|
ДАРШАНАДАРШАНА (санскр., букв.— видение, взгляд, от дарш — видеть), в др.-инд, философии обозначение систем умозрения, сопоставимое с понятием школы в ан-тич. или европ. философии. Понятие Д. связано с идеей видения, восприятия зрением (а потом и разумом, интуицией и т. д.), откуда такие значения Д., как «способность видеть», «переживание», «опыт»; «понимание», «доктрина», «филос.-религ. система». С помощью Д. открывается истина в её целостности, полноте и непротиворечивости, что и является целью др.-инд. мысли. «Увиденная» (явленная) истина и «видение» как метод познания истины связаны друг с другом общим элементом — «светом». Чаще всего понятие Д. применяется к ортодоксальным системам (астика) др.-инд. мысли (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта), но иногда как Д. рассматриваются и системы, принадлежащие к ластике. Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДАРШАНА ДАРШАНА (санскр. darsana — видение, зрение, от d.rs— видеть, наблюдать—термин индийской философии, охватывающий широкий круг значений: взгляд, воззрение, интуиция, прозрение, лицезрение и т. п., восходящих к единому прообразу—схеме зрительного восприятия (“ухватывание” объектов при условии их освещенности). На этой основе возникает трактовка даршаны как “внутреннего”, “духовного зрения”, луч которого освещает, проясняет внутреннее пространство и находящиеся в нем мысли и образы. Это и интеллектуальная ясность систем умозрения, и интуитивно переживаемая “прозрачность” откровения. Отсюда значения даршаны и как интуитивного прозрения, и как рационального образа реальности. В буддийской литературе родственное понятие дришти (пали диттхи) имеет смысл мнения, как правило, ошибочного, которому противопоставляется самьяг дршмти (правильное воззрение) — интуитивное познание четырех благородных истин, составляющее самый важный компонент буддийской практики (см. Восьмеричный путь). В таком же оценочном смысле понятие “даршана” используется и в философских системах индуизма и джайнизма: митхья (ложная) даршана — самьяг (истинная) даршана. Однако там встречается и более нейтральное доксографическое толкование даршаны как “школы”, “системы воззрений”, “доктрины”, применяемое, как правило, к шести ортодоксальным системам индийской философии (миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога), напр., в компендиуме “Сарва-даршана санграха” (“Собрание всех доктрин”). В 19—20 вв. индийские мыслители стали употреблять термин “даршана” как аналог западного понятия “философия”, видя в нем символ специфического для индийского умозрения непосредственного “видения” реальности в противовес рационализирующему духу европейской философии, а также воплощение практической сотериологической ориентации индийской мысли (ее нацеленность на идеал мокши— освобождения от перерождений), в отличие от чисто теоретического европейского подхода (С. Радхакришнан). В. Г. Лысенко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|