|
ШТЕЙНЕРШТЕЙНЕР Штайнеp (Steiner) Рудольф (27.2.1861, Кралевич, Хорватия, — 30. 3. 1925, Дорнах, близ Базеля), нем. философ-мистик, основатель антропософии. Последователь натурфилософии Гёте, редактор и комментатор его естеств.-науч. соч. в 1883—97. Испытал влияние эволюц. учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее — философии жизни Ницше. В 1902 перешёл к теософии, возглавив нем. секцию Теософского общества; после конфликта с ним (из-за провозглашения Кришна-мурти новым мессией) основал в 1913 Антропософское общество с центром в г. Дорнах (Швейцария). Учение Ш. о человеке — антропософия — мыслилось им как путь к раскрытию заключённых в человеке «тайных» духовных сил с помощью особой системы воспитания. Работы Ш. и его доклады охватывали проблемы педагогики, образования, отд. видов искусств, медицины, космологии, религии, истолковываемые нередко в духе оккультизма. Выступал также как автор театрализованных представлений-мистерий, как скульптор и архитектор. Gesamtausgabe, Vortrage, Bd 1—18, Dornach, 1958—75; R. Stelners TubingerAusgabe, Bd 1—14, 1961—67; в рус. пер,— Мистерии древности и христианство, М., 1912; Теософия, М., 1915; Очерк тайноведения, М., 1916. Белый А., Р. Ш. и Гёте в мировоззрении современности, М., 1917; Wiesberger H., R. Steiner. Das literarische und kunstlerische Werk, Dornach, 1961 (лит.); Hiebel Fr., R. Steiner im Geistesgang des Abendlandes, Bern — Munoh., 1965; Abendroth W., R. Steiner und die heutige Welt, Munch., 1969. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф (род. 27 февр. 1861, Хорватия – ум. 30 марта 1925, Дорнах, близ Базеля) – нем. философ-мистик, писатель. Издал (1883- 1897), после предварительного изучения, работы Гёте по естествознанию; с 1902 – генеральный секретарь нем. секции теософического общества; основал в 1912 антропософическое общество (см. Антропософия). Осн. произв.: «Goethes Weltanschauung», 1897; «Theosophie», 1904; «Wie erlangt man Erkenntnisse der hцheren Welten?», 1909; «Die Geheimwissenschaft im UmriЯ», 1910; «Die Rдtsel der Philosophie», 1914; «Vom Menschenrдtsel», 1916; «Von Seelenrдtseln», 1917; «Mein Lebensgang», 1925. Философский энциклопедический словарь. 2010. ШТЕЙНЕР (Steiner), Рудольф (27 февр. 1801 – 30 марта 1925) – нем. философ и мистик, основатель антропософии. Уроженец Хорватии. Воспитывался в католич. семье. Увлекался естествознанием и натурфилософией Гёте. Был сотрудником архива Гёте в Веймаре, редактором и комментатором 90-томного собр. соч. Гёте, воздействие к-рого сказалось на филос. соч. Ш. "Философия свободы" ("Philosophie der Freiheit", В., 1894). Взгляды Ш. подверглись влиянию Ницше ("Ф. Ницше – борец против своего времени" – "F. Nietzsche, ein Kampfer gegen seine Zeit", 2 Aufl., В., 1895), от идеи к-рого о "вечном возвращении" он перешел к изучению инд. философии. В 1902 Ш. обратился к теософии. Возглавил герм, отдел Теософского об-ва, где он развил исключительно бурную деятельность; за несколько лет им прочитано более тысячи докладов, написаны руководства по теософии ("Очерки тайноведенин", "Теософия", "Как достичь познания высших миров" и др.). В нач. войны Ш. удалился в нейтральную Швейцарию. Здесь, в Дорнахе по проекту Ш. возводится антропософский "храм" Гетеанум, постройка к-рого велась его учениками из разных стран (из России – А. Белый, М. Волошин и др.) и сопровождалась различными магич. обрядами (вопреки предсказаниям Ш., что храм простоит 300 лет, в ночь под 1923 он сгорел). В 1919 Ш. выступил со своей социальной утопией, созданной под влиянием "Государства" Платона. В противовес социалистич. программе обобществления средств произ-ва в руках гос-ва он предлагал расчленение общества на три автономные сферы – правовую, основанную на равенстве, экономическую, построенную на братстве производителей в отд. общинах, и духовную во главе с ареопагом мудрецов, где должна царить свобода. В условиях послевоен. кризиса эти проповеди имели известный успех: возникло акционерное об-во по созданию независимых хозяйств. общин, на ряде предприятий в Германии возникли антропософские ячейки, детские антропософские школы, проводились также опыты "духовного" земледелия. Со смертью Ш. об-во скоро превратилось в замкнутую секту. Однако продолжала успешно работать антропософская психиатрич. клиника в Арлесхейме. Само учение Ш. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства ("христософии"), а также реминисценции из наследия Гёте, нем. романтиков и классич. идеализма (Фихте, Гегель). Все это мобилизовывалось с целью преодолеть бездуховность "массового человека". Наряду с этим сохраняется научно-позитивистская претензия Ш. сделать из теософии "точную науку", подведя под нее "экспериментальную" базу, что сказалось и в стиле соч. самого Ш., большей частью сухих, наукообразных трактатов. Ш., в отличие от традиц. теософии, основанной на пассивной инд. мистике, выдвигает в качестве цели своего учения пробуждение в человеке его скрытых духовных сил. Это достигается системой упражнений (медитации, инспирации), с помощью к-рых внутри физич. тела якобы формируются новые, аналогичные телесным духовные органы типа "огненных колес" и "цветов лотоса". Была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий, к-рые писались самим Ш. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по Ш., в соответствии с традициями древнего оккультизма образует микрокосм в составе физич., эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанном коронных зубов (ок. 6 лет), а остальное – с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через к-рые прошел, по Ш., в своем становлении Мировой Дух; с 1909, т.е. с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на к-рой формируется духовное "Я". С подобных позиций Ш. нападал на католич. церковь как на ложное христианство. Были попытки возродить штейнерианство после 2-й мировой войны и затем в 1961 в связи со столетним юбилеем Ш., когда в Дорнахе и в США приступили к изданию полных собр. его соч. Можно отметить связь с Ш. позднейших религ.-социальных течений типа "морального перевооружения" Ф. Бухмапа (см. Бухманизм). Ок. 20 соч. Ш. были изданы на рус. яз. в изд. Моск. антропософского об-ва "Духовное знание". Лит.: Белый ?.. ?. Штейнер и Гёте в мировоззрении современности, М., 1917; Meyer R., Wer war R. Steiner?, Stuttg., 1961; ?iebel Fr., R. Steiner im Gcistesgang des Abendlandes, Bern–Munch., 1965. Д. Ляликов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ШТЕЙНЕР ШТЕЙНЕР Рудольф — см. Штайнер Р. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|