|
ФЕДРФЕДР «ФЕДР», или «О красоте» – название одного из соч. Платона об эросе и о риторике (дано по имени современника Платона). Философский энциклопедический словарь. 2010. ФЕДР ФЕДР (???????) из Афин (ок 138—70 дон э)—главаэпикурейской школы в Афинах после Зенона Сидонского, его преемник — Патрон Сыграл важную роль в распространении эпикурейского учения среди римлян приблизительно с 90 преподавал философию в Риме, в 88 его слушал 16-летний Цицерон (Cic ad fam XIII l, 2), позднее Федр возвратился в Афины, где в 79/78 его лекции снова посетил Цицерон вместе со своим другом Аттиком (Cic Nat Deor 133,93, Fin 15, 16 V 1, 3) Сочинения Федра не сохранились, по названию известен трактат “О богах” (Cic ad Att XIII 39,2) — предположительно один из источников 1-й книги трактата Цицерона “О природе богов” Федр отказался от восходящего к Эпикуру правила “жить незаметно” и держаться подальше от политики (ср Cic ad Att XVI 7, 4), что было характерно для римских эпикурейцев (см Эпикуреизм) Лит.: Grundnss der Geschichte der Philosophie Die Philosophie der Antike, Bd 4 Basel, 1994, S 273, RaubitschekA E — “Hespena”, 1949, 16, p 96—103, Sbordone F Primi lineamenti di un ntratto di Fedro epicureo - “Parole e Idee”, 1968, 10, p 21-30 M А Солопова “ ФЕДР” (??????? ? ???? ??????, ??????, подзаголовок “О любви, этический”) — диалог Платона, первая редакция возникла, вероятно, в конце 380-х гг до н э , поздняя редакция может относиться к 350-м гг, следует предположить также редакцию составленную перед 2-й сицилийской поездкой ок 369—367 Время действия “Федра” — 418—416 Действующие лица Сократ и Федр — восторженный поклонник красноречия и философии (ср “Протагор”, “Пир”) Помимо вступления (227а—230е), где описано место действия — платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части 1) Федр зачитывает речь Лисил (230е—234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного, в которой пародирует некоторые положения Ашписфена из Афин, 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа) (237b—241d), 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит свою 2-ю речь (24Че—257Ь) которая преимущественно и подвергалась расширению и редактированию — в дошедшем до нас варианте Со1фаг, восхвалив “божественное безумие”, определяет душу как самодвижное и потому бессмертное начало уподобив разумное начало души (??????????) возничему, управляющему крылатой парной упряжкой (аффектами), в которой один конь благороден (?????????), а другой — его противоположность (????????????), Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области — сфере истинного бытия и о человеческих душах, которые в меру подобия божеству достигают занебесной области или же “теряют крылья” и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю, видевший истинную красоту узнает ее отблеск в человеческой красоте и тогда, испытывая состояние влюбленности, вспоминает зрелище неземной красоты, и его душа окрыляется, 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257Ь—279с) для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия, рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды — диалектика, в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеческой души, при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи, мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие Несмотря на многоплановость “Федра”, его отличает композиционное единство речь Лисия — пример речи, не основанной на знании, 1-я речь Сократа — пример речи, основанной на сознательном введении в заблуждение (на знании неподобия), 2-я речь Сократа основана на знании, в ней используется диалектический метод, рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание Уже античные толкователи по-разному определяли тему “Федра” любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в ) Общая проблема всех частей “Федра” — субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь) Рус пер.• И Сидоровского(1780),В Н Карпова (1863), Н Мурашова (1904), С А Жебелева (1922), А Н Егунова (1965) Изд.: Федр, пер А Н Егунова, вступ ст и комм Ю А Шичалина (греч и рус текст) M , 1989, Robin L Phedre, introd , texte et trad fran P, 1933, Plato's Phaedrus, transi with introd and comm by R Hackforth Cambr, 1952, Phedre, texte et trad par С Moreschmi et P Vicaire, pref De J Brunschwig, introd et notes par G Samama P, 1998 (Les Belles Lettres), Fedro, a cura di G Reale, testo cntico di John Burnet Milano, 1999 (библ ) Лит : Hermiae Alexandrini in Platoms Phaedrum Scholia, ed P Couvreur P, 1901, De VnesG J A commentary on the Phaedrus of Plat Amst , 1969, Thompson W H The Phaedrus of Plato N Y, 1973, GnswoldC Self Knowledge in Plato's “Phaedrus” New Haven, 1985, Ferrari G R F Listening to the Cicadas A Study of Plato's “Phaedrus” Cambr, 1987, Understanding the “Phaedrus” Proceedings of the II Symposium Platonicum, ed by L Rossetti Sankt Augustin, 1992 (сборник из 41 статьи о “Федре”) Ю А Шичалин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|