ТРОИЦА


ТРОИЦА
триединство. Согласно христ. догме, Троица рассматривается как факт единства Бога в трех лицах: БогОтец, Бог-Сын, Бог – Дух Святой (см. Ипостась), причем такая троичность совершенно не вредит этому единству. Учение о Троице, которого нет в Библии, появилось не раньше нач. 5 в. Эта догма напоминает представления индусов о тримурти, а также учение неоплатоников о первоедином разуме и мировой душе.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ТРОИЦА
    ТРОИЦА (греч. ?????, лат. Trinitas) — наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях, в частности в неоплатонизме, оказавшем значительное влияние на формирование христианского богословия. В христианстве учение о Боге-Троице имеет своей целью примирить библейское (иудейское) представление о Едином Боге с верой во Христа как Богочеловека, а поэтому оно генетически и логически связано с христологией. Будучи ядром христианского богословия, оно не имеет отдельной канонической формулировки, но недвусмысленно выражено в Никео-Константинополъском символе веры. Его разработка принадлежит богословам патриотической эпохи (4—8 вв.). Согласно учению о Троице, Единый Бог библейского Откровения троичен в Лицах: три Лица Троицы — Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть начало, или источник. Божества: Он предвечно (т. е. до начала тварного времени, в вечности, “всегда”) рождает Своего Сына и изводит Своего Духа (буквально: Свое “дыхание”). Вместе с тем Сын рождаемый и Дух исходящий являются равночестными Отцу по божественному статусу. Это антропоморфное описание не указывает на некий теогонический процесс (который немыслим вне времени), но призвано обозначить внутреннюю “структуру” Божества, которое является не запредельным божественным одиночеством (в отличие от иудаизма и ислама), но “триединством”, т. е. сущностным единством Трех, пребывающих между собой в отношениях совершенного равенства, исключающего какую-либо субординацию. Применяемая к Богу парадоксальная формула “один равен трем” выражает различение в нем — точнее, в нетварном бытии Бога — сущности (или природы) и ипостасей (или лиц, личностей). Подобное различение переносится и на тварное бытие, т. е. на человеческий мир, сотворенный по образу божественного бытия, и поэтому, в свете представления о Боге-Троице, является универсальной онтологической моделью. Согласно этой модели, определение нетварного бытия Бога в терминах иной, по отношению к бытию человеческого мира, сущности (или природы) является слишком статичным и потому недостаточным для выражения динамики существования, открытого “бытию другого” (человеческие личности) и “другому бытию” (иному, сотворенному Богом). Бог, создавший иное бытие (см. Творение), который поэтому при всей своей сущностной самодостаточности способен на участие и любовь, не может быть “вещью в себе”, т. е. существованием, замкнутым на себя. Характерное для греческой патристики различение, с одной стороны, логического содержания сущности, или природы, Бога (????? ??????), а с другой — модуса, или способа, ее существования (?????? ???????? — личностное существование) выражает внутренне со-относительный характер бытийствования божественной сущности. О том, что это различение не должно выходить за пределы онтологии, свидетельствует тот факт, что древние христианские богословы для изложения учения о Троице использовали два близких, почти совпадающих по значению греческих термина, обозначающих сущность: ????? и ?????????. Формула троичности гласит: в Боге одна сущность и три ипостаси. Термин “ипостась” здесь обозначает экзистенциальный, или личностный, аспект божественного бытия, которое характеризуется не только некоторым “логосом” (essentia), но и “отношением к другому” (communio). Другими словами, бытие Бога есть “бытие-в-общении”. Бытие Триединого Бога имеет эк-статический характер, поскольку каждое Лицо Троицы бытийствует в модусе отношения и общения с двумя другими, ему едино-сущными и в то же время абсолютно иными “по ипостаси”, экзистенциально отличными. Т. о., учение о Троице является онтологической моделью, в которой логически сопряжены единичное и всеобщее, экзистенциальное и эссенциальное. Оно определяет идеальное, телеологическое состояние человеческого социума: множество абсолютно различных человеческих личностей (=ипостасей), сотворенных по образу три-единого божественного бытия, т. е. имеющих тождественную человеческую природу и населяющих один физический (=природный) мир, должно, согласно христианскому представлению, разрешить межличностные противоречия через достижение того динамического состояния, или со-бытия, которое характеризует бытие троичного Бога как “вечное движение в любви”. Из учения о Троице логически вытекает представление о человеческой личности как единичной экзистенции, характеризующейся абсолютной инаковостью по отношению к внеположному ей миру. С богословским понятием о личности генетически связано новоевропейское, в значительной степени секуляризованное, представление о человеке как суверенном индивидууме, чуждое дохристианскому античному мышлению.
    А. И. Кырлежев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    божество, праздник, пятидесятница, триада, тримурти, трио, триумвират, трое, тройка


Просмотров: 1023
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ЦАРСТВА БЫТИЯ”
  • Анализ Бытия
  • Ананай-Ке (Учение Трех И Пяти)
  • Ассамблеи Бога (Собрание Божье)
  • Боящиеся Бога
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Дети Бога (Семья, Семья Любви)
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИСТОРИЧНОСТЬ БЫТИЯ
  • Имена Бога
  • Книга Бытия
  • Международная Церковь Бога Во Христе
  • Независимая Ассамблея Бога
  • СМЕРТЬ БОГА
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • ТРОИЦА
  • ТРОИЦА
  • Троица
  • Троица
  • Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа На Апостолов)
  • Троице-Сергиева Лавра
  • Царства бытия
  • Церковь Бога
  • Церковь Бога Во Христе
  • анализ бытия (existentialanalyse)
  • возвышение бога солнца
  • тождество мысли и бытия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь