|
ЯН ЧЖУЯН ЧЖУ Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит. мыслительвольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много путешествовал, распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число последователей. Соч. Я. Ч. не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественЯН ЧЖУ 817 ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч. со стороны представителей офиц. идеологии — конфуцианства. Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Петров А., Я. Ч.— вольнодумец древнего Китая, «Сов. востоковедение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д. Позднсевой, ?., 1967, с. 106 — 18. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЯН ЧЖУ ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (род. ок. 450 – ум. 380 до Р. X.) – кит. философ; основывался на учении Лао-цзы, но в противоположность даосизму являлся представителем пессимистического мировоззрения с индивидуалистически-материалистическим идеалом наслаждения жизнью. Провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естественных страстей и наслаждений, пренебрежение к славе, внешним вещам. Выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как жизнь. Противник Конфуция. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЯН ЧЖУ (прибл. 440–360 до н.э.) – др.-кит. философ, мысли к-рого в осн. изложены в главе "Ян Чжу" даоского трактата "Ле-цзы" (3 в. н.э.). Упоминания о нем имеются и в др. трактатах (напр., в "Чжуан-цзы"). Мировоззрение Я. Ч. направлено против конфуцианской этики и характеризуется крайним гедонизмом. Я. Ч. говорил, что стремление к идеалу морального совершенства бессмысленно, ибо во имя одобрения потомков оно заставляет отказываться от наслаждения, составляющего единств, смысл жизни (см. Jang Chu's garden of pleasure, transl. by Anton Forke, L., 1912). Мэн-цзы считал, что Я. Ч., исходивший из принципа "каждый для себя", не согласился бы пожертвовать даже одним своим волосом для спасения всего мира. Фэн Ю-лань доказывает, что в трактате "Ле-цзы" учение Я. Ч. искажено. Хотя он действительно исходил из того, что самое ценное – это собств. жизнь, но не призывал предаваться наслаждениям, а учил ограничивать свои желания и избегать опасностей, с к-рыми сталкивается человек, живя в обществе. Такой взгляд исповедовали бежавшие от мира отшельники, о к-рых упоминает уже Конфуций (см. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 133–43). Лит.: Петров ?., Ян Чжу – вольнодумец др. Китая, "Сов. востоковедение", 1940, No 1; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 226–36; Xоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 337–50; Graham А. С, The book of Lieh-tzu, L., 1960. В. Рубин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|