|
МАЛЬРОМАЛЬРО (Malraux) Андре (род. 3 нояб. 1901, Париж – ум. 1976) – франц. писатель-философ. Занимался археологией и китаеведением, много путешествовал по Южной и Восточной Азии, Афганистану и Персии, России и Северной Америке, проводил исследования в Индокитае. Пребывание в Кантоне и Испании связано с его революционной деятельностью; приблизительно с 1934 Мальро начинает выступать против всех форм тоталитаризма, борясь за духовную свободу. В своих романах он изображает человека как обладающего силой соперника Всевышнего. Как художник слова, Мальро был наиболее сильным из писателей современности, пишущих в духе экзистенциализма. Осн. работы: «Les conquestants», 1927 (рус. пер. «Завоеватель»); «La voie voyale», 1929; «La condition humaine», 1933 (рус. пер. «Условия человеческого существования»); «Le temps du mepris», 1935 (рус. пер. «Годы презрения»); «L'Espoir», 1937 (рус. пер. «Надежда»); «Les noyers d'Altenburg», 1941. Философский энциклопедический словарь. 2010. МАЛЬРО (Malraux), Андре (р. 3 сент. 1901) – франц. романист, эстетик, политич. деятель. В 20-х гг. принимал участие в гражд. войне в Китае на стороне Гоминьдана, а после разрыва Гоминьдана с коммунистами – на стороне коммунистов. Вернувшись во Францию, публикует романы, посвященные кит. революции – "Завоеватели" ("Les conquerants", 1928, нов. изд., 1963) и "Условия человеческого существования" ("La condition humaine", 1933, нов. изд., 1963). Персонажи М. в меньшей степени живут собственной жизнью, чем являются участниками того философ. спора, к-рый ведет автор. В центре же философ. взглядов М. находится метафизически трактуемая им проблема "человеческого состояния" (condition humaine). Согласно M., перед лицом смерти и в виду утраты веры в предопределенный порядок мира (божественный или рациональный) – человеческое существование обесценивается. Единственным путем преодоления его трагич. абсурдности является действие как таковое, пусть даже лишенное цели. В самом действии и состоит победа человека над "роком", его приобщение к судьбам всего человечества, к "человеческому братству". Эти идеи М. были позднее восприняты философией и лит-рой экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр). Несмотря на субъективно-идеалистич. мотивировку этого приобщения М. к интересам человечества, М. в 30-е гг. сблизился с Коммунистич. партией, активно участвовал в антифашистском движении, в гражд. войне в Испании. В романе "Надежда" ("L'espoir", 1937), посвященном борьбе исп. народа против фалангистских мятежников, основной круг проблем также связан с индивидуалистич. богоборчеством и "преодолением смерти", поисками смысла жизни в действии как таковом. В 1939 М. порвал с Коммунистич. партией и с этого, времени выступает против коммунизма. В годы гитлеровской оккупации Франции М. участвовал в Движении Сопротивления, где сблизился с правым, его крылом – партией де Голля. В 1945–46 М. – министр информации во временном правительстве де Голля, в 1947 – член руководящего комитета деголлевской партии РПФ. С приходом де Голля к власти в 1958 М. становится министром по вопросам культуры. В соч. "Психология искусства" ("La psychologie do l'art", t. 1–3, 1947–50; нов. доп. изд. под назв. "La voix du silence", 1953) и "Воображаемый музей мировой скульптуры" ("La musee imaginaire de la sculpture mondiale", v. 1–3, 1952–54) M. стремится обосновать свое понимание смысла иск-ва и его осн. закономерностей на широком фоне мировой истории иск-ва, что немало способствовало интересу к этим сочинениям. Эстетич. взгляды М. воспроизводят различные теории идеалистич. эстетики и искусствознания (эстетики А. Бергсона, нем. формалистич. искусствоведения, нек-рых концепций кн. франц. искусствоведа А. Фосийона "Жизнь форм"). Согласно М., благодаря распространению художеств. репродукции совр. зритель имеет возможность объединить все наследие мирового иск-ва в "воображаемый музей". Собранные в этом музее произведения иск-ва благодаря репродукции утеряли свое "качество предметности", "интеллектуализовались" и выявили свой высший смысл: смысл пластич. стиля, с помощью к-рого художник "подчиняет" себе действительность. Это "подчинение" состоит в том, что художник переселяет объекты реальной действительности в ту "исключительную область", в к-рой они ускользают от смерти. Для переселения в эту область, для создания иск-ва необходимо, чтобы отношение художника к изображаемому объекту было принципиально иного рода, чем то, к-рое ему "навязывает" общество. Т. обр., следуя за интуитивистской эстетикой, М. противо-поставляет иск-во действительности, художеств. сознание – общественному. Однако в дальнейшем развитии своей теории М. нередко вообще опускает вопрос об отношении иск-ва к действительности и сводит историю мирового иск-ва к автономному, самовоспроизводящему развитию стиля. Тем самым всю историю мирового иск-ва М. изображает как своего рода прелюдию модернистского иск-ва 20 в., в к-ром он видит чистое выражение стиля. Соч.: La metamorphose des dieux, P., 1957. Лит.: Андреев Л., Музей обожествленного искусства, "Иностр. лит-ра", 1957, No 3; его же, Снова "чистое искусство", в сб. ст.: О совр. бурж. эстетике, М., 1963; Duthuit G., Le musee inimaginable, v. 1–3, P., [1956 ]; Boisdeffre P. de, A. Malraux, 4 ed., P., 1957. M. Толмачев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. МАЛЬРО МАЛЬРО (Malraux) Андре (3 ноября 1901, Париж — 23 ноября 1976, Кретейе) — французский писатель, теоретик искусства, политический деятель. Философские взгляды Мальро близки ко взглядам представителей французского экзистенциализма, сложились под сильным влиянием Ницше, Гегеля, Фрейда, Шпенглера, Маркса. Принимая непосредственное участие в событиях, происходящих в самых “горячих точках” планеты (гражданские войны в Китае 1920-х гг., в Испании 1936—39), Мальро пришел к выводу, что в основе освободительной борьбы лежит не теория марксистского типа, а воля, обнаруживаемая как сила людей бороться и добиваться своих целей. В духе Ницше Мальро говорит свое “да” силе, но не любой и не безусловно; достоинство силы, по его мнению, определяется такими ценностями человека, как ясность мысли, сознание, истина. Мальро стремится показать взаимопроникновение воли и разума, определяя последний как “обладание средствами управлять людьми и вещами”. Однако подчеркнутые волюнтаризм и активизм Мальро не сопровождаются отрицанием ценностей интеллектуализма. Главным пафосом его философии выступает мотив силы воли индивида, доказывающего самому себе свою жизненную мощь, но одновременно Мальро придает огромное значение и понятию сознания, выступающего в паре с “бессознательным”. Связь обоих моментов (воли/силы и сознания) в том, что само сознание есть концентрация силы, напряжения, внимания, усилия. Т. о. Мальро приходит к своеобразному принципу “cogito”, но иного, чем у Декарта, типа; в нем объединяются интеллект и воля: “Я совершаю усилие, следовательно, я существую”. Сила вместе с вниманием составляют у Мальро стержень “жизни”, которая единственно из всего сущего восприимчива к форме; последний тезис подводит его к фундаментальной проблеме смысла искусства. Художественное развитие человечества проходит, по Мальро, три основные стадии: обнаружение сверхприродного начала, прорыв к ирреальному в сфере фантазии, наконец, выражение самой живописности как таковой. На последней стадии, начинающейся с творчества Э. Мане, живописные явления выступают “фразами недешифруемого языка, дающего такой живописи существование, независимое как от обычной реальности, так и от воображения и сферы сакрального” (L'Intemporel. P., 1976). Художник всегда бросает вызов смерти, в глубине художественного творчества лежит упрямое желание победы над смертоносным временем. Эта битва со смертью и есть глубинный смысл всего мирового искусства. Великая тайна или даже мистерия искусства состоит в том, что оно не выступает индифферентными археологическими останками исчезнувших культур и культов, а оказывается живым и значимым. Иньми словами, пластически выраженное сакральное претерпевает таинственную метаморфозу, актуализируясь как сила искусства. Соч.; Oeuvres completes, 1.1—2. P., 1989—96; в рус. пер.: Условия человеческого существования. М., 1935; Надежда. М., 1939; Зеркало лимба. Худож. публицистика. М., 1989. В. П. Визгин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|