АРИСТОКСЕН


АРИСТОКСЕН
         из Т а р е н т а (ак-ме, согласно визант. лексикону «Суда», 336—333 до н. э.), др.-греч. философ, ученик Аристотеля, представитель перипатетической школы. Из многочисл. соч., гл. обр. музыковедч., педагогич. и историко-биографич. характера (453 книги, согласно «Суде»), сохранились только (в сокращённом виде) «Элементы гармоники» в трёх книгах и часть 2-й кн. «Элементов ритмики» (курсы лекций по теории музыки, читавшиеся А. в Ликее). Применяя перипатетич. метод (сочетание систематизации со скрупулёзностью эмпирич. описания), А. дал музыковедч. синтез, оказавший многовековое влияние (сопоставим по значению с зоологич. трудами Аристотеля или ботаническими — Теофраста). Зачинатель жанра биографий философов; серия монографий о пифагорейцах: «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейском образе жизни» и «Пифагорейские изречения» — фр. 11—41 Wehrli, биография Архита Та-рентского (фр. 47—50). Культ Архита и стремление изобразить Пифагора в духе просвещённого пифагорейства последнего поколения пифагорейской школы (напр., избавив его от архаич. религ. табу на бобы) разительно контрастирует со скандально-анекдо-тич. и очернит. тенденцией биографий Сократа и Платона (фр. 51—68). Засвидетельствованное для А. сравнение отношения между душой (псюхе) и телом с отношением между муз. гармонией и лирой (фр. 118—121) уже в «Федоне» Платона (85е) вкладывается в уста пифагорейцу Симмию в качестве аргумента против субстанциальности и, следовательно, бессмертия души и, вероятно, также отражает т. зр. «последних» пифагорейцев — учителей А. (ср. Диоген Лаэртий VIII 46), не веривших больше в метемпсихозу.
        Elemente harmonica, rec. B. da Rios, Romae, 1954; Aristo-xeni Rhythmica, ed. G. B. Pighi, Bologna, 1959; Die Schule des Aristoteles, hrsg. v. F. Wehru, H. 2 — Aristoxenos, Basel — Stuttg., 19672.
        Л о с е в А. Ф., История антич. эстетики, т. 4, М., 1975, с. 664—70; W е h г l i F., Aristoxenos, в кн.: RE, Suppl. XI, 1968, col. 336—43.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


АРИСТОКСЕН
(???????????) из Тарента (4 в. до н.э.) – один из учеников Аристотеля, автор трактата по музыке "Гармоника", дошедшего до нас с нек-рыми пропусками. В нем А. рассматривал музыкальные тоны со стороны их непосредств. слышимости. Музыкально-теоретич. интересы А. возникли под влиянием пифагореизма. Написал не дошедшие до нас биографии Пифагора и Платона. Кроме "Гармоники", известны лишь нек-рые фрагменты А.
Соч.: Melik und Rhythmik des classischen Hellenenthums, Bd 1–2, Lpz., 1883–93; The Harmonics of Aristoxenus, Oxf., 1902.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


АРИСТОКСЕН
    АРИСТОКСЕН (???????????) из Тарента (ок. 370300) — греческий философ, ученик Аристотеля, представитель Перипатетической школы. Из многочисленных сочинений, главным образом музыковедческого, педагогического и историко-биографического характера (453 книги, согласно “Суде”), сохранились только (в сокращенном виде) “Элементы гармоники” в 3 книгах и часть 2-й книги “Элементов ритмики” (курсы лекций по теории музыки, читавшиеся Аристоксеном в Ликее). Применяя перипатетический метод (сочетание систематизации со скрупулезностью эмпирического описания), Аристоксен дал музыковедческий синтез, оказавший многовековое влияние (сопоставим по значению с зоологическими трудами Аристотеля или ботаническими Теофраста). Зачинатель жанра биографий философов; серия монографий о пифагорейцах: “О Пифагоре и его учениках”, “О пифагорейском образе жизни” и “Пифагорейские изречения” (фр. 11—41 Wehrli), биография Архита Тарентского (фр. 47—50). Культ Архита и стремление изобразить Пифагора вдухе просвещенного пифагорейства последнего поколения пифагорейской школы (напр., избавив его от архаического религиозного табу на бобы) разительно контрастируют со скандально-анекдотической и очернительной тенденцией биографий Сократа и Платона (фр. 51—68). Засвидетельствованное для Аристоксена сравнение отношения между душой и телом с отношением между музыкальной гармонией и лирой (фр. 118—121) уже в “Феаояе” Платона вкладывается в уста пифагорейцу Симмию в качестве аргумента против субстанциальности и, следовательно, бессмертия души и, вероятно, также отражает точку зрения “последних” пифагорейцев—учителей Аристоксена (ср. Diog. L. V1II 46), не веривших больше в метемпсихоз.
    Фрагм.; Aristoxeni Elemente harmonica, rec. R. da Rios. Romae, 1954; Aristoxeni Elementa rhythmica, ed. G. B. Pighi. Bologna, 1959; Elementa rhythmica: the fragment of book II and the additional evidence for Aristoxenean rhythmic theory, texts edited with introd., transi, and comm. by L. Pearson, Oxf., 1990; tfehrti F. von (hrsg.). Die Schule des Aristoteles, Texte und Kommentar, Hft. 2. Basel—Stung., 1967.
    Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975, с. 664—670; Whfli F. von. Aristoxenos, RE. Suppl. XI, 1968, col. 336-343; BIlis A. Aristoxene de Tarente et Aristote: le Traite d'harmonique. P., 1986.
    A. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 947
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • “ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ”
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК»
  • АРИСТОКСЕН
  • АРИСТОКСЕН ТАРЕНСКИЙ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Аристоксен
  • Иллюзия Аристотеля
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ
  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Соперничество между потгомками
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
  • Энциклопедия философских наук
  • иллюзия Аристотеля



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь