|
АНТИФОНТАНТИФОНТ (5в. до н. э.), др.-греч. философ-солист. Автор соч. «Истина» и «Согласие». О жизни А. неизвестно ничего достоверного; антич. традиция, принимаемая некоторыми совр. исследователями, отождествляет его с А. из Рамнунта — афинским политиком олигархич. направления и автором суд. речей. В духе элейской школы высказывался скептически в отношении возможности познания единичного (DK В 1). Пытался решить задачу квадратуры круга и натолкнулся при этом на проблему перехода к пределу последовательности (DK В 13). Подчёркивал искусственный, непрочный характер всего, что является делом рук человека (DK В 15 = Аристотель, Физика II 1 193а 9 слл.). В соч. «Истина» А. предстаёт как пессимист и противник ограничений, накладываемых на индивида государством. В своём индивидуализме рекомендовал расчётливо заботиться о максимуме наслаждений и минимуме страданий, видя в этом следование природе. Соблюдать законы следовало, по А., лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы не подвергнуться наказанию. А. отрицал существ. различия между эллинами и варварами, не признавал преимуществ знатного происхождения. Возможно, делал попытки рационального толкования сновидений. Веря, как все софисты, в могущество слова, вёл лечебные беседы в специально приспособленном помещении с людьми, потерявшими душевное равновесие и искавшими помощи (DK A 6). Найденные на папирусах отрывки соч. А.— древнейший образец греч. филос. прозы. Фрагменты: DK II, 334—70; Маковельский А. О., Софисты, в. 2, Баку, 1941, с. 33—55. Л у p ь е С. Я., ?.— творец древнейшей анархич. системы, М., 1925; D u m m l e r F., Akademika, Giessen, 1889, S.71— 241; L u r i a S., Antiphon der Sophist, «Eos», 1963, v. 53, fasc. l, p. 63—67; M o r r i s o n J. S., The Truth of Antiphon, «Phronesis», 1963, v. 8, p. 35—49; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АНТИФОНТ А н т и ф о н (???????) (2-я пол. 5 в. до н.э.), – др.-греч. философ-софист, один из первых профессиональных учителей философии и ораторского искусства. Осн. идея А. – противопоставление действительно существующего и существующего во мнении людей. В соч. "Истина" А. излагал астрономич. и метеорологич. взгляды (учение о происхождении мира из вихря) и, развивая идеи элейской школы, утверждал, что "все есть единое" А. отрицал объективное существование единичных вещей и времени. Этику А. понимал как "искусство быть беспечальным". А. признавал равенство всех людей по природе: "От природы мы все и во всем устроены одинаково – и варвары и эллины", "все мы дышим воздухом через рот и нос и едим руками". Природу он ставил выше закона и противопоставлял ее государств. власти и обществ. установлениям. В соч. "О согласии" А. выступал в защиту интересов средних земледельч. слоев рабовладельч. общества. Лит.: Лурье С. Я., Новый оксиринхский отрывок, "Изв. Российской Акад. наук", 1918, сер. 6, т. 12, No 15; его же, К хронологии софиста Антифонта и Демокрита, там же, No 18; его же, Антифонт – творец древнейшей анархической системы, М., 1925; его же, Очерки по истории античной науки. М.–Л., 1947; История философии, т. 1, М.. 1940 (см. Указатель имен). Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. АНТИФОНТ АНТИФОНТ (???????) из Афин (5 в. до н. э.)—греческий философ-софист старшего поколения, упоминаемый Ксенофонтом (Memor., 16,1 sq.) как оппонент Сократа. Ритор Гермоген из Тарса (2—3 вв. н. э.), которому следует большинство современных исследователей, отделял (колеблясь) Антифонта-софиста от Антифонта-оратора. Вопрос об идентичности двух Антифонтов, однако, продолжает дискутироваться (Avery, 1982, Decleva Caizzi, 1984). Сочинения Антифонта-софиста: “Истина”, “О согласии”, “Речь о государстве”, “Толкование сновидений” — утрачены. Основное философское сочинение Антифонта “Истина” ('???????) состояло из двух книг (кн. 1: общие принципы и теория познания; кн. 2: физика, антропология, этика). Важный эпистемологический фрагмент (В 1DK, текст испорчен), по-видимому, декларирует сенсуализм (невозможно “знать разумом длину” прежде, чем “видеть зрением длинные предметы”), тем самым устраняя всякую возможность врожденных, т. е. “природных”, естественных идей в сфере морали и права и подготавливая почву для имморализма (фр. В 44). Антитеза истины—мнения соотносится с антитезой природы — закона, в результате все социальноправовые “установления”, законы, равно как и “общепринятые нормы” (??????) морали, оказываются конвенциональной фикцией (докса), “враждебной” природе человека. Получающая таким образом статус онтологической “истины” природа понимается как естественные склонности, биологические инстинкты и заявляет себя в известном гедонистическом постулате: максимум удовольствия, минимум страдания. “Справедливости—лицемерное и вынужденное соблюдение законов; поэтому “для человека наиболее выгодный способ употребления справедливости таков: при свидетелях уважать законы, а без свидетелей — требования природы” (В 44, fr. A, col. 16—23). Стесненная запретами и условностями природа при каждом удобном случае разрывает “оковы”: если бы закопанная в землю деревянная кровать проросла, то выросло бы дерево, а не кровать (В 15). Примат “природы” над “законом” приводит Антифонта к идее равенства всех людей и неистинности сословных и расовых привилегий (В 44, fr. В, col. 2). Фрагментарностью текста объясняется то, что одни исследователи видят в Антифонте адепта радикального индивидуалистического аморализма, другие — космополита-анархиста, третьи — бесстрастного социолога, анализирующего современное ему общество (действительно, текст “Истины” содержит скорее описания, чем предписания). Фрагм. и свидетельства: DK II, 334—370; Untersteiner M„ Soflsti, v. 1—2. Mil., 1967; Decleva Свйа F., Bastiamni G, Antipho.—Coipus dei papiri filosofici grcci e latini I, 1. Firenze — Olschki, 1989, p. 173—236; рус. пер.: MuicosubCKUuA. 0. Софисты, вып. 2. Баку, 1941, с. 33—55. Лит.: Лурье С. Я. Антифонт—творец древнейшей анархической системы. М., 1925; Moultofi D. С. The Argument ofAntipbon's Truth and its late fifth-century analogues. Yale, 1971 (Diss.); Martono D. G. 11 rapporto physis-logos in Antifonte.—Contrarieta e dialettica ne) pensiero, t. 1. Napoli, 1972, p. 313—68; A/ery H. C. One Antiphon or two? “Hermes”, 1982, Bd. 110, Hft. 2, S. 145-158. См. также лит. к ст. Софисты. А. В. Лебедев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|