|
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯАБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно). А. и. своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последоват. движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённости, её раскол на противоречащие смысловые полюса и «снятие» противоречия в общности более высокого типа. Первым этапом раскрытия А. и. является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней (А. и.), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой в системе несливающихся, но органически соединённых смыслов. А. и. как завершение логики — это единство идеи жизни (практич. идеи) и идеи познания (теоретнч. идеи), данное в форме понятия, постигающего себя. Гегель считает, что в этом смысле А. и. тождественна аристотелевскому учению о нусе (уме), мыслящем самого себя. Второй этап самодвижения А. и.— природа, т. е. «отпустившая» себя в инобытие, растворившаяся в чужом А. и. Раскрывая содержание в «ином», которое положено ею самой, А. и. по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой. Дух — третья и последняя стадия раскрытия А. и.— проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат, соединение единичного со всеобщим и воплощая полноту А. и. см. к ст. Гегель. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ понятие идеалистич. философии о сверхъестеств. и ничем не обусловленном духовном начале, доприродной сущности, "божественной" мысли, безличном разуме, порождающем реальный материальный мир – природу, человека, общество, а также человеч. мышление. Понятие "А. и." содержится в ряде систем объективного идеализма, гл. обр. у Гегеля (Соч., т. 5, М., 1937, с. 636–45 и след.; т. 6, 1939, с. 296–319; т. 1, 1929, с. 339–44). В совр. бурж. философии понятие "А. и." выражает теологич. тенденции реакц. мысли – неогегельянства (Р. Кронер, От Канта до Гегеля – R. Kroner, Von Kant bis Hegel, Bd 1–2, 1921–24, и др.), абсолютного идеализма (Ф. Брэдли, Явление и действительность – F. Н. Bradley, Appearance and Reality, 1893). А. и. не имеет собств. содержания, а представляет собой возведенное в абсолют, оторванное от человека и обожествленное человеч. мышление. Даже у Гегеля, давшего наиболее развернутое учение об А. и., она, по словам Энгельса, "абсолютная лишь постольку, поскольку он абсолютно ничего не способен сказать о ней" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 9). Понятие "А. и." противоречит данным естеств. и обществ. наук и отвергается диалектич. материализмом. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 146–47, 152–58, 209; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 79–87, 314–16; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 25–26, 38, 159–160, 174–80, 224; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 73–231. Б. Раббот. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (нем. die absolute Idee)—центральное понятие философии Гегеля. В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание; 2) аспект активности, деятельности как проявление имманентно присущей ей способности к самосозиданию и саморазвитию; 3) “самосознание”: абсолютная идея как сознающая себя “тотальность”. В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего. Выступая как систематизированная тотальность, обладающая лишь “чистым” логическим бытием, абсолютная идея должна еще стать для-себя-сущей целостностью, осуществить себя в сфере природы и духа. Диалектическая триада (логическая идея—природа—дух) предстает как внутренняя характеристика самой абсолютной идеи, которая “обретает” себя в противопоставлении себя “иному” и последующем “снятии” этого противопоставления в завершенном единстве с собою. Логическая идея, природа и дух—ступени диалектического опосредования абсолютной идеи. Абсолютная идея у Гегеля—это закон бытия не только логического, но и реального, онтологический принцип действительности. ?. ?. Быкова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|