|
КАФКАКАФКА (Kafka) Франц (род. 3 июля 1883, Прага – ум. 3 июня 1924, Кирлинг, близ Вены) – австр. писатель, философ. Получил известность после того, как были опубликованы фрагменты его романов «Процесс» (1915) и «Замок» (1922), в которых он в поэтической притчеобразной форме воплотил мотив трагического бессилия человека перед абсурдностью мира. Кафка выступал против свойственного человеку превращения в идола исторических назначений Бога (нация, государство, церковь) и учил, что Бог непостижим, что употребление всей силы воли используется врагами индивида, чтобы сокрушить его; однако перед божьим судом нет безгрешных. Избр. соч. Кафки изданы в сборнике «Превращение» (1916). Философский энциклопедический словарь. 2010. КАФКА (Kafka), Франц (3 июля 1883 – 3 июня 1924) – австр. писатель-экспрессионист, оказавший значит. влияние на бурж. философию 20 в., гл. обр. на экзистенциализм. Мировоззрение К. формируется в кружке экспрессионистов – Ф. Верфеля и М. Брода. Согласно эстетич. концепции экспрессионизма, цель художника не в том, чтобы показать, как он видит мир, а в том, чтобы дать через себя заговорить самому миру. Художник, заявляют экспрессионисты, должен передать тот крик, к-рый испускали бы вещи, если бы они не были немыми. Однако это требование-парадоксально превращается в экспрессионизме в свою противоположность – крайний субъективизм: мир становится средством выражения настроения художника. Эти принципы получают отражение в творчестве К. Мир, изображаемый К., не имеет ни ясных очертаний, ни устойчивых границ, ни определ. логики развития. Это мир – сон, мир – кошмар, мир – иллюзия. Фантастич., ирреальный мир кафковских героев противостоит им в качестве враждебной действительности, к-рая всегда таит в себе неизвестную угрозу. Характерен в этом отношении роман К. "Процесс" ("Der Prozess", 1925), где человек преследуется неизвестным судом за неизвестное ему самому преступление; и в конце концов он оказывается жертвой неизвестного ему палача. Смысл этого романа К. – показать, что жизнь человека – это непрерывный процесс, суд над ним, в к-ром все неопределенно: он не знает ни тех, кто его судит, ни того, за что его судят, но в конце концов начинает чувствовать себя виноватым. Эта беспредметная вина порождает у него страх перед миром и чувство беспомощности. Т. о., у К. звучат уже все мотивы, к-рые позднее развиваются в философии экзистенциализма: человек "заброшен" в мир, в к-ром он одинок и беспомощен и перед к-рым постоянно испытывает неопределенный страх. Если в ранних рассказах К. нашло отражение-предчувствие близкой катастрофы, разразившейся в 1914, то в произведениях зрелого К. на первый план выдвигается тема затерянности человеч. личности в автоматизированно-бюрократич. механизме совр. капиталистич. действительности. Аллегорич. изображение кабинетно-канцелярского лабиринта, где невозможно добраться до последнего звена и поэтому невозможно установить смысл всей системы, – осн. тема романов К. "Процесс" и "Замок" ("Das Schloss", 1926). Творчество К. выражает беспомощность личности в "отчужденном" мире капиталистич. отношений. Как форма выражения этого "отчуждения" творчество К. несет на себе яркий отпечаток иррационализма. Совр. бурж. писатели используют творчество К. для обоснования реакц. филос. концепций. Так, напр., А. Камю утверждает, что в своих произведениях К. стремился показать бессмысленность, абсурдность человеческого существования ("L'espoir et l'absurde dans l'oeuvre de Franz Kafka", в кн.: Саmus ?., Le mythe de Sisyphe, P., 1954). С этих позиций К. сближается с Кьеркегором и Хейдеггером. Попытку представить К. религ. мыслителем предпринимают М. Бубер, М. Брод – биограф К., издатель его сочинений (см. Вrod M., Verzweiflung und Erlosung im Werk Franz Kafkas, Fr./M., 1959). Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–6, [В., 1935–37 ]; Beschreibung eines Kampfes. Novellen, Skizzen, Aphorismen aus dem Nachlass, [Fr./M. ] – N. Y., [1946 ]; Erzahlungen, [Fr./M. ] – N. Y., 1946; Tagebucher, 1910–1923, [Fr./M. ] – N. Y., [1951 ]; Hochzeitsvorbereitung auf dem Lande und andere Prosa aus dem Nachlass, [Fr./M. ] – N. Y., [1953 ]. Лит.: Затонский Д., Смерть и рождение Франца Кафки, "Иностр. литература", 1959, No 2; Вrоd M., F. Kafkas Glauben und Lehre..., Munch., [1948 ]; его же, F. Kafka als wegweisende Gestalt, St. Gallen, [1951 ]; ?nders G., Kafka, Pro und contra, Munch., [1951 ]; Janouch G., Gesprache mit Kafka..., [Fr./M. ], 1951; Вense M., Die Theorie Kafkas, Koln, [1952 ]; Grenzmann W., F. Kafkas Werk und geistige Welt, "Universitas", 1953, [Bd ] 8, [No ] 8; Heller E., Enterbter Geist, [В. – Zehlendorff ], 1954; Reiss H. S., F. Kafka; eine Betrachtung seines Werkes, Hdlb., 1956; Goth M., F. Kafka et les lettres francaises, P., [1957 ]; Emriсh W., Die Weltkritik F. Kafkas, Mainz, [1958 ]; Jarv H., Die Kafka-Literatur. Eine Bibliographie, Malmo – Lund, [1961 ]. П. Гайденко. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|