. Многие понятия и положения, разработайные им, были интегрированы структурным функционализмом и др. школами американской социологии.
    Соч.: Zagadnienie wartosci w filosofii. Warsz., 1910; The Polish Reasant in Europe and America (With W. I. Towas), vols. 1-5. Boston, 1918l^i); Miaste w swiadomosci jego obywateli. Poznan, 1931; Method of Sociology. N.Y., 1934; Social Action. N.Y, 1937; On Humanistic Sociology. Chi., 1969.
    ?. В. Остова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1600
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Вайнлендская шкала социальной зрелости (vineland social maturity scale)
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • Исследование социального климата (social climate research)
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Социальная изоляция (social isolation)
  • Социальная поддержка (social support)
  • Социальная психология (social psychology)
  • Социальная психофизиология (social psychophysiology)
  • Социальное влияние (social influence)
  • Социальное патронирование (social casework)
  • Социальное познание (social cognition)
  • Социальное равенство (social equality)
  • Социальные вмешательства (social interventions)
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • Теория социального обмена (social exchange theory)
  • Тренинг социальных навыков (social skills training)
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Шкала социальной дистанции Богардуса (Bogardus social distance scale)
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь