|
КАРУСКАРУС (Carus) Карл Густав (род. 31 янв. 1789, Лейпциг – ум. 28 июля 1869, Дрезден) – нем. врач и естествоиспытатель, натурфилософ и психолог-романтик, друг и единомышленник Гёте. Придерживался, как и последний, генетического метода, согласно которому рассмотрение явлений начинается с первичного явления, так что через понимание процесса становления приходят к пониманию его результата. В этом смысле Карус считал, что в основе всего существующего лежит превращение форм одушевленной как целое Вселенной, в границах которой человек как существо, обладающее телом и (бессознательно-творческой) душой, связан своей судьбой с растительным и животным миром, в то время как благодаря своему сознанию он создает новую, только ему присущую сферу, которая нередко вступает как во внутренний, так и во внешний конфликт с бессознательной жизнью. Согласно Карусу, тело является выражением души (см. также Мнема), болезнь есть нарушение целостности тела и души, которая может быть восстановлена опять-таки единством целого. Карус был противником всякого материализма и механицизма, он выступал также против дарвинизма и учения о роли среды. Его осн. заслугой является глубокое исследование бессознательной психической жизни. Оси. произв.: «Psyche, Zur Entwicklungsgeschichte der Seele», 1846; 4Symbolik der menschlichen Gestalt», 1853; «Lebenserinnerungen», 4 Bde., 1856-1866; «Goethe», 1843. Философский энциклопедический словарь. 2010. КАРУС (Carus), Пол (18 июля 1852 – 1919) – амер. философ-махист, немец по национальности. Получил филос. образование в Страсбурге и степень д-ра философии в ун-те г. Тюбингена. Основатель филос-религ. журн. "The Open Court"; долгое время являлся издателем и редактором филос. периодич. издания "The Monist" в Чикаго. Защиту махизма К. сочетал с проповедью т.н. теономии, или "новой", "научной" теологии, отрицавшей незыблемость нек-рых религ. догм, но настаивавшей на том, что "вся истина божественна, и бог открывает себя в естествознании так же, как в истории". Существо филос. воззрений К. изложено в его статье "Теология как наука" (в журн. "The Monist", т. 13). Критику реакц. сущности махистской философии К. дал Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме" (Соч., т. 14, с. 211–13, 218, 260). Соч.: Monism and meliorism, N. Y., 1885; Fundamental problems: the method of philosophy as a systematic arrangement of knowledge, L., 1889; God: an inquiry into the nature of man's highest ideal..., Chi., 1908; Philosophy as a science..., Chi.,.1909. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|