СТИЛЬ


СТИЛЬ
основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий, особенно если речь идет о способе, играющем в этом отношении значительную роль, способе создающем, обладающем творческой ценностью. В этом смысле говорят о творческих стилях (романский, готический стиль, стиль эпохи Возрождения, стиль барокко и т. д.), о стиле культуры (у Ницше культура – единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни), о стиле жизни какой-либо отдельной яркой личности (гётевский стиль жизни) и т. д.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


СТИЛЬ
(от лат. stilus – остроконечная палочка для письма; манера письма, способ изложения) – характерное физиогномич. единство к.-л. явления человеческой жизни и деятельности, типич. форма его внешнего выражения. В этом смысле можно говорить о С. в самых разнообразных сферах – С. политич. деятельности, науч. рассуждения, С. работы, жизни, руководства и т.п. Понятие С. всегда относится к человеку и его созданиям, оно не может быть отнесено, напр., к природе, поскольку С. всегда связан с выражением, активным (сознательным или бессознательным) самопроявлением человека вовне.
В теории иск-ва понятие С. употребляется в различных, подчас противоположных, значениях: для характеристики физиогномич. единства отд. произведения (С. произведения), целой группы произведений и даже определ. периода в развитии иск-ва (нац. С., стиль эпохи и т.д.), а также для характеристики способа обработки материала тем или иным художником (индивидуальный С. художника) и т.д. Во всех этих случаях понятие С. означает различные аспекты внешней организации художеств. произв., определенное внешне выявленное единство художеств. формообразования. Но хотя понятие С. и связывается с характеристикой произв. иск-ва как нек-рой образной целостности, оно оказывается недостаточным для раскрытия его смысла, поскольку одни и те же стилистич. особенности в разных произведениях могут иметь различный и даже противоположный смысл. Поэтому дальнейшая конкретизация художеств. С. осуществляется только через анализ смысловой стороны иск-ва, содержат. интерпретацию структуры произведения и раскрывающейся в ней художеств. идеи (см. Художественный образ).
Проблема С. оказалась в центре внимания эстетич. сознания во 2-й пол. 19 в. Появившиеся в этот период признаки стандартизации внешних форм иск-ва, выделение их из первонач. целостности образа и распространение в виде унифицированных шаблонов художественного выражения вызвали – в качестве ответной реакции – резкое подчеркивание специфичности С. художника, его неповторимой индивидуальности. Старое изречение Ж. Бюффона "стиль – это человек" приобрело новый общественный смысл. В царстве практического интереса и всеобщего отчуждения С. стал выступать как символ победы духа и признак свободного, человеческого отношения к миру. В этой атмосфере Флобер, напр., воспринял С. как единств. средство преодоления серой обыденности. С. представал как адекватная форма для выражения многосторонней цельности человеческой души, и не обладая этой личной формой – стилем, художнику нельзя было рассчитывать на живое общение с людьми; По словам Чехова, "...о начинающем писателе можно судить по языку. Если у автора нет "слога", он никогда не будет писателем" (цит. по кн.: "А. П. Чехов. Лит. быт и творчество по мемуарным материалам", сб., 1928, с. 390). Безликим и механич. С., сложившимся в самых различных сферах общества и приобретавшим все более автоматич. характер, были противопоставлены индивидуальные художеств. С. Именно в эту эпоху С. был обостренно осознан как форма, в материале к-рой (красках, звуках, словах) отразилась человеческая личность.
Но такое понимание С. не могло бы быть отнесено к более ранним эпохам, когда С. в иск-ве создавался без ощутимого влияния личности и представлял собой твердую, объективную, внеличную систему форм, принятых обществом в целом. Таков, напр., С. др.-егип. иск-ва с его традиц. геометризмом, С., не менявшийся на протяжении тысячелетий. Применительно к таким эпохам сама формула Бюффона могла бы быть прочтена наоборот, т.е. об иск-ве их можно было бы сказать: "Человек – это стиль". То, что впоследствии предстанет примитивной унификацией, торжеством абстрактной и мертвенной всеобщности, здесь выступает гл. признаком С., единства художеств. формообразования.
Эти противоположные полюсы в понимании С. могут служить примером историч. эволюции его содержания. Иск-во нового времени удерживает в С. момент устойчивой объективной формы, но эта форма теперь не дается заранее как некий незыблемый традиц. канон, а каждый раз открывается художником заново и несет на себе отпечаток его личности. С. возникает лишь через качеств. пересоздание выразит. форм и элементов, находимых художником в действительности, подчинение их индивидуальному замыслу и внутр. структуре данного произведения.
Эта динамичность С. в иск-ве нового времени остро ставит проблему "инерции С.", связанную с тем, что всякий С. превращает в законченное и завершенное то, что в жизни не завершено, и любое последоват. осуществление единства С. жертвует всем тем бесконечным и непредвиденным жизненным содержанием, к-рое не укладывается в рамки этого единства. Преодоление этой эстетич. замкнутости С. идет у разных художников различными путями, один из них – обращение к внешней "разностильности", указывающей на неожиданные и непредрешенные возможности жизни, к-рые не могут быть исчерпаны никаким формально законченным художеств. высказыванием.
Лит.: Сакулин П. Н., Теория литературных стилей, М., 1927; Вельфлин Г., Осн. понятия истории искусств, пер. с нем., М.–Л., 1930; Виноградов В. В., Проблема авторства и теория стилей, М., 1961; Лармин О. В., Художеств. метод и С., [М.], 1964; Палиевский П. В., Постановка проблемы С., в кн.: Теория лит-ры, [кн. 3], М., 1965; Соколов А. Н., Теория С., М., 1968 (библ.); Riegl ?., Stilfragen, В., 1893; Wallach R. W., Uber Anwendung und Bedeutung des Wortes Stil, Wurzburg, 1919 (Diss.); Nohl H., Stil und Weltanschauung, Jena, 1920; Kainz Fr., Vorarbeiten zu einer Philosophie des Stils, "Z. fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", 1926, Bd 20; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 7 Aufl., Bern – Munch., 1961, S. 271–329; Hauser ?., Philosophie der Kunstgeschichte, Munch., 1958, S. 228–61.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    абир, адзэкура, ампир, арт-деко, барокко, бибоп, блуграс, булль, буль, ва-ё, вернакулятор, вкус, вог, возрождение, вортицизм, гаучо, гомофония, готика, дух, жакоб, жанр, изложение, кантри, кисть, классицизм, конструктивизм, манера, мануэлино, маньеризм, метаболизм, микрохаус, модерн, необарокко, неоклассицизм, неоренессанс, неорококо, новояз, образ, палладианство, палочка, перо, платереско, помпадур, почерк, пошиб, проторенессанс, псевдостиль, рационализм, ренессанс, ретро, речь, род, рококо, рука, свинг, слог, соул, софт-рок, стержень, стиль модерн, стиль ретро, танцстиль, творческий почерк, треш, урбанизм, уэджвуд, фантази, фламенко, хеплуайт, хэви-металл, чил-аут, чиппендейл, шератон, школа, эвфуизм, эклектизм, экспрессионизм, экшн, эрререско, югендстиль, язык


Просмотров: 1296
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в труде, учении, спорте)
  • Индивидуальный Стиль Деятельности
  • Когнитивный Стиль
  • Научный стиль
  • Публицистический стиль
  • Разговорный стиль
  • СТИЛЬ
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ
  • СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
  • СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
  • СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
  • Стиль Руководства
  • Стиль речи
  • Стиль языка
  • Телеграфный стиль
  • Функциональный стиль
  • Художественный стиль речи
  • деятельность: стиль индивидуальный
  • индивидуальный стиль деятельности
  • когнитивный стиль
  • когнитивный стиль
  • лидерства стиль
  • лидерство: стиль
  • личный стиль
  • стиль
  • стиль
  • стиль деятельности индивидуальный
  • стиль лидерства (стиль руководства)
  • стиль руководства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь