|
ОДНОВРЕМЕННОСТЬОДНОВРЕМЕННОСТЬ см. Внееременность мира. Философский энциклопедический словарь. 2010. ОДНОВРЕМЕННОСТЬ отношение, к-рое совместно с порядка отношениями "раньше" и "позже" выражает временнyю структуру событий. Создание относительности теории коренным образом изменило понимание О., сложившееся в классич. дорелятивистской физике и господствовавшее в естествознании. В классич. физике признавалось существование абсолютных пространства и времени, свойства к-рых не зависели от материальных взаимодействий, от движения материи и к-рые являлись уникальными системами отсчета. Временной порядок событий определялся "течением" абсолютного времени. Отношение О. выражало принадлежность нек-рой совокупности событий к одной и той же "точке-мгновению" на "шкале" абсолютного времени. О. событий была абсолютной как в смысле уникальности, так и в смысле всеобщности этого отношения, т.е. каждому событию, произошедшему в данной точке пространства, соответствовало одно-единственное одновременное с ним событие в др. точке, а события, одновременные в одной системе отсчета, оставались таковыми в любой др. системе независимо от взаимного движения этих систем. В специальной теории относительности, согласно определению А. Эйнштейна, события считаются одновременными в том случае, если световые сигналы, идущие от них, встретятся точно посередине разделяющего их расстояния. В силу постоянства скорости света устанавливаемое данным определением отношение О. не является абсолютным в смысле всеобщности, т.е. события, одновременные в одной системе отсчета, в др. системах, находящихся в состоянии движения по отношению к данной, одновременными уже не будут. Определение А. Эйнштейна сохраняет абсолютную (в смысле уникальности) О. в рамках одной и той же системы отсчета, т.е. для событий неподвижных относительно друг друга. Это означает, что событию, произошедшему в одной точке пространства данной системы, в др. точке этой же системы будет соответствовать одно-единственное одновременное с ним событие. Однако эта абсолютная в смысле уникальности О. в рамках одной системы отсчета устанавливается, как отмечает Эйнштейн, по определению, т.е. имеет до известной степени условный характер. Оба положения специальной теории относительности, а именно, отрицание абсолютности отношения О. в смысле всеобщности, а также утверждение о возможности установления абсолютной в смысле уникальности О. только на основании определения вызвали продолжительную дискуссию вокруг их филос. интерпретации. В релятивистской физике, к-рая отказывается от абсолютных пространства и времени, временные отношения между событиями определяются наличием или возможностью существования между ними материальных взаимодействий. Все те события, на к-рые данное событие воздействует или может воздействовать, происходят по отношению к нему абсолютно позже, те же события, к-рые воздействуют или могут воздействовать на него, происходят абсолютно раньше. С т. зр. специальной теории относительности для любого события, происходящего в к.-л. точке пространства, в любой др. точке пространства существует нек-рое множество последовательных событий, с к-рыми оно принципиально не может взаимодействовать вследствие наличия разделяющего их расстояния и конечной скорости передачи взаимодействия. Для таких событий временнoй порядок не определен: они происходят ни "до", ни "после" друг друга, и их естественно рассматривать как одновременные. Такие события иногда называют также "квазиодновременнымй" или "потенциально одновременными". Т.о., отношение О. фактически теряет абсолютный характер не только в смысле всеобщности, но и в смысле уникальности. Это означает, что любому событию в данной точке пространства в др. точке будет соответствовать не одно-единственное одновременное с ним событие, а нек-рое множество одновременных с ним событий. Объем этого множества определяется такими факторами, как расстояние между точками пространства, в к-рых происходят рассматриваемые события, взаимная скорость материальных систем, если речь идет о событиях, происходящих в разных системах отсчета, и предельный характер скорости света. Определение Эйнштейна выбирает из этого множества объективно-одновременных событий одно-единственное, к-рое рассматривается как абсолютно (в смысле уникальности) одновременное по отношению к данному. Однако оно не отличается от др. событий этого множества в том смысле, что эти события так же, как и оно, принципиально не могут взаимодействовать с данным событием. Временнoй порядок конкретных физич. событий устанавливается в теории относительности уже на основании данного определения одновременности при условии выбора системы отсчета. Т.о., признание относительного характера О. в релятивистской концепции времени является неизбежным следствием понимания временных отношений как нек-рых свойств реальных взаимодействий между материальными системами и признания конечного характера скорости распространения этих взаимодействий. Лит.: Эйнштейн ?., К электродинамике движущихся тел, в сб.: Принцип относительности, [М.–Л., 1935 ]; его же, Сущность теории относительности, М., 1955; Фок В. ?., Против невежественной критики совр. физич. теорий, "ВФ", 1953, No l; его же, Теория пространства, времени и тяготения, М., 1961; Александров А. Д., Теория относительности как теория абсолютного пространства-времени, в сб.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; Штейнман Р. Я., Пространство и время, М., 1962; Рейхенбах Г., Направление времени, пер. с англ., М., 1962; Уитроу Дж., Естественная философия времени, пер. с англ., М., 1964; Robb ?., The absolute relations of time and space, [Camb. ], 1921; Reichenbach ?., The philosophy of space and time, N. Y., [1958 ]. Ю. Молчанов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|