ЛУБКИН


ЛУБКИН
ЛУБКИН Александр Степанович (род. 1770/71- ум. 1815) – рус. философ-деист, логик; профессор Казанского ун-та. Как воспитанник духовной школы находился под влиянием философии Вольфа; общее направление его мировоззрения было эклектическим, близким к нем. популярной философии (Федера и др.). Лубкин первый среди рус. философов заговорил в печати о Канте, подвергнув критике его теорию познания с позиций сенсуализма («Письма о критической философии», 1805); выступил со своими возражениями против учения Канта о пространстве и времени и в актовой речи «Возможно ли нравоучению дать твердое основание назависимо от религии» (1815). Не готовясь к научной деятельности, Лубкин до кон. 90-х годов преподавал философию в Петербургской армейской семинарии, для которой он в 1807 составил учебник логики под названием «Начертание логики, сочиненное и преподаванное в Армейской семинарии Александром Лубкиным». Теоретическая часть книги сведена до минимума, особое место в учебнике отводится третьей фигуре силлогизма. Автор называет ее «отражением» (instantia), и идет она за индукцией («наводнением»). Лубкин отвергает теорию фигур силлогизма, основанную на положении среднего термина, «как потому, что, кроме бесполезной затруднительности, в себе ничего не заключает, так и для того, что самое основание оной есть мнимое». Вместо того внешнего различия он вводит различие силлогизмов, основанное «на их намерении и употреблении». Отсюда и то перенесение третьей фигуры силлогизма.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЛУБКИН
Александр Степанович (1770 или 1771 – 30 авг. 1815) – рус. философ. Окончил костромскую и петерб. главную (1792) духовные семинарии. Преподавал философию в костромской (с 1797) и в петерб. армейской (1801–06) семинариях. Проф. кафедры "умозрит. и практич. философии" Казанского ун-та (1812–15).
В "Письмах о критич. философии" (см. "Сев. Вестник", 1805, No 8, 9) Л. впервые в рус. лит-ре подверг рассмотрению и критике философию Канта, в частности кантовскую идею "вещи в себе" (см. указ. соч., с. 188–89). В полемике с кантовским субъективизмом и априоризмом Л. утверждал, что время и пространство суть "необходимые принадлежности бытия вещей" (там же, с. 192). В этом же соч., а также в кн. "Начертание логики" (СПБ, 1807) и в комментариях к книге Г. Снелля "Начальный курс философии" (перевод и примеч. Л. совм. с П. Кондыревым, Казань, 1813–14, ч. 1–5) Л. с сенсуалистич. позиций доказывал, что без чувств. познания "мы ничего не можем заключить о внутренней природе вещи" ("Начертание логики", с. 192); однако в силу недостатков чувств человек "принимает" им "в помощь свой рассудок" (там же, с. 133), познавая т.о. уже не "только одни различные... внешние виды" вещей, но и их внутр. качества (см. тамже, с. 177). Подходя к идее противоречивости мира, Л. говорил о "многоразличиях и противоположности в предметах" ("Письма...", с. 196). В комментариях к книге Снелля Л. от имени "бедного простолюдима" ("Начальный курс...", ч. 4, с. 34) подверг критике априоризм кантовской этики с позиций этики "самолюбия в пространном значении взятого, т.е. любви к самому себе" (там же, с. 31). Ряд оригинальных идей Л. высказал в логике (критика традиц. классификации умозаключений и пр.).
Материализм и сенсуализм во взглядах Л. сочетались с деистич. тенденцией, усилившейся к концу жизни Л. и перешедшей в прямую религиозность в офиц. речи "Рассуждение о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии..." (Казань. 1815). Религ. характер имела и последняя работа Л. – "Начертание метафизик", однако наличие в ней вольнодумч. тенденций послужило поводом к запрещению ее печатания (см. М. И. Сухомлинов, Исследования и статьи..., т. 1, СПБ, 1889, с. 203).
Лит.: Булич Н., Из первых лет Казанского ун-та (1805–1819), ч. 2, 2 изд., СПБ, 1904; Кравец И. Н., "Письма о критич. философии" А. С. Л., "Вопр. философии", 1952, No6; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1955, с. 165–67; ?узов Л. Л., Из истории филос. мысли в Казанском ун-те (Полемика А. С. Л. против кантовской философии), в кн.: Уч. зап. Казанского ун-та, т. 116, кн. 5, 1956, с. 268–72; Каменский З. ?., И. Кант в русской философии начала 19 века, "Вестн. истории мировой культуры", 1960, No 1; его же, Диалектич. идеи в рус. философии нач. XIX в., "Вопр. философии", 1963, No 6; Черкесов В. И., Материалистич. диалектика как логика и теория познания, М., 1962, с. 190–92.
З. Каменский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛУБКИН
    ЛУБКИН Александр Степанович [1770 или 1771—30 августа (11 сентября) 1815] — русский философ. Из духовного сословия. Обучался в Костромской семинарии. В 1792 окончил Александровскую главную духовную семинарию (будущая Петербургская духовная академия). Преподавал философию в Костромской (1797—1801) и Петербургской армейской (1801—06) семинариях. В 1806 вышел из духовного звания. Служил в Петербургском педагогическом институте. С 1810 — директор училищ Оренбургской губернии. В 1812—15 профессор кафедры “умозрительной и практической философии” Казанского университета. Лубкин — первый в России исследователь Канта. С сенсуалистических позиций выступил как критик априоризма и субъективизма кантовской философии. Исходя из объективности внешнего мира, доказывал адекватность реакции органов чувств на внешнее воздействие. В то же время видел ограниченность чувственного познания, поэтому большую роль в постижении сути (“внутренней природы”) вещей отводил рациональным формам познавательного процесса, выяснению их специфики, Лубкин критиковал агностицизм Канта, его понимание “вещи в себе” (“Письма о критической философии”, 1805). Обосновывая познаваемость мира, исходил из практической ценности познания, напр., полагал, что философия как система сведений необходима человеку “для снискания благополучия”. С позиции потребностей личности (“самолюбия”) упрекал Канта в том, что он отделял нравственность от естественных, “чувственных побуждений”, от религиозных чувств. Вольнодумной была мысль Лубкина о том, что уважение к закону зависит от того, благо или зло несет он человеку. Противоречивый и непоследовательный деизм фи
    лософа к концу жизни сменился глубоким религиозным мироощущением. Правда, в своей последней (запрещенной к публикации) работе “Начертание метафизики”, пытаясь согласовать веру и разум, Лубкин по сути развел богословие и философию, что означало отрицание основного онтологического принципа деизма, подчеркивало антиклерикальную тенденцию его взглядов.
    Соч.: Примечания к “Начальному курсу философии Снелля”. Ч. 1,2, 4, 5. Казань, 1813; Начертание логики... СПб., 1807 (опубликована также в кн.: Русские просветители, т. 2. M., 1966).
    Лит.: Булич Н. Из первых лет Казанского университета (1805—1819), ч. 2. СПб., 1904; Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.
    И. Ф. Худушина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 761
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • Дух позитивной философии
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • ЛУБКИН Александр Степанович
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь