БЕРНШТЕЙН


БЕРНШТЕЙН
        (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин,— 18.12.1932, там же), нем. социал-демократ, идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интернационала. В 70-х гг. Б. занимал позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудничал (до 1878) в правооппортунистич. журн.: «Zukunft», в котором пропагандировались реформистские и филос.идеалистич. взгляды, подвергнутые К. Марксом и Ф. Энгельсом беспощадной критике (см. «Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т. 19, с. 161—75). Под влиянием этой критики Б. временно отошёл от реформизма, был редактором ЦО с.-д. партии «Der Sozialdemokrat» (1881—90).
        После смерти Энгельса Б. под влиянием тред-юнионизма, англ. бурж. экономич. литры и реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксизмом. Во 2-й пол. 90-х гг. он выступил с критикой всей системы марксизма пак якобы устаревшего (статьи под общим назв. «Проблемы социализма», опубл. в 1896— 1898 в журн. «Neue Zeit» и в 1899 в кн. «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался от материализма, провозгласив необходимость возврата к философии Канта, выступил против материалистич. диалектики, которую отождествлял с идеалистич. диалектикой Гегеля. Последняя будто бы вносила в марксизм идею насилия и катастро-физма. В области социально-политич. наук Б. подверг ревизии осн. положения «Капитала» — теорию стоимости, учение о кризисах, об обнищании нар. масс, отвергал социально-экономич. основы революции. Это привело Б. к отрицанию самой возможности науч. социализма, к утверждению, что социализм — это только этич. идеал. На основе утверждения, что пролетариат якобы не способен организовать производство и пролет. революция может привести лишь к хаосу и разрушению производит. сил, Б. отверг марксово учение о революции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и компромиссов с буржуазией (лозунг: «Конечная цель — ничто, движение — всё»).
        В своих комментариях к изданной им в 1913 переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах «История рабочего движения в Берлине» (ч. 1 — 3, 1907 — 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд Лассаль» (1904, рус. пер. 1905) и др. Б. фальсифицировал как теоретич. наследие основоположников марксизма, так и историю нем. рабочего движения. В период 1-й мировой войны Б. занимал вместе с К. Каутским центристскую позицию, позже вновь отошёл к правому крылу нем. с.-д.; был противником . революции 1917 в России.
        Ревизионизм Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В. Плехановым, Ф. Мерингом, Р. Люксембург.
        Ленин В. И., Наша программа, ПСС, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27; Плеханов Г. В., О мнимом кризисе марксизма, в кн.: Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956; его же, Б. и материализм, там же; его же, За что нам его благодарить, там же; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм, социал-демократии 1895—1914 гг., М.— Л., 1961; Очерки пстории идейной борьбы вокруг «Капитала» К. Маркса, М., 1968.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


БЕРНШТЕЙН
(Bernstein), Эдуард (6 янв. 1850 – 18 дек. 1932) – нем. социал-демократ, идеолог реформизма и ревизионизма. Вначале находился на позициях мелкобурж. демократии. До 1878 сотрудничал в журнале "Zukunft", право-оппортунистич. программа к-рого была подвергнута беспощадной критике Марксом и Энгельсом ("Циркулярное письмо" А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. [17–18 сент. 1879], в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, М., 1953). Под влиянием этой критики Б. "стал революционным социал-демократом... по крайней мере до смерти Энгельса в 1895 году" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 12, с. 327), хотя рецидивы оппортунизма проявлялись у него и в этот период. С 1879 до отмены исключительного закона против социалистов Б. был редактором нелегальной газ. "Sozial-Demokrat", издававшейся сначала в Цюрихе, а затем в Лондоне.
В 1897–98 Б. поместил в "Die neue Zeit" ряд статей под общим заголовком "Проблемы социализма", в к-рых подверг ревизии осн. положения марксизма в области философии, политич. экономии, теории науч. социализма и пролет. революции. Провозгласив лозунг "назад к Канту", Б. отказался от последовательно материалистич. решения осн. вопроса философии. "Материалист, – писал он, – тот же кальвинист, только без Бога" ("Исторический материализм", СПБ, 1901, с. 7). Признание определяющего характера способа произ-ва, по его мнению, – односторонняя точка зрения, к-рую надо дополнить учетом взаимодействия различных факторов, среди к-рых экономич. отношения не обязательно оказываются решающими. Б. отрицал науч. значение материалистич. диалектики, отождествляя ее с гегелевской диалектикой и рассматривая только как метод умозрит. спекуляций. Б. пытался доказать равноправность марксовой теории стоимости и прибавочной стоимости с пресловутой теорией "предельной полезности" австр. школы, отрицал концентрацию капитала в пром-сти и особенно в с. х-ве, растущую нищету, пролетаризацию и обострение капиталистич. противоречий. Б. отрицал самую возможность науч. социализма, т.к., по его мнению, наука описывает то, что есть, представления же о социализме относятся к тому, что будет, и являются лишь неким морально-этич. идеалом. Безусловно отвергая идею диктатуры пролетариата на том основании, что пролетариат якобы неспособен организовать произ-во на социалистич. началах и пролет. революция поэтому может привести только к хаосу и разрушению производит. сил, Б. проповедовал теорию затухания классовой борьбы в бурж. обществе и признавал единств. задачей рабочего класса борьбу за мелкие реформы в рамках капитализма. Отсюда известная фраза: "Конечная цель – ничто, движение – все!" ("Очерки из истории и теории социализма", СПБ, 1902, с. 220–22 и 223–24). Все эти теоретич. рассуждения Б. были направлены на обоснование политич. требования, согласно к-рому с.-д-тия должна была превратиться из партии социальной революции в либерально-демократич. партию социальных реформ. Сообразно своим ревизионистским воззрениям Б. фальсифицировал наследство основоположников марксизма (напр., изданная им в 1915 переписка Маркса и Энгельса) и историю рабочего движения ("История рабочего движения в Берлине", 1907–1910, брошюра о Лассале, мемуары "В годы моего изгнания", 1917). Вся последующая деятельность Б. была направлена на борьбу против революц. марксизма. Во время 1-й мировой войны Б. занимал центристскую позицию вместе с Каутским и Гаазе. В 1917 г. принимал участие в создании Независимой с.-д. партии, но уже в 1919 г. открыто перешел на сторону шейдемановцев. После Октябрьской революции в России, являясь сторонником крайне правого крыла герм. с.-д-тии, вел идеологич. борьбу против ленинизма и социалистич. строительства в СССР. Большое значение имели выступления Плеханова против ревизионистских взглядов Б. в области философии. В борьбе против рус. последователей Б. – "экономистов" и меньшевиков – и междунар. ревизионизма в рабочем движении В. И. Ленин до конца разгромил бернштейнианство.
Соч.: Zur Geschichte und Theorie des Sozialismus, B., [1919]; Erinnerungen eines Sozialisten, В., 1918; Die deutsche Revolution, Bd 1, [2 Aufl.], В. – Fichtenau, 1921. Соч. в рус. пер.: Проблемы социализма и задачи социал-демократии, М., 1901; Возможен ли научный социализм?, Одесса, 1906; Социализм и демократия в Великой английской революции, М.–П., 1924.
Лит.: Ленин В. И., Разногласия в европейском рабочем движении, Соч., 4 изд., т. 16; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 15; его же. Марксизм и реформизм, там же, т. 19. См. также лит. при ст. Бернштейнианство.
Б. Пышков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


БЕРНШТЕЙН
    БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (16 января 1850, Берлин—8 декабря 1932, Берлин)—видный деятель немецкой социал-демократии, идеолог ревизии марксизма, теоретик реформизма. Окончил Коммерческую школу в Берлине, работал банковским служащим. В 1872 вступил в СДПГ, в 1878 эмигрировал в Швейцарию, где сотрудничал с “Die Zukunft”, в 1880 стал редактором “Sozialdemokrat”, в 1888 вынужден был переехать вместе с редакцией в Англию. В 1901 вернулся в Германию, где прожил до конца жизни. Свои взгляды о пересмотре марксизма он изложил в серии статей “Проблемы социализма” (1896—98), а затем в работе “Предпосылки социализма и задачи социал-демократии” (Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgabe der Sozialdemokratie. Stuttg., 1899; рус. пер. M., 1901). Октябрьскую революцию Бернштейн не принял, во время Германской революции 1918 был заместителем министра финансов, не признавал экспроприацию частной собственности, позже выступал в защиту Веймарской республики, составил новую программу СДПГ, в которой изложил суть “эволюционного социализма”. Бернштейн не считал Маркса философом (как и себя), а гегелевскую диалектику оценивал как “безжизненную спекуляцию”. Марксов материализм, по его мнению, ведет к фатализму, пренебрежению духовными процессами, тогда как социальное освобождение обусловлено совершенствованием моральных и правовых норм. В работе “Возможен ли научный социализм” (Wie ist der wissenschaftliche Sozialismus moglich. B., 1901; рус, пер. Одесса, 1906) он говорил о невозможности обоснования научного социализма, который не должен трактоваться как историческая закономерность, ибо представляет собой стремление людей к идеалу. Поскольку цель движения — идеал, постольку она недостижима. Этот тезис является обоснованием лозунга Бернштейна: “Цель—ничто, движение—все”.
    Лит.: Die Bernstein-Debatte, Die polit-ideologischen Stromungen und die Parteiideologie in der Sozialdemokratischen Partei Deutschland. 1898-1903. Helsinki, 1994.
    M. A. Xeaewu

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1177
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • "ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА"
  • "ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА"
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Идли (там.)
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ
  • СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь