|
АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИАБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ абстракция, возникающая в практике наблюдения и обусловленная способностью отличать одно от другого, воспринимать как разные к.л. объективно различные воздействия. Поскольку различаемость (разрешающая способность) органов чувств и приборов всегда имеет пороговое значение, постольку А. н. предполагает возможную неопределённость в суждениях о том, что «скрывается» за данностью наблюдений. В этом смысле на А. н. основаны любой естественнонауч. эксперимент и технич. практика. В теории А. н. выражается в пределах (интервале) точности описаний объектов на основе наличных средств этой теории (её языка или экспериментальной базы). Являясь относительной к средствам наблюдения (различения), А.н. порождает отождествления по неразличимости и, соответственно, отношения «тождества по неразличимости». На отношениях неразличимости основываются, в частности, классификационные построения в экологии, биологии, зоологич. систематике. Шрейдер Ю. А., Равенство, сходство, порядок, M., 1971. гл. 3; Н о в о с ё л о в M. M., Категория тождества и её модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ — абстракция, принятая в рамках интервального анализа, с целью уточнения понятий о тождестве и различии в ситуациях, когда отсутствует априорная информация об индивидуации объектов универсума (предметной области), а процессы их отождествления или различения определяются конечной информацией об их наблюдаемых состояниях. Обычно это означает зависимость суждений о тождестве и различии от информационных условий познания—разрешающей способности актов восприятия, свойственных наблюдателю или какой-либо иной информационной системе. При этом тождество по неразличимости, принимая во внимание неизбежную “энтропию опыта”, естественно, не является инвариантной величиной. К примеру, человеческий глаз воспринимает и различает только конечное число градаций яркости, не замечая тех объективно различных градаций, которые заключены в пространстве меньшем, чем пространственный порог разрешения для глаза. Ситуация такого рода является основной гносеологической ситуацией в любых познавательных актах, в которых исследуемый объект представлен не “сам по себе”, а некоторым конечным вектором его измеримых признаков. В этом смысле (с учетом квантовых эффектов) абстракция неразличимости служит обобщением классической философской (логической) идеи о тождестве неразличимых (принципа тождества неразличимых) на эмпирические условия познания, чем и оправдывается введение специального термина “абстракция неразличимости” (?. ?. Новосёлов, 1970). Во многих важных случаях отношения неразличимости можно определять через функции расстояний, что согласуется с практикой приближенных методов вычислений, когда неразличимость задается интервалом неопределенности, который—в качестве условия на отождествление— выражает меру неразличимости объектов: “внутри” интервала неопределенности допустимо абстрагироваться от возможного различия объектов, рассматривая просто пары неразличимых, наделенные точностью ?. Опираясь на принцип замены равного равным в интервале неопределенности, этот интервал можно рассматривать как адекватное выражение идеи тождества ?-неразличимых, связывая с этим понятием и понятие о соответствующей абстракции ?-неразличимости. Дальнейший анализ этой абстракции позволяет, с одной стороны, ввести методологически важное понятие о гносеологической точности научных теорий, основанных на данных опыта, с другой—представить совокупность отношений эмпирических неразличимостий (?-неразличимостей) как модель псевдобулевой алгебры, или, иначе, в виде импликативной (скулемовской) структуры с относительным псевдодополнением, или, что то же, как одну из “космоса” промежуточных (между классической и интуиционистской) логик с минимальным отрицанием. Лит.: Новоселов ?. ?. Об абстракциях нерамичимости, индивидуации и постоянства.—В кн.: Творческая природа научного познания. М., 1984; Он же. О гносеологической точности.—В кн.: Философские вопросы технического знания. М., 1984; Он же. О логике эмпирических нераэдичимостей.—В кн.: Синтаксические и семантические исследования неэкстенсиональных логик. М., 1989; Novosyolov M. On epistemological preciseness: interval approach.— Science as a subject of study. M., 1987. M. M. Новосёлов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|