Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 ГУНЫ



ГУНЫ


ГУНЫ
(санскр. guna — «нити», «пряди», «свойства») — одно из основополагающих понятий философии санкхьи, практически непереводимое на европейские языки. Три Г. — саттва, раджас и тамас — это ноуменальные, «атомарные» (несводимые к др.) состояния сущего, проявляющие себя в трех основных эмоциональных состояних — радости, страдании и безразличии, коим на онтологическом срезе соответствуют начала «освещения», «активности» и «препятствия». На уровне их «внутренних отношений» они непрерывно подавляют и в то же время опираются друг на друга, порождают и «спариваются» друг с другом. Первоматерия Пракрити — модус равновесия трех Г., охватывающих все, кроме духовного, начала Пуруши. В индуистской формуле божественного триединства (три-мурти) Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма — раджаса, Шива — тамаса. Модель трех Г. оказала заметное влияние на воззренческую систему «Махабхараты», а затем Пуран и других религиозных текстов.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ГУНЫ
        (санскр. гуна, букв. — качество, нить), в др.-инд. мысли субстанции-силы, входящие в состав пракоторити и направляющие её развитие в определ. направлении. Учение о Г. получило особое развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх Г. (подобно канату, сплетённому из трёх отд. верёвок) — саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит, эмоций (радости, светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в том числе приводящего в движение) и порождающего страдание, тамаса — пассивного, от-рицат. начала, порождающего апатию, безразличие, тьму, косность, аморфность и т. п. Г. невосцринимаемы, об их существовании можно судить только по их следствиям — объектам тварного мира, отражающим преобладающий тип Г. и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицат. эмоции, или индифферентность. Три Г. могут находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием к.л. одной из Г.
        Г. пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов. Первый из них — сварупа-паринама, он предполагает автономные изменения в пределах каждой из трёх Г., не затрагивающие две другие Г.; на этой стадии нет взаимодействия Г., их сочетаний, они существуют как однородная масса, внутри которой нет перемещений и, следовательно, нет ни объектов, ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира до творения. Второй тип изменения Г. — вирупа-паринама; он предполагает преобладание одной из Г. над двумя другими и, т. о., превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.
        В др. филос. школах Г. понимались иначе. Для вай-шешики Г. — качество, обладающее теми или иными свойствами. В упанишадах Г. — психич. состояния, вызывающие отрицат. физич. и духовные эффекты. В некоторых системах Г. характеризовали разные типы реальности. Учение о Г. сыграло значит. роль в концепциях, уделявших особое внимание становлению мира объектов.
        см. к ст. Санкхъя.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ГУНЫ
    ГУНЫ (санскр. guna) — одно из основополагающих понятий философии санкхьи, концентрирующее в себе своеобразие ее онтологии.
    В древнейших версиях эпической санкхьи (Махабхарата XII. 212, 267) Гунами называются и способности восприятия (индрии), и их объекты. У Панчашикхи эти гуны как реалии индивидуального существования обусловливают три рода ментальных состояний (ведана): саттву—радость, “приятность”, наслаждение, счастье, спокойствие ума; раджас— неудовлетворенность, расстройство, печаль, алчность, беспокойство; тамас — неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность. В список гун у АситаДэвалы включаются также три способности познания и сами указанные состояния, причем отмечается, что гуны связаны с телом и “погибают” после его разрушения. Типологическая, а возможно и генетическая близость этих гун как реалий индивидуального психологического опыта и буддийских дхарм очевидна. В зрелой доклассической санкхье (поздние слои эпической “Мокшадхармы”) гуны уже соотносятся с Первоматерией мира (Пракрити) и производными от нее космическими “сутями” (таттвы) и противопоставляются духовному началу (Атман), задача которого и заключается в освобождении от обусловливаемых Гунами состояний, с которыми он себя ошибочно отождествляет. В “Бхагавадгите” (гл. XVII, XV11I) преобладает этическая интерпретация гун: нравственные и психологические различия людей объясняются преобладанием в их сознании саттвы, раджаса и тамаса.
    В “Санкхья-карике” три гуны—саттва, радхас и тамас— проявляются в трех основных эмоциональных состояниях—радости, страдании и безразличии, которым на онтологическом уровне соответствуют модусы “освещения”, “активности” и “препятствия”. На уровне их внутренних бытийных взаимоотношений они непрерывно подавляют и в то же время опираются друг на друга, порождают и “спариваются” друг с другом (ст. 12). Объясняя возможность подобной “кооперации” взаимопротивоположных начал, Ишвара кришна сравнивает их с тремя “взаимоотрицающими” компонентами светильника (ст. 13). Есливдоклассической санкхье гуны рассматривались как свойства Первоматерии, то теперь именно гуны оказываются ноуменами, существующими в двух модусах—проявленных начал бытия и их непроявленного первоначала (см. Вьякта-авьякта). Гуны определяют остальные родовые характеристики проявленного и непроявленного—“отсутствие различения”, объектность, всеобщность, бессознательность и способность к порождению чего-то другого, — оппозицию которым составляет другой ноумен, Пуруша (ст. 14). Взаимоотношения гун определяют эманацию начал мира из Первоматерии: преобладание саттвы обусловливает “проявление” мирового разума (буддхи), ее же преобладание в ахинкаре обусловливает “проявление” индрии, а преобладание в нем тамаса— танматр (ст. 25). Различными “пропорциями” в комбинации трех гун объясняется различие познавательных, перцептивных и моторных способностей индивида, их функций и объектов (ст. 27,36), множественность психоментальных диспозиций (ст. 46), статус будущего воплощения индивида: преобладание в его сознании саттвы обеспечивает ему рождение среди богов и демонов, раджаса — среди людей, тамаса—среди животных и растений (ст. 54).
    Комментаторы “Санкхья-карики” иллюстрируют “пронизанность” гунами всего существования примером женщины, которая обязательно вызывает у разных людей одно из трех состояний—удовольствия, неприязни и безразличия. В комментарии Вьясы к “Йога-сутрам” (11.19) различаются четыре уровня манифестации гун: 16 “дифференцированных” элементов (5 махабхута +11 индрии), 6 “недифференцированных” (5 танматр + аханкара), “знак” (буддхи) и “не-знак” (Пракрити).
    Учение санкхьи о гунах определило трактовку некоторых мировоззренческих моделей индуизма (в тримурти Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма — раджаса, Шива — тамаса) и многих мифологем и оказало заметное влияние на всю индуистскую ментальность.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 551
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • Ананай-Ке (Учение Трех И Пяти)
  • ВНЕВРЕМЕННОСТЬ МИРА
  • Гуны
  • ДРУГ
  • Друг царя
  • Друдж (Друг)
  • Дружба, друг
  • ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
  • ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
  • КАРТИНА МИРА
  • МАНИФЕСТ МИРА
  • МИРА БАИ
  • МОДЕЛЬ МИРА
  • Модель мира
  • Модель мира
  • Новый друг
  • Образ Мира
  • Пятидесятники Трех Благословений (Пятидесятники Святости)
  • СЕРЕДИНА МИРА
  • Стихии мира
  • Творение мира
  • Три гуны
  • Хранители мира
  • образ мира
  • расколдовывание мира
  • тест мира
  • трех миров концепция
  • школа трех трактатов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь