Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 АНТИОХ



АНТИОХ


АНТИОХ
         из Аскалона (ок. 130 — ок. 68 до н. э.), др.-греч. философплатоник, ученик Филона из Ларисы. Возвратил платоновскую Академию от скептицизма к догматизму Древней академии (призыв «Следовать древним!»), вследствие чего его называют основателем 5-й академии. С антискептич. тенденциями А. связано влияние на него стоицизма (согласно А., доктрины стоиков, перипатетиков и платоников совпадают в своей основе): А. признаёт стоич. учение о «постигающем впечатлении», формулу «жить по природе», хотя и расходится со стоиками в её понимании, признавая помимо добродетели также физич., или внешние, блага; доктрину «Тимея» А. сочетает со стоич. учением о качествах, понимает платоновские идеи по образцу стоич. «общих понятий» и др. В целом А. подготовил почву для среднего платонизма, отказавшегося, однако, от стоич. элементов его учения.
        Фрагменты в кн.; Luck G., Der Akademiker Antio-chos, Bern — Stuttg., 1953.
        Strache H., Der Eklektizismus des Antiochus von Askalon, В., 1921, L u e d e r A., Die philosophische Personlichkeit des Antiochos von Ascalon, Gott., 1940; Dillon J., The middle Platonists, L., 1977, p. 52—106.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


АНТИОХ
(????????; Antiochus) из Аскалона (г. рожд. неизв. – ум. 68 до н.э.). Глава т.н. пятой Академии платоновской, эклектик, сочетавший учение Платона с идеями Аристотеля и стоицизма, учитель Цицерона, Варрона, Брута. Его воззрения изложил Цицерон (I Academica, II, 18–19). В области морали А. наряду с блаженством чистой духовной добродетели проповедовал блаженство, основанное на физич. удовольствиях, и даже считал это блаженство высшим. А. принадлежит ряд убедит, аргументов против скептицизма: уже само понятие вероятности предполагает, что есть истина; опровергать что-нибудь – значит пользоваться доказательством, а в таком случае скептик не имеет права отрицать силу доказательств; если говорится, что все представления ложны, это значит, что уже имеется убеждение в различии истинного и ложного, напрасно отрицаемого скептиками, и т.д.
Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 308, 362; Schmekel ?., Dle Philosophie der mittleren Stoa in ihrem geschichtlichen Zusammenhange, В., 1892.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


АНТИОХ
    АНТИОХ (????????) Аскалонский (130-120 до н.э., Аскалон в Палестине—вскоре после 69 до н. э.)—философ-платоник. Организовал в Афинах свою школу, называвшуюся “древней Академией”, как сообщает в “Бруте” (315) Цицерон, слушавший Антиоха в 79 (sex menses cum Antiocho veteris Academiae... philosopho fui).
    Учителя Антиоха—стоики Мнесарх (Numenius, fig. 28, 13 des Places) и Дардан (Cic., Lucullus 69), хотя мы не можем сказать, принадлежал ли когда-нибудь АНТИОХ формально к стоической школе, глава Академии Филон из Ларисы, открытый разрыв с которым произошел ок. 87—86. Филон отрицал “неортодоксальность” академического скепсиса и стремился показать единство Академии, тогда как АНТИОХ, полемизируя с ним в сочинении “?????” (вероятно, по имени одного из собеседников—стоика Coca Аскалонского), подчеркивал необходимость вернуться к искаженному скептиками, начиная с Аркесилая, учению Древней Академии, к которой помимо Платона, Спевсиппа, Ксенократа и Полемона АНТИОХ относил Аристотеля и Теофраста. Ок. 87—84—АНТИОХ в Александрии, где знакомится с Лукуллом. В Афинах вел занятия в Птолемейоне (Cic., De fin., V l sqq.). Среди его знаменитых учеников— помимо Цицерона и Лукулла — Варрон. Написал “Канонику” (Sext. Emp. Adv. Math. VII 201); Плутарх упоминает его сочинение “О богах” (Lucullus 28, 8); Цицерон (De nat. Deorum, I 16) говорит о некоем сочинении Антиоха, где утверждалось, что стоики и перипатетики едины на деле и расходятся только на словах. О других сочинениях Антиоха сведений нет. Его учение—при практически полном отсутствии греческих источников восстанавливаемое по Цицерону—обнаруживает явные стоические и перипатетические черты.
    Как и стоики, АНТИОХ считает, что есть два начала — активное и пассивное, сила и материя, из которых образуются тело и качество (Acad. I 24); одни качества начальные и простые, другие—вторичные и составные. Начальные качества, или первопричины, суть огонь и воздух (активные) и вода и земля (пассивные): из них составляются все виды одушевленных существ и неодушевленных предметов; из “пятого элемента” (аристотелевского эфира) образуются разумные души и звезды (ibid., 26). Сила, активное начало, есть душа мира (платоновская), ум, мудрость, бог и промысл, который проявляется как необходимость и случай (ibid., 28-29).
    Критерий истины имеет начало в ощущениях, но все же это не само ощущение, а то из постигнутого им, чего не может поколебать разум; но сам разум есть “источник чувств” и чувство, от природы имеющее способность обращаться к тому, что приводит его в движение (LuculL, 30). В конечном счете, по уточнению Зенона, критерием является “постигающее представление” (Acad. I 30, 41—42). Понятия, этимологии, суждения, определения, доказательства и правильные умозаключения составляют диалектику, подобием которой является риторика, используемая для убеждения (ibid., 32).
    Этическое учение стоиков, хотя они и создали искусственную терминологию (De fin., V 89), по существу то же, что и у всех “древних”: высшим благом для людей является жизнь в согласии с природой (точка зрения стоиков, восходящая к Спевсиппу и Полемону, чьим учеником был Зенон), под каковой разумеется человеческая природа (De fin., V26; cf. SVF I 555) (точка зрения Хрисиппа). Природа вложила в нас стремление к самосохранению, дала нам непосредственную приспособленность к своей собственной природе (De fin., V 24; ср. стоическое учение об ?????????); но природа дает только указания для нравственной жизни, некие “семена” знания: человек должен совершенствовать себя сам (De fin., IV 17 sq.; V 18). При этом нельзя забывать, что человек есть некое единство духовной и телесной природы, и хотя в нем есть безусловно лучшее—его добродетель, это лучшее нельзя мыслить без чувственности и плотской жизни (De fin., IV 37; V 38, 40). Поэтому АНТИОХ наряду с душевными благами (или добродетелями: умом, памятью, понятливостью и другими, не зависящими от свободной воли человека; мудростью, воздержностью, мужеством и справедливостью, которые развиваются только при сознательном участии человека) признает и внешние, или телесные, блага (здоровье, красота, друзья, богатство): первых довольно для счастливой жизни, но вместе со вторыми они ведут к жизни счастливейшей (De fin., V 36. 38. 71. 81; Acad. I 20. 22).
    При всем своем эклектизме АНТИОХ сумел дать принципиально новую ориентацию самого типа философствования: оно теперь немыслимо без оглядки на “древних”, на авторитеты, между которыми и с которыми необходимо установить согласие. Эта ориентация постепенно стала главной в платонизме, все более ориентированном на толкование текстов основателя школы.
    Фрагм.: Luck G. Der Akademiker Antiochus. Bem—Stuttg., 1953; Mette H. I. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon.— “Lustrum”, 1986-87, 28-29, p. 25-63.
    Лит.: Luder A. Die philosophische Personlichkeit des Antiochos von Askalon. Gott., 1940; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2ed. 1996, p. 52—113; Glucker J. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978; Barnes J. Antiochus of Ascsioa.—Griffin M., Barnes J. (ed.). Philosophia togata. Essays on Philosophy and Roman Society. Oxf., 1989, p. 51—96; Gorier W. Antiochos aus Askalon.—GGPh, Bd 4: Die Hellenistische Philosophie, hrsg. v. H. Rashar. Basel, 1994, S. 938—967.
    Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    имя


Просмотров: 779
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ”
  • АНТИОХ АСКАЛОНСКИЙ
  • АНТИОХ АСКАЛОНСКИЙ
  • Антиох
  • Антиох
  • Достойно есть
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Еда, пища, есть, вкушать
  • Есть, еда
  • КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич
  • КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ТЕОРИЯ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • Кантемир Антиох Дмитриевич
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Стоики, стоические философы
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
  • ТОЧКА ЖИЗНИ
  • УЧЕНИЕ
  • ФИЛОН ИЗ ЛАРИСЫ
  • ФИЛОН из Ларисы
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • совершенной истины учение
  • учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь