|
ИБН ХАЛЬДУНИБН ХАЛЬДУН Абдурахман Абу Зейд ал-Магриби (1332—1406) — араб. историк, философ, государственный деятель. Занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гренады, Египта. Основной труд И.Х. «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов, берберов...» («Китаб ал-Ибар...») состоит из трех частей: 1) «Мукаддима», известная в европейской литературе под названием «Пролегомены», содержит тематические разделы, в которых освещаются наиболее важные вопросы социальной философии и философии истории: о природе исторического знания, методологические проблемы исторического познания, понятия культуры и цивилизации, науки о культуре, типы цивилизаций, о человеческом обществе, стадиях его развития и местах обитания, способах добывания жизненных средств, потреблении и прибыли, экономической обусловленности исторического процесса, о происхождении и этапах развития гос-ва, о власти и др.; 2) история народов мусульманского Востока; 3) история народов Магриба. И.Х. пытался утвердить взгляд на историю человечества как на историко-социальное бытие и специально рассмотрел вопрос о движущих силах истории и ее общих закономерностях. Гос-во, по И.Х., является не просто естественным и необходимым человеческим учреждением, в котором действует закон причинности, но политико-социальной единицей, определяющей возможность существования самой человеческой цивилизации (умран). Он выдвинул идею об объективном характере развития гос-ва, зависящего не от воли Бога или правителей, не только от законов природы, но и от законов развития самого общества. И.Х. создал учение о закономерном характере развития человеческого общества, обусловленного географической средой, зависящего от того или иного типа производственной деятельности людей, и о свойственных каждой фазе подъема и упадка цивилизаций формах политической организации и культуры. Он увидел зависимость уровня развития культуры, форм социальной солидарности, характера государственного правления от общественного разделения труда и уровня экономического развития. И.Х. показал тесную связь религии и государственной власти, рассматривая первую как необходимый политический ин-т. И.Х. хотел поднять историю с уровня искусства до уровня науки, теоретической дисциплины. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ИБН ХАЛЬДУН Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,—17.3.1406, Каир), араб. гос. и обществ. деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политич. жизни мусульм. государств Сев. Африки, был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьёй у ряда правителей. Неоднократные попытки И. X. воплотить в жизнь идеи справедливого обществ. строя во главе с «правителемфилософом» завершились, однако, неудачей. В философии И. X. был последователем и комментатором Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины, противопоставлял практич. и политич. знания, приобретённые эмпирич. путём, религиозно-мистич. мудрости, хотя и признавал за ней определ. авторитет в обществе. Большинство ранних филос. произведений И. X., трактаты по логике, математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Осн. соч. И. X.— многотомная «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и др. современных им могуществ. народов» (араб. название работы допускает различные переводы) — ценный историч. источник. В пространном теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») к ней И. X. изложил свою социальную философию. В истории обществ. мысли — это первая попытка создания самостоят. науки об обществе, или как её называл И. X., «науки о культуре», служащей руководством для поли-тич. деятельности. И. X. утверждал закономерный характер обществ. развития, обусловленный географич. средой и проявляющийся в циклах подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно И. X., уровень развития культуры и характер правления в государстве определяются обществ. разделением труда, взаимным обменом экономич. деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и подданных. Автобиография И. X., в которой он подробно описал свою жизнь и деятельность, является ценным история, и лит. памятником эпохи. И. X. оказал большое влияние на развитие обществ. мысли, особенно историографии, в Египте и Оттоманской империи 15— 18 вв. После 2-й мировой войны творчество И. X. привлекает возрастающее внимание философов, социологов и историков как в араб. странах, так и на Западе, многие из них склонны усматривать в нём мыслителя, предвосхитившего идеи просвещённого абсолютизма, трудовой теории стоимости, классовой борьбы, социологии знания. Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных примеров...), т. 1—7, Булак, 1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима, (Введение. История), т. 1—3, Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de l'Afrique...,nouv. ed., v. l—4, P., 1925—56; The Muqaddimah; An introduction to history, v. 1—3, N. ?., 1958; Discours sur l'histoire universelle (al-Muqaddima), v. 1—3, Beyrouth, 1967— 1968; в рус. пер.— фрагменты из «Введения», в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 559—628. Б а ц и е в а С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965; Игнатенко A.A., И. X., М., 1980 (библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun's philosophy of history, L., 1957; S i in o n H., Ibn Khaldun's Wissenschaft von der menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de l'histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public functions and his historical research. 1382—1406), Berk.— Los Ang., 1967 (лит.); N a s s a r N., La pensee realiste d'Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee sociologique d'Ibn Khaldoun, Alger, 19772. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ИБН ХАЛЬДУН Абдуррахман Абу Зейд (1332–1406) – арабский историк и социолог. Род. в Тунисе, получил разностороннее образование; учился у мусульм. ученых как консервативного, так и прогрессивного, шедшего от Ибн Рошда, направлений. Служил в качестве секретаря-каллиграфа (в 1353 или 1354) у султана в Фесе. С 1362 занимал высокие служебные посты у феод. государей в Сев. Африке и в Гранадском гос-ве. В 1382 переехал в Каир, где был преподавателем в школах при аль-Азхаре и др. мечетях; был назначен кади (судьей) маликитского мазхаба и занимал эту должность (с перерывами) до своей смерти. Свой важнейший труд – "Книга примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле" ("Китаб аль-ибар ва диван аль-мубтада ва-ль-Хабар фи айям аль-араб ва-ль-аджам ва-ль-барбар") он написал в 1370-х гг. в Тунисе. 1-й т. этого труда занимает "Введение" (по-арабски "Мукаддима"; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961), в к-ром И. X. выдвигал требование создания спец. науки о "цивилизации и человеческом обществе", а также о "предметах, которые могут служить к объяснению фактов, связанных с сущностью общества..." (цит. по кн.: X. Раппопорт, Философия истории..., СПБ, 1898, с. 75). Считая, что такая наука принесет громадную пользу, И. X. полагал, что с ее помощью люди будут "...в состоянии предвидеть события, могущие случиться в будущем" (там же). В своей историко-социологич. теории И. X. прослеживал зависимость нравов и обществ. учреждений от образа жизни людей (напр., городского или кочевого), а также подчеркивал значение произ-ва и общения людей для их жизни. "Рука, подчиненная разуму, всегда готова производить предметы искусства. Искусства же вызывают новые орудия, которые заменяют ему те члены, которыми другие животные обладают для своей защиты... Изолированный человек не был-бы в состоянии противостоять силе хотя-бы одного животного... Он был-бы в таком случае абсолютно неспособен защищать себя" (там же, с. 76–77). Большое значение в своем соч. И. X. придавал влиянию природы на историю человеч. общества. Гл. фактор, обусловливающий это влияние, по теории И. X., – климат: только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга (т.е. стран, прилегающих к экватору) не имеют побудит. причин для развития культуры, т.к. они не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде; жители холодных сев. стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ; следовательно, они не имеют времени для занятия науками, лит-рой и искусствами. И. X. излагал также свою теорию историч. циклов, согласно к-рой в странах с умеренным климатом наиболее активной силой истории являются кочевники, обладающие якобы физич. и моральными преимуществами перед оседлым населением, особенно перед горожанами. Поэтому, по И. X., кочевники периодически завоевывают страны с оседлым населением и образуют обширные империи со своими династиями. Но через 3–4 поколения потомки кочевников-завоевателей в условиях гор. цивилизации утрачивают свои положит. качества; тогда из степей и пустынь появляются новые волны кочевников-завоевателей, и история повторяется. Несмотря на то что И. X. стоял на позициях религии и идеализма, считая, что человек есть произведение бога (см. тамже, с. 76), огромную историч. значимость имело его стремление установить зависимость жизни людей от географич. и др. материальных (естественных) факторов. Эти стороны его учения оказали большое влияние не только на арабскую, но и на зап.-европ. мысль. Соч.: Отрывок из "Книги...", посвященный Палестине, в кн.: Медников ?. ?., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, по арабским источникам, [т. 2, ч 1], СПБ, 1897, с. 628–41 (Православный палестинский сб., т. 17, вып. 2); Autobiographie, в кн.: Notices et extraits des manuscrits de la Bibliotheque imperiale, t. 19, pt. 1, P., 1863; Histoire des berberes et des dynasties musulmanes de l'Afrique septentrionale, trad. de l'arabe par de Slane, v. 1–4, nouv. ed., P., 1925–56; Les prolegomenes, trad. par de Slane, t. 1–3, nouv. ed., P., 1934–38; The Muqaddimah. An introd. to history, transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1–3, ?. ?., [1958]. Лит.: Левин И., Ибн-Халдун – араб. социолог 14 в., "Новый Восток", 1926, No 12; Беляев Е., Историко-социологич. теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4–5; Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн-Халдуна, "Сов. востоковедение", 1958, No 1; Kremer ?., Ibn Chaldun und seine Culturgeschichte..., W., 1879; Hussein ?aha, Etude analytique et critique de la philosophie sociale d'Ibn-Khaldoun, [P.], 1917; Ayad M. K., Die Geschichts-und Gesellschaftslehre Ibn Halduns, Stuttg.-В., 1930; Schmidt ?., Ibn Khaldun. Historian, sociologist amd philosopher, ?. ?., 1930; Bouthoul G., Ibn Khaldoun. Sa philosophie sociale, P., [1931]; ?nan ?. ?., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, [1944]; Ibn Khaldun and Tamerlane. Their historic meeting in Damascus A. D. 1401 (803 A. H.)..., with a transl, into Engl. and a comment. by W. J. Fischel, Berkeley-Los Angeles, 1952. E. Беляев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|