|
ШПАННШПАНН (Spann) Отмар (род. 1 окт. 1878, Вена – ум. 8 июля 1950, Нейштифт, Бургенланд) – австр. социолог и философ; профессор в Вене; примыкал к универсализму философии Платона и Аристотеля, к нем. мистицизму и нем. идеализму и создал в общих чертах учение о категориях, в центре которого стоит категория «целостность». С этих позиций он боролся против индивидуализма, эмпиризма, механицизма и материализма как в философии, так и в социологии. Осн. произв.: «Wirtschaft und Gesellschaft», 1907; «Die Haupttheorien der Volkswirtchaftslehre», 1914; «Der wahre Staat», 1921; «Kategorienlehre», 1924; «Gesellschaftsphilosophie», 1928. Философский энциклопедический словарь. 2010. ШПАНН (Spann), Отмар (1 окт. 1878 – 8 июля 1950) – австр. философ-идеалист, развивавший концепцию целостности, социолог и экономист. С 1909 – проф. в Брюнне (Брно), с 1919 по 1938 – проф. в Вене. Следуя традициям философии Платона, ср.-век. реализма, нем. мистицизма и нем. классич. идеализма, стремился создать философско-социологич. систему "универсализма", одно из осн. положений к-рого гласит: хотя целое существует лишь в частях и через них, оно по своей сущности предшествует своим частям; части есть выражение, опосредствование целого, к-рое расчленяется, обусловливая существование частей как органов целого ("Kategorienlehre", Jena, 1924). В концепции Ш. целостность – это первоначальная (ursprungliche) действительность, где не действует причинность. Ш. утверждает, что причинное понимание предметов возможно лишь на основе ложного положения "части раньше целого"; с этой позиции он отвергает атомизм и материализм, считая суммативность (идею совокупности отд. элементов) неотъемлемым признаком материалистич. мировоззрения. В понимании сущности жизни Ш. близок к взглядам X. Дриша, считал его единственным из биологов, кто достиг понятия целостности. Понятие целостности играет осн. роль и в социологич. концепции Ш. Центральное место среди социальных образований он отводит гос-ву, к-рое, по его мнению, существовало всегда, меняя лишь свои формы. Исходя из универсалистской концепции, Ш. выдвинул идеал обществ. устройства, основанного на сословных градациях и строжайшей иерархии, черты к-рого во многом воспроизводят кастовый строй индусов и цеховую организацию средневековья. Социологич. воззрения Ш. являлись своеобразным теоретич. выражением австр. клерикал-фашизма. Соч.: Zur Logik der sozialwissenschaftlichen Begriffsbildung, Tubingen, 1905; Geschichtsphilosophie, Jena, 1932; Philosophenspiegel, Lpz., 1933; Gesellschaftsphilosophie. 3 Aufl.. Munch.–В., 1934; Naturphilosophie, Jena, 1937; Der Wahre Staat, 4 Aufl., Jena, 1938; Religionsphilosophic, W., 1947; Die Haupttheorien der Volkswirtschaftslehre, 25 Aufl., Hdlb., 1949; Gesamtausgabe, Bd 1–22, Graz, 1963. Лит.: Dunkmann K., Der Kampf um O. Spann, Lpz., 1928; Raber H., O. Spanns Philosophie des Universalismus, Jena, 1932 И. Блауберг. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|