|
ЖИЛЬСОНЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (1884-1978) — фр. религиозный философ, видный представитель неотомизма, специалист по истории средневековой философии. Главной задачей своего творчества считает возрождение влияния Фомы Аквинского, утверждавшего необходимость гармонии разума и веры, единства философии и богословия, а также классиков средневековой теологии и философии св. Бонавентуры и И. Дунса Скота. У Бонавентуры Ж. привлекает метафизика, тесно связанная с христианской мистикой, и стремление к синтезу томистской и августинианской традиций, у Дунса Скота — тезис о существовании бесконечного бытия. Признавая очевидное различие позиций отмеченных мыслителей, Ж. высказывается в пользу плюрализма филос. идей и взглядов, который, как он считает, делает очевидной необходимость предоставления философии свободы исследования при условии признания преимуществ веры и откровения перед разумом. Важным для Ж. предметом анализа является различие между христианским Богом и богом философии. Здесь в поле его зрения попадают такие мыслители, как Р. Декарт и И. Кант; анализ их учений позволяет Ж. сделать вывод о том, что естественная теология должна опираться не на позитивную науку и рационалистическое мышление, а на религиозно-экзистенциальную метафизику, опыт отдельной личности, восходящей к Божественному откровению. Вот почему, согласно Ж., христианская мысль по самой своей сути является экзистенциальной. В гносеологии Ж. — сторонник «умеренного реализма», признающий роль чувственного и рационального моментов в познании, которые, однако, постигают лишь внешнюю сторону изучаемых предметов, в то время как сущность мироздания раскрывается только в откровении. Движущей силой истории и общественной жизни Ж. считает свободную волю человека, которая, в конечном счете, представляет собой «независимую зависимость», поскольку исходит от Бога. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (13.6.1884, Париж,— 19.9.1978, Краван), франц. религ. философ, представитель неотомизма, историк ср.-век. философии. Основатель и издатель журн. «Etudes de philosophie medievale» (с 1922). Осн. задачей философии Ж. считал возрождение ср.-век. схоластич. системы Фомы Аквинского как «вечной философии», решающей проблемы бытия. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, Ж. рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. Тайна томизма, по Ж., заключается в достижении гармонии между философией и верой; истины науки, философии и богословия на разных уровнях повествуют об одном и том же. Ж. стремился восстановить мир ср.век. мысли (книги об Августине, Бонавентуре, Бернаре Клервоском, Фоме Аквинском, Иоанне Дунсе Скоте и др. мыслителях, особенно же «Дух средневековой философии» («L'esprit de la philosophie medievale», 1932). Existentialisme chretien, P., 11948]; Peinture et realite..., P., 1958; Introduction a la philosophie chretienne, P., 1960; La philosophie et la theologie, P., 1960; Le Thomisme, P., 1965·; La socicte de masse et sa culture, P., 1967; La philosophie au moyen age, v. 1—2, P., 1976s. Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 202—11; Сахарова Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974, с. 147—78; M a r i-t. a i n J. [a. о.], В. Gilson, philosophe de la chretiente, IP., 194!)]; Melanges offerts a Eticnne Gilson, [P.—Toronto, 1959]. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (род. 13 июня 1884, Париж – ум. 19 сент. 1978, Краван) – франц. религиозный философ, неотомист, историк средневековой схоластики. Профессор в Сорбонне, в 1929 создал ин-т Pontifical d'Etudes Medievales при Ун-те Торонто. Схоластическую систему Фомы Аквинского расценивал как «вечную философию», объясняющую все проблемы бытия, и ратовал за ее возрождение. Новую философию рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. С помощью томизма считал возможным достичь гармонии между философией и верой, поскольку философские и богословские истины полагал равнозначными. В работе «Дух средневековой философии» («L'esprit de la philosophie medievale», 1932) стремился не только воскресить этот дух, но и придать новый импульс средневековой мысли, изложенной в трудах как Фомы Аквинского, так и Августина, Бонавентуры, Бернара Клервоского, Иоанна Дунса Скота и др. теологов. Осн. работы Жильсона: «Index scolasticartesien», 1913; «Le thomisme», 1921; «La philosophic au moyenдge», 1922; 4La philosophic de Saint-Bonavanture», 1924; «Saint Thomas d'Aquin», 1925; «Saint Augustin», 1930; «L'esprit de la philosophic medievale», 1932; «Dante et la Philosophie», 1939; «L'Etre et l'essence», 1948; «Existenialisme chretien», 1948; «Jean Duns Scotus», 1952; «Introduction a la philosophic chretienne», 1960; «La philosophic et la theologie», 1960; «La philosophic au moyen age», v. 1-2, 1976. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЖИЛЬСОН (Gilson), Этьенн (р. 13 июня 1884) – франц. бурж. философ, представитель неотомизма. Историк ср.-век. философии, академик (1946), проф. Коллеж де Франс и ун-тов Лилля, Страсбура, Парижа, Гарварда (США); директор Ин-та средних веков в Торонто (Канада). Осн. задачей философии считает возрождение схоластич. системы Фомы Аквинского как "философии будущего". Возрождение томизма Ж. видит гл. обр. в восстановлении утраченных ныне прав теологии. Вся тайна томизма, по Ж., заключается в достижении гармонии философии и религии, причем гармония эта "выступает как необходимое следствие требований самого разума" ("Le Thomisme. Introduction a la philosophie de saint Thomas d'Aquin", P., 1942, p. 39). Ж. утверждает, что христ. откровение с его трансцендентными и непознаваемыми разумом истинами, с новым понятием "христианского" бога якобы вызвало революцию в метафизике и онтологии. Он рассматривает философию начиная с эпохи Возрождения как непрерывную цепь ошибок и заблуждений. В историко-филос. работах Ж. при помощи определ. интерпретации истории человеческой мысли стремится доказать, что единственным выходом из тупика, в к-рый зашла философия, является возвращение к позициям средневековья. В противоположность Маритену, Ж. отрицает как противоречие в самой своей основе определение томизма как "критического реализма" (см. "Realisme thomiste et critique de la connaissance", P., 1947, p. 162–63, 181, 182), противопоставляя ему свою концепцию непосредств. очевидности реальности (идеалистически истолкованной) как предшествующей любому акту теоретич. познания. Ж. признает роль чувственного и рационального моментов в познании, но считает, что и тот и другой постигают лишь внешнюю поверхностную сторону исследуемых предметов, ибо сущность мироздания раскрывается лишь в "откровении", к-рое содержится в религии; философия достигает лишь относит. истины, абсолютную же истину дает религия. Соч.: La philosophie de Saint Bonaventure, P., 1924; Saint Thomas d'Aquin, P., 1925; Theologie et histoire de la spiritualite, P., [1943]; La philosophie au moyenage, 2 ed., P., 1944; L'esprit de la philosophie medievale, P., 1948; Existentialisme chretien, P., [1948]; Christianisme et philosophie, P., 1949; Jean Duns Scot. Introduction a ses positions fondamentales, P., 1952; Les metamorphoses de la Cite de Dieu, [P.], 1953; Church speaks to the modern world, N. Y., 1954; Les idees et les lettres, P., 1955; The unity of philosophical experience, Phil., 1955; History of christian philosophy in the Middle Ages, ?. ?., 1955; Peinture et realite..., P., 1958; Introduction a la philosophie chretienne, P., 1960; Le philosophe et la theologie, P., 1960. Лит.: Быховский Б. Э., Неотомизм – современная философия католицизма, в сб.: Наука и религия, М., 1957; его же, Неотомистская критериология, в сб.: Практика – критерий истины в науке, М., 1960; Ойзерман Т. И., Неотомизм – философия современной реакционной буржуазии, М., 1959; Mаritain J. [и др.], ?. Gilson, philosophe de la chretiente, [P., 1949]; Rоmeyer. В., Ou va l'etre et l'essence de M. Gilson? Quelques constantes de la pensee philosophique, P., 1952 (Archives de philosophie, v. 18, cahier, 2); Serouya H., Le neo-thomisme, в его кн.: Initiation a la philosophie contemporaine, P., 1956; Melanges offerts a Etienne Gilson de l'Academie francaise, P., 1959; Van Riet G., Problemes d'epistemologie, Louvain – P., 1961; Serant P., Les idees. L'existentialisme de Jean-Paul Sartre et le thomisme d'Etienne Gilson, "La revue des deux mondes", 1960, No 20, p. 728–35; Dambruyant M., A propos d'une serie de livres catholiques de Gilson, "Cahiers du communisme", 1961, [No l], p. 229–45. T. Сахарова. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЖИЛЬСОН ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен (13 июня 1884, Париж - 19 сентября 1978, Оксер) — французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма. Учился в Сорбонне. Автор многочисленных работ по истории европейской философии, академик (1946), профессор Коллеж де Франс, университетов Лилля, Страсбурга (1919—21), Парижа (1921—32), Гарварда. Директор Института средневековых исследований в Торонто (Канада, 1929). С 1921 — основатель и издатель журнала “Etudes de la philosophie mйdiйvale”. Основной задачей своих исследований считал возрождение влияния учения Фомы Аквинского, утверждавшего необходимость гармонии разума и веры, тесного единства философии е богословия. Подобно Маритену, предлагает экзистенциальное толкование божественного бытия: оно предстает чистым актом существования, благодаря которому появляется все многообразие природного и социального мира. В теории сознания Жильсон придерживается умеренного реализма, который предполагает, что состоящие из материи и духовной формы вещи непосредственно постигаются человеком на чувственной ступени познания. В суждении, опирающемся на интуицию бытия, констатируется существование вещи и одновременно выявляется ее сущность, Жильсон создал также оригинальную историко-философскую концепцию. Философы разных эпох и народов по-своему интерпретировали бытие, постигая некоторые первопринципы. В этом смысле историк имеет дело с “вечной философией”, никогда не прекращающей собственный путь к бытию. Философские заблуждения есть следствие абсолютизации относительных, неполных представлений о мире и человеке. Уже в античной философии, в трудах Платона, Аристотеля и неоплатоников многое сделано для понимания бытия. Ее синтез с христианством, осуществленный представителями патристики и мыслителями средневековья, Жильсон оценивает как продуктивный шаг, наметивший стратегию единства философии и теологии. Он видит вершину средневековой мысли в учении Фомы Аквинского, а все последующее развитие философии Ренессанса и Нового времени считает процессом, имевшим негативные следствия и приведшим к разладу философско-теологаческой мудрости и науки. Сциентистское поклонение науке, родившееся, на его взгляд, в трудах Декарта и Канта, продолжается позитивистской традицией и имеет противоположным полюсом антисциентизм. Их противоборство составляет важнейшую черту панорамы европейской философии 20 в. и может быть преодолено лишь благодаря возрождению томизма. Соч.: Разум и откровение в Средние века.— В кн.: Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992; Философ и теология. М„ 1995; Le thomisme. P., 1948; Being and Some Philosophers. Toronto, 1949; Christianisme et Philosophie. P., 1949: The Christian Philosophy in the Middle Ages. L., 1955; Linguistique et philosophie. P., 1969; Etudes medievales. P., 1983. Лит.: Christliche Philosophie im katholischen Denken des 19 und 20 Jahrhunderts, Bd. 1—2. Graz, 1988. Б. Д. Губман Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|