РЕЧЬ


РЕЧЬ
        речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов коммуникативной деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В науч. литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функции — выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. — только средство воздействия. К. Бюлер выделяет функции выражения, обращения и сообщения. Сов. психологи указывают на две осн. функции языка (Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р. как психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включённые в перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими категориями, как мышление, память и т. п. Р. — одна из высших психич. функций человека. В психофизиологич. организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторона Р.): характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и др. факторов.
        Можно выделить собственно Р. (или «внеш.» Р.), которая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована на понимание др. людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие, и внутр. Р., которая есть в сущности общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентированность внутр. Р. на познават. задачи ведёт к использованию в ней разного рода вспомогат. средств (образы, схемы и т. д.) и возникновению специфич. закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые описанных Л. С. Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. прого-варивания (Р. «про себя», беззвучная Р.) и внутр. программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки высказывании). Внутр. Р. генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает возможным (как в филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р. («внеш.» Р.) разделяется на диалогич. и монологич. Р.; генетически первичной является диалогич. Р.
        Оставаясь коммуникативной, «внеш.» Р. может выполнять в то же время различные дополнит. функции, напр. поэтическую (Р. как орудие общения посредством искусства), магическую («воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.-наименование), диакритическую (Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая лишь для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п.
        Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 19302; Выготский Л. С., Избр. психологич. исследования, М., 1956; Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Соколов А. Н., Внутр. Р. и мышление, М., 1968; Леонтьев А. А., Язык, Р., речевая деятельность, М., 1969; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Вuhler К., Sprachtheorie, Jena, 1934.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РЕЧЬ
(более узко – речевая деятельность) – один из видов специфически человеч. деятельности, под к-рым понимается обычно коммуникативная деятельность, опосредованная знаками языка. Термин "Р." не имеет твердо установл. значения. В психологии он иногда понимается расширительно – в объем Р. включается не только деятельность, но в известной мере и система средств общения и вообще осуществления этой деятельности, т.е. язык. В языкознании термин "Р." общепринят для обозначения категории, коррелятивной категории "язык", т.е. для перевода введенного Соссюром термина "parole", тогда как термином "речевая деятельность" иногда пользуются для перевода соссюровского термина "langage".
В науч. лит-ре существуют различные, зачастую прямо противоречащие друг другу взгляды на сущность и функции Р. Так, Б. Кроче трактует Р. как средство эмоц. выражения; О. Дитрих, К. Яберг и К. Фосслер приписывают языку (Р.) две осн. функции – выражение и коммуникация. Для А. Марти и П. Вегенера Р. есть только средство воздействия. Наконец, существуют попытки (П. Демпе) интерпретировать Р. только как средство выразить нек-рое объективное содержание. Наиболее распространена в наст. время концепция К. Бюлера, в к-рой язык характеризуется функциями выражения (Ausdruck), обращения (Appel) и сообщения (Darstellung), реализуемыми в речевой деятельности. Согласно Ф. Кайнцу и К. Аммеру, членение, предложенное Бюлером, соответствует лишь системе "первичных" функций языка или Р. ("диалогич. функции"); наряду с ними в Р. могут реализоваться и "вторичные" ("адиалогические") функции: этическая (выражение определ. отношения к собеседнику), магическо-мифическая и логико-алетическая (выражение мировоззрения). Близко к этому понимание Р. Якобсоном, выделяющим соответственно 6 компонентам акта Р. (отправитель, адресат, контекст, код, контакт и сообщение) след. функции Р.: эмотивную (выражение чувств и воли говорящего); конативную или вокативно-императивную (направленность и модульность Р.); референтную (обозначение предметов внешнего мира); метаязыковую, дающую возможность говорить о языке; фатическую (установление контакта) и поэтическую (организация сообщения).
Согласно пониманию, распространенному в сов. психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), язык (Р.) имеет две осн. функции: средства общения, орудия коммуникации и функцию средства обобщения, орудия мышления. Сов. психологи выделяют у Р. также функции выражения, воздействия, указательную и др. В отличие от Бюлера и др., рассматривающих функции Р. как самостоятельные и приписывающих их различным речевым элементам, сов. психология склонна трактовать их как включенные в одно единство (внутри к-рого они друг друга определяют и опосредствуют), не считая возможным атрибутировать эти функции отд. единицам Р.
Р. как средство общения. В нек-рых сообществах животных существуют развитые системы коммуникации, функционально сходные с Р., напр. "язык" пчел, используемый для передачи информации о найденном источнике пищи. Однако все подобные системы служат для осуществления только биологич. функций (питание, размножение); они передаются генетич. путем, а не через посредство обучения. Существенно ограничены и их содержат. возможности. Человеч. Р. могла возникнуть лишь в трудовом коллективе, как средство координации специфически трудовой деятельности и как форма существования возникающего в этом же контексте сознания. В этом процессе речевые средства постепенно теряют свой "естеств." характер и становятся системой искусств. сигналов. При этом они уже не просто тем или иным образом организуют в принципе не зависимую от них деятельность, как это было ранее, а вносят в нее новое объективное содержание и этим перестраивают ее структуру: в знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но и связи самой деятельности.
Наряду со звуковой Р. для коммуникации могут служить и другие (визуальные, тактильные и т.д.) формы Р.
С коммуникативной функцией Р. связана ее членораздельность (артикулированность), т.е. особая внутр. организация речевого сообщения, соответствующая иерархически организованным в языке и реализующимся в Р. кодовым системам (семантич. артикуляция – распадение потока Р. на слова; морфологич. артикуляция – морфемы; фонетич. артикуляция – фонемы).
Р. как средство обобщения. В языковой форме общество опредмечивает многообразные результаты и формы (способы) деятельности. Каждый индивид в процессе обучения распредмечивает эти результаты и формы и т.о. формирует различные способности. При этом усвоение языка и формирование соответствующих ему способностей является необходимым условием для усвоения др. элементов обществ.-историч. опыта человечества, существующих в языковой форме, и формирования на этой основе др. деятельных способностей. Т.о., язык есть орудие сознания, а речевая деятельность – форма процесса, в к-ром сознание отражает действительность и в к-ром оно реализуется. В известном смысле можно сказать, что Р. есть процесс, а язык – способ осуществления сознания. Это относится и к внутр. Р., т.е. такой, внешняя (звуковая) сторона к-рой редуцирована или совсем свернута и обычно выступает в виде микродвижений речевых органов.
В и д ы Р. выделяются в зависимости от ее функцион. направленности и обстоятельств протекания. Наиболее общо деление Р. на диалогическую и монологическую. В совр. науке специально рассматривают массовую коммуникацию, объединяя в ней все виды Р., служащие задаче воздействия на массовую аудиторию, но не предполагающие с ней непосредств. контакта (пресса, радио, телевидение). По др. основанию Р. делится на письм. и устную. Существуют и многие другие принципы классификации видов Р.
Р. как объект языкознания и д р . н а у к. Языкознание изучает Р. гл. обр. как реализацию системы языка, а также отд. виды Р. Эти последние рассматриваются также поэтикой, теорией массовой коммуникации и нек-рыми др. науками. Логика изучает Р. как одну из форм осуществления человеч. мышления. Психология исследует механизмы онтогенеза Р. и ее функции в психич. деятельности. Механизмы и патология Р. изучаются также в физиологии. Звучание Р. безотносительно к ее содержанию и функциям исследует речевая акустика как часть физики. Наконец, в последние годы начался интенсивный анализ Р. с т. зр. теории связи и прежде всего теории разборчивости речевых сигналов, а также механизмов их опознавания и условий синтеза искусств. Р. В наст. время все эти дисциплины, исторически сложившиеся как самостоят. отрасли знания, располагают собств. системами понятий и терминов и действуют в известной изоляции друг от друга. Между тем существует ряд задач, вызывающих необходимость комплексного междисциплинарного исследования Р. и разработки пограничных вопросов. Это обусловило появление направлений типа "психолингвистики" (США), пытающихся синтезировать различные подходы к исследованию Р.
Лит.: Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера "Учебник политич. экономии", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; ?отебня ?. ?., Из записок по рус. грамматике, 2 изд., т. 1–2, X., 1888; его же, Мысль и язык, 3 изд., X., 1913; Соссюр ?., Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933; ?орозова Н. Г., О понимании текста, "Изв. АПН РСФСР", 1947, вып. 7; Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951; Выготский Л. С, Избр. психологич. исследования, М., 1956; его же, Развитие высш. психич. функций, М., 1960; Щедровицкий Г. П., "Языковое мышление" и его анализ, "Вопр. языкознания", 1957, No 1; Эльконин Д. Б., Развитие речи в дошкольном возрасте, М., 1958; Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Лурия А. Р., Развитие Р. и формирование психич. процессов, в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Новое в лингвистике, [пер. с англ. и франц.], вып. 1–3, М., 1960–63; Ананьев Б. Г., К теории внутр. Р. в психологии, в его кн.: Психология чувств. познания, М., 1960; ДукельскийН. И., Принципы сегментации речевого потока, М.–Л., 1962; Леонтьев ?. ?., Возникновение и первонач. развитие языка, М., 1963; Лурия А. Р., О нарушении динамики речевого мышления, в его кн.: Мозг человека и психич. процессы, М., 1963; Розенгарт-Пупко Г. Л., Формирование Р. у детей раннего возраста, М., 1963; У истоков человечества, М., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Humboldt W., Uber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwickelung des Menschengeschlechts, Gesammelte Werke, Bd 6, В., 1848; Steintha1 H., Grammatik, Logik und Psychologie. Ihre Prinzipien und ihr Verhaltniss zu einander, В., 1855; Buhler K., Sprachtheorie, Jena, 1934; Bloomfield L., Language, L., 1935; ?je1ms1ev L., Langue et parole, Cahiers F. de Saussure, t. 2, Geneve, 1942; Skinner В., Verbal behavior, ?. ?., 1957; ?ngve V., A model and an hypothesis for language structure, "Proceedings of the American Philosophical Society", 1960, v. 104, No 5; Malinowski В., The problem of meaning in primitive language, в кн.: Оgden C. K. and Richards I. Y., The meaning of meaning...,10 ed., N. Y., 1959; Pike K. L., Language in relation to a unified theory of the structure of human behaviour, pt 1–3, Glendale, 1954–60; Psycholinguistics: a book of readings, N. Y., 1961; S1ama-Cazacu T., Langage et contexte, 's-Gravenhage, 1961; Psycholinguistics. A survey of theory and research problems, 2 ed., Bloomington, 1965.
А. А. Леонтьев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    автология, аллокуция, амбилоквия, амфигурия, апологема, афазия, беседа, бласфемия, выговор, выступление, глагол, говор, говорение, говорок, диалект, диатриба, дискурс, доклад, здравица, изложение, копролалия, красноречие, лепет, логос, молвь, наречие, обращение, панегирик, паренезис, парентация, перо, повествование, полуслова, предложение, приветствие, проповедь, разговор, рацея, речитатив, речуга, риторика, сквернословие, скороговорка, словеса, слово, слог, сообщение, спич, староречие, стиль, тирада, тост, филиппика, фонтан, фраза, хрия, шепот, экспромт, эпитафий, язык


Просмотров: 1487
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Плюрализм как модель познания
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental health consultants)
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Символические функции языка
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Функции языка
  • Функции языка (в социолингвистике)
  • Этнические функции языка
  • Этнические функции языка
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы
  • Языка Функции
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь