|
ХАСИДИЗМХАСИДИЗМ (от древнеевр. chassid благочестивый) движение в иудаизме, распространенное среди евр. населения Волыни, Галиции и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться самостоятельности евр. религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи должны отличаться не суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселием сердца (абода), благоговением (кавана) и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что смысл любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу... Учение хасидизма является завершением евр. религии. И она возвещает каждому: «Ты должен действовать сам. Бытие станет для тебя бессмысленным, если ты не войдешь в него сам, деятельно и любовно, и не найдешь в нем смысла для себя; через тебя все освещается, т.е. раскрывается в своем значении и осуществляется» (M. Buber. An der Wende, 1952). Философский энциклопедический словарь. 2010. ХАСИДИЗМ (от др.-евр. hasidim, букв.– благочестивые) – мистич. движение в иудаизме, возникшее в 30-х гг. 18 в. в среде беднейших слоев евр. населения на Украине и распространившееся в 18 – нач. 19 вв. в Молдавии, Польше, Галиции, Закарпатье, Буковине, Венгрии и Румынии, в меньшей степени – в Белоруссии и Литве; на рубеже 19–20 вв. – в США, Канаде, Аргентине, Палестине. Осн. масса последователей X. погибла при уничтожении евр. населения Европы нацистами во время 2-й мировой войны. Основатель X. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-тов (сокращенно Бешт, ок. 1700–60) распространял свое учение устно. Первое систематич. изложение X. дал его преемник Дов-Бер из Межерича (ум. 1773). Эсхатологич. исканиям, обострившимся в иудаизме в 17 в. и вылившимся в мессианизм саббатианства, X. противопоставил принцип мистич. оптимизма, позволяющий не откладывать чаяния радостной и святой жизни до прихода Мессии, но осуществлять их внутри бедственной жизни сегодняшнего дня (познание бога в радости – simha и утверждение значимости человеч. индивида как вершины акта божеств. творения). При несравненно более тесной связи с нар. жизнью, демократич. харизматичности X. генетически связан с внеортодокс. мистич. линией ср.-век. иудаизма, прежде всего с каббалой в том виде, в каком она была оформлена и развита Йицхаком Луриа (Ха-Ари, 1534–72) и его последователями. Согласно учению хасидизма, мир есть проявление бога; в каждом предмете присутствует т.н. "божественная искра" (niss.os.), стремящаяся к высвобождению из скрывающей ее оболочки (qelippa). Поскольку "мир из бога и в боге" (см. С. Дубнов, Возникновение цадикизма, в журнале: "Книжки Восхода", 1889, No XI–XII, с. 41), в этом пантеистическом богомире снимается противопоставление добра и зла: зло предстает лишь как "низшая степень совершенного добра" (там же) и соответственно грех – как предформа благостности. Бог обитает в грешнике, как и в праведнике. Феноменализация бога в мире происходит через самоограничение божеств. начала; нисхождению бога в мир человек отвечает стремлением подняться до бога. Бог в той же мере зависит от человека, в какой человек зависит от бога: "человек – как бы лестница, вершиною своею упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы" (там же, с. 43). Простейшие повседневные акты человеч. обихода (еда, сон и т.п.) осмысляются как теургич. акты, при правильном их свершении благотворно действующие на мировое бытие. Человек стремится к слиянию с богом, к-рое рассматривается в X., как и в типологически сходных мистич. течениях др. религий (суфизм, бхакти), как высвобождение духовного начала из материальности, как "отмена материального наличествования" (bittul hayyes); оно осуществляется не рациональным, а эмоцион. путем, через экстаз. Выступая против ригористич. обрядности, X. ставит искреннее молчание невежды-простолюдина выше казуистич. умствований начетчика. Человек, достигший слияния с божеств. началом, может выступать посредником между ним и людьми и помогать людским нуждам своей теургич. силой. Таким человеком является цадик (букв. праведник), учение о к-ром получило распространение преим. в южном ареале X. (Украина, Румыния, Польша, Венгрия). В Белоруссии и Литве с конца 18 в. Шнеур Залман (1747–1813) и др. дают более строгое рационалистич. определение X. Вводится традиц. представление о двух душах человека – животной (источник чувства) и божественной (источник разума и духа), осн. св-вами к-рой являются разум потенциальный (hokma), разум действенный (bina) и познание (da'at) как слияние познающего субъекта с познаваемым объектом (это толкование получило аббревиатурное название Хабад). X. оказал существенное влияние на евр. лит-ру (Й. Л. Перец, Ш. Й. Агнон и др.). М. Бубер в ряде соч. связывает дух X. с кругом проблем экзистенциалистски ориентированной философии. Лит.: Марек П. С., Внутр. борьба в еврействе в 18 в., "Еврейская старина", 1928, кн. 12; Гейликман Т. Б., О каббале и X., в кн.: Критика иудейской религии, М., 1964; Оршанский И. Г., Мысли о X., там же; Hesсhel A. J., God in search of man. A philosophy of Judaism, N. Y., 1956; Blau J. L., The story of Jewish philosophy, N. Y., 1962; Вuber M., Werke, Bd 3 – Schriften zum Chassidismus, Munch.–Hdlb., 1963; Levin M., Classic Hassidic tales, N. Y., 1966. M. Занд. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|