ВЕЩЬ


ВЕЩЬ
        отдельный предмет материальной действительности, обладающий относит. независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качеств. и количеств. характеристиками. Наиболее общим выражением собств. характеристик В. являются её свойства, а место и роль данной В. в определ. системе выражаются через её отношения с другими В. Категория В. широко использовалась в философии до 19 в., причём осн. признаком В. считалась её телесность. В совр. филос. литературе вместо категории В. обычно употребляют категории объекта и предмета. Однако при анализе социаль-но-экономич. проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (напр., в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логике.
        Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ВЕЩЬ
то же, что предмет.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ВЕЩЬ
    ВЕЩЬ — предмет, опосредованный человеческим трудом; в более общем смысле—любое нечто, самостоятельно существующее в пространстве-времени. Аристотель назвал так понимаемую вещь первой сущностью. Вещь, обозначаемая латинским термином “res”, фигурировала в спорах средневековых номиналистов и платонистов. Философы, признающие реальность мира в целом, могут отрицать другие виды сущего (общие предметы, признаки, классы, бесконечности), но первую сущность не отрицает никто. Наряду с многозначным термином “вещь” используют и другие понятия: “предмет”, “индивид”, “конкрет”, “партикуляр”. Определить вещь-конкрет—значит прежде всего отличить ее от признака (абстракта, качества, характеристики). Аристотель предложил для решения этой задачи два критерия, остающиеся основными и сегодня: 1) вещь существует в пространстве-времени самостоятельно, признак—лишь в составе вещи; наделение признака самостоятельным существованием называется гипостазчрованием и считается ошибкой всеми за исключением крайних платонистов; 2) признак характеризует вещь, придает ей определенность, обратное же невозможно — вещь не может быть признаком признака. Только после различения вещи и признака становится понятным спор между номиналистами, признающими реальность лишь индивидов, и платонистами, настаивающими на существовании и их признаков.
    Вещь в самом общем смысле—любое нечто, все, что может быть названо, все, что может быть объектом мысли. Как самое общее философское понятие оно охватывает любые объекты мысли — и реальные, и воображаемые. Синонимом так понимаемой “вещи” считают “объект”. Объектом обычно называют вещь, включенную в человеческую деятельность, актуально осваиваемую субъектом предметно—практически и познавательно. Термином “объект” чаще обозначают не реальный, а потенциальный референт познавательной и практической деятельности, т. е. по существу любое нечто.
    Все эти значения вещи связаны между собой и, взятые вместе, создают целостную онтологическую структуру. Вещи-объекты делятся на вещи-конкреты и вевди-абстракты, а конкреты, в свою очередь,—на природные вещи (предметы) и вещи — продукты труда.
    Г. Д. Левин
    ВЕЩЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражалась термином “шай'” и служила в средневековой арабо-мусульманской философской и теоретической мысли наиболее общим выражением чего-либо, о чем может идти речь. Такое понимание вещи было высказано еще в каламе, где вещь определялась как “иное” (гайр),т. е. нечто, отличаемое от другого. Наиболее общей и универсально признаваемой характеристикой вещи служила “утвержденность” (субуг). В зависимости от того, отождествлялась ли утвержденность с существованием (вуджуд) или нет (см. Утвержденность, Существование), понимание вещи в разных направлениях могло сужаться до “существующего” или расширяться до “утвержденного”. От шай' было образовано абстрактное шай'иййа (вещность). В большинстве философских направлений (за исключением исмаилизма и некоторых мутакаллимов) и в исламском вероучении Бог, или Первоначало, именуется вещью. Термин “вещь” употребим в отношении сенсибельного, интеллигибельного, духовного. Отрицанием вещи является ла-шай' (ничто), атакже (в исмаилизме) лайс. Мутакаллимы называли Бога вещью, за исключением Ибн Сафвана, отождествлявшего вещь с “сотворенным” (махлук), отличительная черта которого—обладание “подобием” (масал). В каламе было высказано мнение, что Бог—вещь, отличная от всех прочих вещей, что трактовалось как отличие божественных атрибутов от атрибутов иных вещей при их номинальном совпадении. Что касается вещей мира, то большинство мутакаллимов различали “сотворение” вещи и саму вещь. Понятие “сотворенное” иногда трактовалось как “вещь и творение (халк)”. ('Аббад бен Сулайман). Некоторые мыслители (ан-Иаззам, ал-Джубба'й) отождествляли вещь и творение, являющееся прямым “созданием” (таквйн) вещи, а также волю Бога, являющуюся “произведением” (йджад) вещи, и саму производимую вещь, отличая их от воли, выраженной в приказании о какой-то вещи, когда такое приказание обращено к людям в форме Закона и создает вещь опосредованно, в зависимости от действий люде и (см. Воля). Было высказано мнение, что творение вещи — ее атрибут, который не является ни самой вещью, ни иным, нежели она (Хишам бен ал-?(акам). В каламе наметилось отождествление понятия вещи с понятием “лик” (ваджх) и “он” (хува), чтов дальнейшем получило развитие как сближение вещи и “оности” (хувиййа; см. Сущность). Те мутакаллимы, которые отождествляли вещь и “существующее”, считали, что вещь может познаваться как вещь до своего существования, хотя в таком случае она получает только те характеристики, которые зависят от нее самой или уже существующих внешних причин (ал-Джубба'й).
    В арабоязычном перипатетизме сохраняется понимание отличия начала вещей от самих вещей. Согласно Ибн Сине, Первое не имеет ничего общего с вещью, поскольку не подпадает ни под какой род, не имеет видового отличия, но отличается от всех вещей благодаря своей самости (зат). В исмаилизме происходит разделение понятий “утвержденности” (отличаемой от “существования”) и “оности”, с одной стороны, и вещи — с другой: Бог, обладающий утвержденностью, не является вещью, божественная “оность” благодаря самой себе отлична от всех вещей, первой вещью (шай') оказывается Первый Разум. Наряду с термином “шай'” ая-Кирмани использует близкое “'айс” (нечто). В ишракизме вещь восстанавливает статус универсального имени, и первым и наиболее общим делением вещей является деление на свет и не-свет. Ас-Сухравардй считает “вещность” (наряду с существованием, единством и т. п.) не отличимой от самости. Положение об однозначном отличии Бога от вещей мира снимается в суфизме, где каждая вещь подобна любой другой, будучи способной воплотиться как любая другая благодаря своей неинаковости в отношении Бога.
    А. В. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    вазня, вещица, вещичка, вручье, детище, изделие, лалара, лейбл, лэйбл, мшель, наворот, нечто, опус, перда, писание, плод вдохновения, плод трудов, поделка, поноска, предмет, приблуда, произведение, просовок, работа, создание, сочинение, творение, труд, фигня, фиговина, фигулька, фитюлька, херовина, хреновина, хреномать, хренота, хренотень, хрень, чертовщинка, чуча, шмотулина, шмудак, шмука, шняга, штука, штукенция, штуковина, штучка


Просмотров: 1560
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ВЕЩЬ В СЕБЕ"
  • "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС"
  • "О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ"
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “Слова и вещи”
  • «ВЕЩЬ В СЕБЕ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВЕЩЬ
  • ВЕЩЬ
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • Вещь
  • Десять Тысяч Вещей
  • Как делать вещи при помощи слов
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • НЕЧТО
  • НЕЧТО, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ГРАММАТОЛОГИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Слова и вещи
  • Сотворение мира, творение
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • вещь
  • вещь в себе
  • принципы - дела/вещи
  • ритуальная порча вещей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь