|
ПРИЧИННО-МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРАПРИЧИННО-МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА представление о мире, согласно которому все явления вызываются причинами и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики (см. также Машинная теория жизни, Механизм). Причинно-механическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда из области естественных наук была изгнана метафизика. Открытая в то время всеобщность причинной связи позволяла сделать предположение, что каузальный закон является всеобщим законом природы; достижения техники давали основание считать, что все подчинено законам механики (см. Физическая картина мира). «Стремление к однозначному определению событий в их развитии от начального состояния до конечного являлось лишь практическим мотивом современного человека, стремящегося к господству над природой. Вследствие направленности нашего жизненного процесса мы можем желать овладеть природой лишь настолько глубоко, насколько она определяет это в ходе своего развития с помощью непосредственно практически уловимой causa efficiens. И пока ее нет, мы должны только ждать, что произойдет... По преимуществу механистическое истолкование причинности в сфере неорганического точно так же антропоморфно, как и по преимуществу телеологическое толкование жизненного процесса... Хотя назначение человека может быть выше назначения др. конечных вещей, тем не менее каждая вещь имеет свое назначение, свое лицо. Только абсолютное и онтологическое толкование природы сторонниками формально-механистического взгляда выделяло, удаляло, даже вырывало человека из природы настолько, что он, как опьяненный, начинал колебаться между материализмом, который низводил его до зверя, и таким же комичным спиритуализмом, который лишал его всякого родства с природой. Уже для Декарта человеческие души суть, в сущности, наделенные душой точки, которые спустились из чисто механической Вселенной, «верху», от Бога, как по канату. Существует ли более гротескное, более противоестественное представление?» (M. Scheier. Erkenntnis und Arbeit, 1926). В причинно-механической картине мира человек играет роль колесика в мировом «приводе». Он, в сущности, безответствен. Это положение человека в причинно-механически рассматриваемой картине мира объясняет не только большую популярность и значение причинно-механической картины мира для мышления широких масс, но и то упорство, с которым держались за эту картину мира, хотя возникшие с нач. 20 в. течения получили признание не только со стороны философии, но и со стороны естественных наук (см. Метафизика, Учение о слоях). Философский энциклопедический словарь. 2010. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|