ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
за время своего 2000-летнего существования претерпела разнообразные изменения. Стоик Сенека является первым представителем исп. философии. К концу периода античности ее представляет отец церкви Исидор из Севильи (560-636). Затем наступает 500-летнее господство мусульманской философии и еврейской философии. Только во времена средней и поздней схоластики исп. философия возрождается вновь. В числе других ее представляют Доминик Гундисальвус (12 в.) и Раймунд Луллий; наиболее значительным периодом в истории исп. философии был 16 в., когда католич. философия организовала контрреформацию в Испании и вне ее, особенно с помощью ордена иезуитов, и прежде всего Лойолы и Суареса. Благодаря Шопенгауэру стал известен иезуит Грасиан. Только в 19 в. происходит заметное обновление в развитии философии, особенно благодаря «краузианству» исп. сторонника философии Краузе Сансу дель Рио (1814 – 1869), против которого выступили, однако, такие ортодоксальные католич. мыслители, как Бальмес (1810 – 1848) и Донозо Кортес (1809-1853). И только в новейшее время включается Испания со своими собственными идеями в философию остальной Европы, особенно благодаря Мигелю де Унамуно и Хосе Ортега-и-Гасету. На традиции исп. философии, идущие еще от Сенеки, обращал внимание Менендес-и-Пелайо (1856 -1912).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Историю философии в Испании можно разделить на следующие периоды: 1) рабовладельч. общества (1–5 вв.); 2) феодализма (6–15 вв.); 3) зарождения капитализма (конец 15–18 вв.); 4) капитализма, включая период империализма (19–20 вв.).
Развитие философии на территории Испании начинается еще в период рабовладельчества, во времена рим. господства. Она была тесно связана с римской философией. Испания была одной из наиболее развитых провинций Рим. империи. Целый ряд видных политич. деятелей Рима, в т.ч. и нек-рые императоры, происходили из Испании. Исп. провинция Рима имела богатую для своего времени культуру. Видным оратором, философом этого периода был Марк Фабий Квинтилиан (42 или 45 – ок. 120). Идеалистич. философия в Древней Испании представлена именами сторонника пифагорейской философии Модерата из Кадиса (1 в.) и Луция Аннея Сенеки – главы рим. стоицизма, выходца из Кордовы. В 1 в. в Испании распространились религ.-мистические настроения.
В 3 в. появляется христ. лит-ра. Уже в это время начинается процесс слияния философии и христианства, как это происходило, напр., в творчестве Марка Аврелия Пруденция (р. 348 или 350 – г. смерти неизв.).
Усиление противоречий рабовладельч. общества и распад рабовладения, а также распространение христианства привели к усилению идеологич. борьбы. Испания становится центром теологич. дискуссий, острота к-рых обусловливалась тем, что в то время как господствующие классы приняли христианство, рабы и колоны придерживались язычества. Социальные противоречия принимали религ. окраску и проявлялись в борьбе различных направлений язычества, гностицизма, христианства, в т.ч. различных ересей, направленных против ортодокс. христ. трактовки сотворения мира, происхождения зла, веры в воскрешение и т.д. Наиболее влиятельными из ересей было прискилианство (по имени ее основателя Прискиллиана, 5 в.) и арианство (центром к-рого в Испании в 5 в. был г. Толедо); получили развитие еретич. стороны учения раннехрист. богослова Оригена; выдвигалось учение о том, что все, в т.ч. ангелы и дьяволы, создано из одной субстанции, отрицалась правомерность вечного наказания и утверждалось, что мир вечен и что откровение должно согласоваться с разумом.
Революц. борьба рабов и вторжение варваров привели в 6–7 вв. к окончат. разложению рабовладения, к победе феод. строя, к возникновению на территории Испании ряда феод. гос-в (вестготское, свевское, вандальское королевства).
Уже в п е р и о д становления ф е о д а л и з м а религия и теология становятся господств. формами идеологии. Церк. соборы стали фактически верховными органами гражд. власти. Церковь и ее идеология защищали феод. порядки. Собор в Севилье (590) объявил систему колоната богоугодной и запретил духовенству освобождать колонов. Закрепощение крестьянства и преследование еретиков усиливало недовольство масс. Идеологич. борьба осложнялась тем, что к этому времени различные группы местного населения исповедовали различные религии. В 587 или 589 на основании решения 3-го Толедского собора вестготы приняли христианство. В этих условиях наука и философия поглощались теологией и были заперты в церк. и монастырских школах. Первая такая школа была создана в Валенсии в конце 5 в. В числе деятелей теологии этого времени был епископ Пауло Оросио (5 в.), по просьбе к-рого Августин написал свой трактат против прискилианцев и сторонников Оригена. Самой знаменитой была школа в Севилье (6 в.). Попытку использовать для обоснования христ. догматики забытое к тому времени учение Платона предприняли Лициниан и Северо. Одним из создателей основ христ. догматики, полностью поглощавшей философию, являлся Исидор Севильский (р. около 570 – ум. 636).
В Испании 8–12 вв. развитие философии как одной из сторон культурного подъема страны происходило на фоне общего обострения классовых противоречий, и борьбы против араб. завоевателей. Это развитие протекало по неск. руслам: арабская философия, евр. философия (причем в той и другой происходила борьба передовых, материалистич. по своей тенденции, идей против религ.-идеалистич. исламской и иудаистской ортодоксии), собственно исп. философия, развитие к-рой осуществлялось в борьбе передовых ее направлений – ересей, зачатков естеств.-науч. мысли против христ. ортодоксии, с к-рой все более сливалась схоластика.
Религ. реакцию в араб. философии представляли в 8–9 вв. Айя, в 11–12 вв. Газали, пытавшийся соединить догмы ислама с неоплатонизмом.
Передовые араб. философы этого времени опирались на опытное знание, на науки о природе. Они пользовались переводами соч. антич. ученых, особенно Аристотеля. Араб. аристотелизм находился в оппозиции к исламской ортодоксии. В 12 в. испано-араб. (кордовские) аристотелики – Ибн Баджа (Авенпаце), Ибн Туфейль (Абубацер), Ибн Рошд (Аверроэс) развивают материалистич. стороны учения греч. философа и противопоставляют рационализм религ.-идеалистич. мистицизму испанской ортодоксии. Арабо-исп. аристотелики оказали большое влияние на развитие идей материализма и рационализма в Испании. Замечание Энгельса о том, что "...у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века" ("Диалектика природы", 1955, с. 4), всецело относится и к исп. народу.
В 10 в. Испания становится также центром евр. философии. В 948 центр раввинизма из Академии в Соре (в Вавилонии) был переведен сначала в Кордову, а затем в Севилью, Лусену и, наконец, в Толедо. В еврейской, как и в араб. философии, сформировалось два направления. Ортодокс. линию евр. религ. философии представлял Иегуда Галеви. Хотя он и подверг критике мусульм. и христ. религии, однако делал он это не в целях борьбы с религ.-мистич. философией, а во имя евр. религ. ортодоксии. В противоположность этому направлению, в 11–12 вв. евр. неоплатоники (Ибн Гебироль, Ибн Эзра и др.) стремились освободить философию от мистицизма, в частности от мистич. учения каббалы. В 12 в. среди передовых евр. философов (Ибн Дауд, Маймонид и др.) растет авторитет Аристотеля. Они отвергали не только мистицизм Газали и Галеви, но и неоплатонизм Ибн Гебироля и в противовес религ. фанатикам, хотя и не выходя за рамки религии, доказывали, что человеч. воля свободна, что философия не противоречит "священному писанию". По их мнению, можно верить лишь в то, что не противоречит разуму. Евр. философы, придерживавшиеся этих взглядов, подвергались ожесточ. травле. В борьбе против сторонников Маймонида евр. религ. фанатики прибегали к помощи инквизиции. В 13–14 вв. передовые традиции евр. аристотелизма продолжил астроном и философ Герсонид. Евр. философы и переводчики (в особенности из семьи Тиббонидов) познакомили Европу с араб. и антич. философией.
Местное население на завоеванных арабами землях продолжало исповедовать католич. религию. Поэтому подготовка и ранний период развития схоластики (8–12 вв.) протекали в Испании в острой борьбе против идей Корана, а также Талмуда и различных еретич. учений. Представителями христ. схоластич. мысли Испании этого периода являются Эулохио (9 в.), Эсперайндео и аббат Самсон (ум. 890). В своих соч. они стремились защитить, систематизировать и обосновать спекулятивно-логич. путем положения религ. догматики. Философия играла вспомогат. роль по отношению к теологии.
Однако в пределах схоластики намечалось течение, оспаривавшее ортодокс. толкование теологич. проблем. Деятели этого направления подчас выступали против нек-рых положений ортодокс. христианства: епископ Гостехесис из Малаги (8 в.), Михесио (8 в.), епископ г. Толедо Элипандо (8 в.), примкнувший к осужденному церковью учению фелицианизма. Передовая собственно И. ф. 12 в. связана с аверроизмом, стоявшим в оппозиции к ортодоксальному исламу и развивавшим материалистич. и атеистич. тенденции араб. философии. Одним из важнейших очагов аверроизма в Европе становится Толедо, где была создана знаменитая школа переводчиков, познакомившая ученый мир с соч. Ибн Рошда, Ибн Сины, Ибн Гебироля и др. мыслителей. Вместе с тем переводчики из Толедо способствовали систематизации схоластики с помощью извращенного учения Аристотеля. Во главе этой школы стояли Хуан Севильский и Доминго Гундисальво, к-рый считал, что существует только одна субстанция и что душа человека и ангелов состоит из материи и формы. Гундисальво утверждал вечность материи и отрицал, что мир был сотворен. По его мнению, материя и формы совечны богу, и хотя бог является первопричиной, но весь природный мир – производное материи и форм. Появляются и первые робкие попытки отд. мыслителей заняться естеств.-науч. вопросами или привлечь к ним внимание. Так, в 13 в. выступил врач и естествоиспытатель Арнальдо из Валенсии (1240–1313), требовавший изучения природы, ее законов и практич. проверки полученных данных. Усиливаются религ. скептицизм и индиферентизм.
Однако в школьном образовании в 12–13 вв. господствовала схоластика. Борьба ортодокс. схоластов этого времени была направлена в первую очередь против аверроизма. Осн. центром схоластич. мысли становится ун-т г. Саламанка, созданный в 13 в. Представителем ортодокс. схоластики являлся последователь Августина Пруденций Галиндо (9 в.), выступивший против зарождавшегося номинализма с книгой "О предопределении свыше против Иоанна Скота" (Prudentius Galindo, De praedestinatione contra Johannem Scotum). Борьба с "инакомыслящими" требовала определенной систематизации и "рационализации" схоластики, тем более, что в Испании было сильно влияние передовой араб. и евр. философии, в различных слоях гор. населения возрастал интерес к науч. знаниям. Этой потребности отвечала деятельность схоластов – Раймунда Луллия (предвосхитившего применение комбинаторных методов в логике и в этом смысле являющегося предшественником математич. логики), Петра Испанского, Раймундо Марти (1230–86) и др. Создаются военно-рыцарские ордена: доминиканцев-проповедников для обращения "еретиков" и францисканцев, следивших за соблюдением догм христ. религии.
К 14–15 вв. схоластика все более ограничивается рассмотрением узкого круга традиц. проблем. В результате ослабления феод. аристократии, уничтожения крепостного права, появления первых ростков капиталистич. отношений, усиления экономич. и политич. мощи городов, служивших опорой абс. монархии и единого исп. гос-ва, начинается упадок схоластики. В разрез с догматами религ. мировоззрения закладывалась естеств.-науч. основа идеологии, стоявшей в оппозиции к ортодокс. схоластике. Создаются новые ун-ты в Лериде (1300), Уэске (1334), Вальядолиде (1346), Валенсии (ок. 1440), Барселоне (ок. 1450). В 1473 в Сарагосе или в 1474 в Валенсии появилось книгопечатание.
В 14–15 вв. исп. мыслители, как и деятели культуры нек-рых др. стран эпохи Возрождения, обращаются к активному изучению антич. культуры. Появляются многочисл. издания сборников высказываний древних мыслителей и переводы их произведений. Идеологич. борьба выходит за рамки теологич. споров и начинает охватывать лит-ру и иск-во, а также и естествознание. В 14 в. оппозиция к церкви и к ее идеологии проходила под знаком т. н. соборного движения и номинализма как учения, оппозиционного к ортодокс. схоластике. Наиболее видным номиналистом был епископ Альваро Перес, к-рый более известен под именем Альваро Пелахио. Постоянная вражда между доминиканцами и францисканцами еще больше расшатывала схоластику.
В 15 в. критика церкви и схоластики усиливается, разложение феод. идеологии углубляется и начинает зарождаться новое гуманистич. мировоззрение. Эта тенденция коренилась, в частности, в успехах реконкисты, завершенной к концу этого века (1492). Гл. тяжесть борьбы с иноземными захватчиками несли гор. и крест. массы и вполне естественно, что они в ходе реконкисты выдвигали и антифеод. лозунги, как это имело место, напр., в крест. восстании в Каталонии под руководством Педро Хуана Сала (1484). На базе этих социальных движений проходила борьба против феод. идеологии, захватившая и нек-рых религ. идеологов. Таким противником религ. ортодоксии, вышедшим из числа ее служителей, был магистр ун-та Саламанки Педро, объявивший католич. обряды неразумными. Он усомнился в авторитете рим. пап и осудил продажу индульгенций. Антицерк. взгляды Педро были осуждены инквизицией. В 1445 был объявлен "антихристом" Фернандо из Кордовы (1425–86), подвергший резкой критике профессоров-схоластов Парижского ун-та. Сомнение в истинности католич. веры и церк. установлений высказал Ансельмо Турмеда. К числу еретич. учений было отнесено отрицание Алонсо Тостадо роли церкви и бога в спасении душ. Рамон Сабунде выступил в защиту единства чувств и рацион. познания, призывая следовать не столько книгам богословов, сколько "книге природы". В 15 в. выступил Антонио де Небриха – один из важнейших деятелей исп. гуманизма.
Церковь пыталась укрепить свои позиции в области идеологии путем насилия, осн. орудием к-рого была инквизиция.
Новый этап в развитии И. ф. связан с зарождением капитализма в Испании. Во 2-й пол. 15 в. появляется мануфактурное произ-во, начинается процесс создания единого нац. рынка, преодоления разобщенности отд. провинций страны. Колонизация новых земель способствовала на первых порах экономич. развитию Испании. В Испании успешно развивается математика, астрономия, медицина, география, ботаника, зоология и др. науки. К концу 16 в. в Испании насчитывалось 30 ун-тов. Важнейшим центром науч. знаний о природе становится Севилья, через к-рую проходили в основном все связи с колониями. В 1503 в этом городе была создана т. н. Торговая палата (Casa de Contratacion), к-рая стала крупнейшим центром опытных знаний. При ней были учреждены кафедры математики, космографии, астрономии, картографии, гидрографии и артиллерии. Ученые Севильи внесли большой вклад в пересмотр ср.-век. представлений о природе. В 16 в. распространилось книгопечатание по всем городам Испании, и она стала одним из крупнейших центров книгопечатания в мире.
Зарождение капиталистич. отношений и развитие естествознания вызвали к жизни новую светскую идеологию, направленную против схоластики. Борьба со схоластикой была тесно связана с борьбой против церкви и проводилась на основе гуманизма, сенсуализма, материализма и атеизма. Идейные корни этого нового направления И. ф. восходят к номинализму, аверроизму и ересям предшеств. веков. Оно было тесно связано и с современными ему зап.-европ. вольнодумством и гуманизмом (Эразм Роттердамский и др.). Это направление И. ф. представляли Педро де Лерма, осужденный в 1537, Паскуаль Матео, Альфонсо Вальдес (ум. в 1532), автор "Диалога Лактанция и Архидиакона" (А. Valdes, Dialogo de Lanctancio y un Arcediano, 1527), в к-ром он осмеивал продажу индульгенций и утверждал, что в странах, где властвует церковь, не может быть порядка. В "Диалоге Меркурия и Карона" ("Dialogo de Mercurio у Caron") Вальдес подвергал острой критике королей и церковников. Его брату Хуану Вальдес (ум. 1541) принадлежит "Диалог о языке" (J. Valdes, Dialogo de la lengua, 1533, изд. 1737), "Христианский алфавит" ("Alfabeto cristiano", 1546) и др. соч., в к-рых он выступал как ярый противник светской власти пап и догм католич. церкви. Крупнейшим гуманистом и философом Испании 1-й пол. 16 в. был Вивес.
Стремления к объективному познанию природы привели к созданию т. н. естественной философии. К этому направлению И. ф. принадлежали естествоиспытатели Сервет и Гомес Перейра. С новым истолкованием природы человека выступил в 1587 врач Сабуко. Врач Франсиско Вальес (1524–92), профессор ун-та Алькала, на основании принципов "естественной философии" отрицал творение мира "из ничего". Он считал, что 4 стихии – огонь, земля, вода и воздух существовали до появления света (luz) и что из них на основе борьбы противоположностей (vis repugnandi) возникли все вещи материального мира. В противовес схоластам, он утверждал, что чувства неотделимы от разума и что по этой причине животные также являются разумными существами. Помимо комментариев к физике Аристотеля (изданных в Алькала в 1562), его перу принадлежат "Медицинские и философские споры" (F. Valles Covarrubias, Controversiarum medicarum et philosophicarum..., 1556) и "О святой философии" ("De sacra philosophia", 1587).
"Естественную философию" в Саламанке с 1542 начал преподавать Фернан Перес де Олива (1494–1531). В "Диалоге о достоинстве человека" (F. Perez de Oliva, Dialogo de la dignidad del nombre, 1546) он отстаивал идею неограниченности познават. возможностей человеч. разума. Попытку дать систематич. изложение "естественной философии" предпринял в книге "Основы естественной философии" (А. Fuentes, Summa de philosophiae naturalis..., 1545) Алонсо Фуэнтес (p. 1515 – г. смерти неизв.). В рамках этого же направления с критикой схоластики выступили Педро Хуан Нуньес (1552–1602) и Педро Симон Абриль. Развитие "естественной философии" привело исп. филос. мысль к материализму, одним из основоположников к-рого в Испании был Уарте.
С борьбой против схоластики и апологии феод. произвола связана выработка новых по своему существу бурж. взглядов на человека и человеч. общество. Бартоломе де лас Касас и Бартоломе де Альборнос осуждали насильств. подчинение народов и захватнич. войны. В "Трактате о государстве" (A. del Castillo, Tratado de la republica, 1521) против наследств. монархии выступил Алонсо дель Кастильо. Антонио де Гевара (р. 1480 или 1481 – ум. 1545) резко осуждал падение нравов людей. Он считал счастливым не то общество, к-рое обладает большими богатствами, а то, в к-ром живут мирные и добродетельные люди. Гевара возлагал все свои надежды на просвещ. монархию. Против тирании, в защиту "естественного права" высказывался и Мариана. Он считал справедливым восстание против короля, пренебрегающего интересами общества. Его книга "Девальвация денег" (J. Mariana de, De monetae mutatione, 1609), в к-рой утверждалось, что золото Америки погубило Испанию, была причиной осуждения ее автора инквизицией.
С позиций скептицизма, направленного против силлогистики, схоластики, слепого подчинения авторитетам и за создание новой науки, опирающейся на действит. знание вещей и явлений природы, боролся Санчес, автор соч. "О том, что познания нет" (F. Sanchez de las Brozas, Quod nihil scitar, 1581).
Противостоящая передовым направлениям исп. мысли ортодокс. схоластика переживала в 16 в. глубокий кризис. Слепо подчиняясь догматам церкви, она ограничивалась защитой религии и существующих порядков. Реакц. ортодокс. догматику защищал в борьбе с гуманизмом Диего Лопес де Суньига, автор "Заметок против Эразма" (J. Lopez de Stuniga, Annotationes contra Erasmum..., 1520). Позиции схоластики придерживался Хуан Хинес де Сепульведа.
Вместе с падением экономич. мощи и политич. влияния городов, начавшемся во 2-й пол. 16 в., в стране усиливается идеологич. реакция и укрепляются позиции феодалов. В 1534 для борьбы против Реформации Игнатий Лойола создал орден иезуитов, к-рый был утвержден папой Павлом III в 1540. Три года спустя было издано распоряжение, запрещающее печатать, продавать или хранить какие-либо книги, не одобренные инквизицией. В 1558 Павел IV издал буллу, к-рая предписывала инквизиц. трибуналам привлекать к суду всех лиц, подозреваемых в ереси. В 1559 был обнародован первый индекс запрещенных книг. Благодаря инквизиции церковь "...превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 431).
Однако, несмотря на гос. и клерик. поддержку, схоластика не могла устоять под ударами нового гуманистич. мировоззрения. Поэтому представители офиц. идеологии и, прежде всего, доминиканцы и иезуиты, предприняли попытку ее "обновления" с учетом требований новой эпохи. Профессор Саламанкского ун-та доминиканец Франсиско де Витория (1483–1546) сделал попытку освободить схоластику от дискредитировавшего ее формализма. Для Витории характерно, вместе с тем, оправдание применения насилия по отношению к народам колоний в интересах проповеди католич. веры. Дело Витории продолжил его ученик, доминиканец Доминго де Сото (1492–1560). В соч. "О диалектике Аристотеля" (Domingo de Soto, In dialecticam Aristotelis, 1548) Сото защищал индуктивный метод. Др. ученик Витории, проф. теологии ун-тов Алькалы и Саламанки, доминиканец Мельчор Кано (1509–60) считал, что в теодицее и в теории души Платон более соответствует религ. вероучению, чем Аристотель. В остальных вопросах он следовал схоластизированному Аристотелю.
Особенно активную деятельность по согласованию ортодокс. догматики с новыми веяниями развили иезуиты. Они были более свободны и независимы, чем доминиканцы, и более охотно обращались к учению Платона, хотя в целом и оставались верными последователями томистской обработки Аристотеля. "Обновление" схоластики иезуитами связано прежде всего с именем Суареса, начинания к-рого продолжили Габриель Васкес (1550–1604), Луис де Молина (1636– 1700) и др. иезуиты.
Роль францисканцев в "обновлении" схоластики была менее значительной. Они были расколоты на сторонников Бонавентуры и Луллия. Францисканцы стремились, с одной стороны, соединить томистскую схоластику с неоплатонизмом, следуя здесь за Бонавентурой. С др. стороны, следуя Луллию, они пытались рационализировать схоластику. Философия Иоанна Дунса Скота казалась францисканцам слишком опасной. Лишь Антонио Андрес продолжил это направление в схоластике.
Промежуточное место в И. ф. этого периода занимал мистицизм неоплатонич. направления. Он не солидаризировался полностью с офиц. догматиками, но исходил не из данных наук о природе, а из идеалистич. учения Платона, оставаясь в пределах религии. Наиболее последоват. сторонником мистич. платонизма был Леон Еврей. К платонизму тяготел и Себастьян Фокс Морсильо (1526–60), стремившийся преодолеть противопоставление Аристотеля и Платона и согласовать их теории о формах и идеях. Среди мистиков проповедовались мысли о способности человека обойтись без церк. обрядов, книг и авторитетов, а поэтому они нередко подвергались преследованиям инквизиции. Наиболее деятельными проповедниками мистицизма были монахи из ордена кармелитов (Тереса и Хуан де Йепес-и-Альварес, 1542–91). Аскетизм был представлен Луисом де Гранада (1504–88), а также Хуаном Эусебио Ниерембергом (1590–1658) и Мигелем де Маньяра (1626–79). В 17 в. Испания обнаружила, по словам К. Маркса, "...все симптомы позорного и продолжительного разложения, напоминающие худшие времена Турецкой империи..." (там же с. 431). Это разложение приводило к дальнейшему углублению реакции, к окостенению офиц. идеологии, в частности, философии. Однако, несмотря на всю свою воинственность, реакция не была способна пресечь развитие наук о природе, а следовательно, и передовой философии. В 1697 Сапата создал в Севилье "Королевское общество медицины и наук". В том же году в Валенсии Томас Висенте Тоска основал частную Академию математики, к-рая, впрочем, в 1705 была закрыта.
Разносторонняя деятельность гуманистов и естествоиспытателей Испании 17 в. в борьбе против схоластики и в области точных наук требовала более прочной основы, к-рую Кеведо-и-Вильегас, Фернандо Кардосо (1615–80), Хуан Карамуэль де Лоблоковиц (1608–82) и др. находили в философии Эпикура. Демократич. социально-политич. идеи развивали Диего Сааведра Фахардо (1584–1648) и Франсиско Мартинес де ла Мата (р. в конце 16 в.). Последний называл себя "слугой страждущих бедняков" и предлагал решить стоявшие перед Испанией экономич. проблемы с помощью аграрной реформы. На передовых мыслителей Испании 2-й пол. 17 в. благотворное влияние оказали идеи Декарта и Гассенди.
В распространении идей гуманизма в 1-й пол. 17 в. большую роль сыграло творчество Мигеля де Сервантеса (1547–1616) и Лопе де Вега (1562–1635).
Дух религ. нетерпимости и инквизиц. террора определил характер офиц. католич. философии в Испании этого времени. Ее крупнейшие представители (Хуан де Санто Томас, 1589–1644; Родриго де Арриага, 1592–1664) ограничивались бесплодным повторением учения Фомы Аквинского. Мистич. идеи развивал Мигель де Молинос. С позиции концептуализма выступил Бальтасар Грасиан-и-Моралес.
Центрами независимой науч. мысли в Испании 18 в. были Севилья и Валенсия с ее ун-том. В Севилье издавался "Revista mensual de Filosofia, Literature y Ciencias de Sevilla". Новой философии покровительствовала Королевская академия языка, созданная в 1714. В основанной в 1734 Академии медицины, а четыре года спустя – в Академии истории пробивали себе дорогу новые веяния в науке и философии. Был открыт Реальный ин-т (Instituto de estudios reales) по изучению точных наук и учрежден ряд спец. школ по изучению естеств. наук, математики, медицины, инженерного дела. В конце 18 в. в Испании был основан педагогич. ин-т, в к-ром большим влиянием пользовались идеи педагогов-просветителей, в т.ч. и Песталоцци. Создаются музеи естеств. наук, ботанич. сады и обсерватория св. Фернандо. В 1711 была основана Королевская биб-ка (Real Libreria), из к-рой впоследствии выросла совр. Нац. биб-ка Испании. Были созданы т. н. Экономические об-ва, к-рые занимались не только изучением состояния экономики страны и возможных реформ, но и большой просветит. деятельностью. Борьба против церк. идеологии и произвола абсолютизма сопровождалась попытками выработать конкретные планы обществ. реформ и преобразования нар. просвещения. Передовые мыслители Испании 18 в. обращали особое внимание на реформы с. х-ва. Широкое хождение получают идеи физиократов – "первой систематической концепции капиталистического производства" ("Капитал", т. 2, 1955, с. 359). Исп. просветители 18 в. отвергли схоластич. метафизику как безжизненный плод теологич. предрассудков и идеологически подготовили первую исп. бурж. революцию 1808–14. Сохраняя свою нац. самобытность, передовая И. ф. того времени развивалась в связи с учениями Декарта, Гассенди, Локка, Вольтера, Руссо, энциклопедистов и Кондильяка. Подчас имена этих философов упоминались исп. авторами для того, чтобы отвлечь от себя внимание цензуры. Крупнейшими представителями Просвещения 18 в. были Фейхоо и Ховельянос. Дом Олавиде был центром собраний исп. энциклопедистов. Видным представителем Просвещения также был проф. права Валенсийского ун-та, библиотекарь двора Грегорио Маянс-и-Сискар.
Свидетель франц. революции, Андрес де Санта Крус выступил с утверждением о том, что католицизм изжил себя и что религия должна быть заменена "естественным законом". Философами-сенсуалистами, последователями Кондильяка были Антонио Эксимено-и-Пухадес (1729–1808) и Хуан Андрес (1740–1817). В своей книге "Maignanus redivivus, sive de vera quidditate accidentium in Eucbaristia manentium" (1720) Хуан де Haxepa отстаивал атомизм и подвергал резкой критике соч. схоластов, хотя позже в "Философских разочарованиях" (J. de Najera, Desenganos filosoficos, 1737) он отрекся от атомистич. философии и перешел на позиции схоластики. Атомистич. философии Гассенди следовал и Алехандро Авенданьо, к-рый в 1716 издал в Мадриде "Философские диалоги в защиту атомизма в ответ на аристотелевские возражения Франсиско Паланко" (Alejandro de Avendano Dialogos filosoficos en defensa del atomismo y respuesta a las impugnaciones aristotelicas del R. P. M. Fr. Francisco Palanco, с предисл. Сенаты). В 1735 Хуан Баутиста Берни, проф. философии Валенсийского ун-та, издал "Рациональную, естественную, метафизическую и нравственную философию" (Juan Bautista Berni, Filosofia racional, natural, metafisica у moral), в к-рой защищал принципы атомизма Гассенди и сенсуализма. Берни обосновывал правомерность отделения философии от теологии. Развитие наук о природе выдвинуло целую плеяду философов-естествоиспытателей, боровшихся против схоластики: Томас Висенте Тоска, Диего Матео Сапата, Мартин Мартинес, Андрес Пикер-и-Арруфат и др.
Начиная со 2-й пол.18 в. инквизиция почувствовала, что она не в состоянии подавить антисхоластич. идеологию одним насилием. Церковь противопоставляла ей полемич. писания дипломированных лакеев поповщины: доминиканцев-томистов, францисканцев-скотистов и иезуитов-суаристов. Схоластика полностью исчерпала себя и не могла выдвинуть против "инакомыслящих" ни одной новой идеи, ограничиваясь повторением писаний теологов 16–17 вв. Она стремилась опорочить прежде всего сенсуалистич. и рационалистич. теории познания идеологов антисхоластич. направления, ссылаясь на "бессилие" познават. способностей человека и, в первую очередь разума, и утверждала, что истина не существует вне бога. С этих позиций и выступали Ф. Альварадо (1756–1814), Фернандо де Себальос (1732–1802), Хуан Мартин Лессака (1681–1748), Франсиско Паланко (1657–1720) и др.
В 19 в. к а п и т а л и з м пробил себе дорогу в Испании, хотя она и оставалась по сравнению с передовыми в экономич. отношении странами Зап. Европы отсталой аграрной страной. Развитие капиталистич. отношений пошло в Испании по т.н. прусскому пути.
Быстро развивались наука, иск-во, культура. В 1837 открыл свои двери ун-т Мадрида, а в 1876 – "Свободный институт образования" ("Institucion libre de ensenanza"), к-рый стал важнейшим центром передовой обществ.-политич. и филос. мысли Испании. Он издавал "Boletin de la Institucion libre de ensenanza". Появились периодич. издания "Pensamiento moderno" и "Revista contemporanea", в к-ром отражались новые течения филос. мысли. Была основана "Философская библиотека" ("Biblioteca filosofica"), Федерико де Кастро и Мануэль Салес начали издавать "Научно-литературную библиотеку" ("Biblioteca cientifico-literaria"). Несмотря на общий культурный подъем, положение ун-тов, все еще находившихся в руках церкви, было по-прежнему незавидным. "Разрабатывалась" и офиц. теология: в соответствии с энцикликой "Aeterni Patris" Льва XIII в Мадриде и Севилье были созданы спец. академии по изучению доктрины Фомы Аквинского. В 19 в. обострение классовых противоречий достигло невиданного до тех пор уровня и породило пять бурж. революций. Подавление реакцией свободы нац. меньшинств Испании сопровождалось борьбой с нац.-освободит. движением в колониях. Во 2-й пол. века на арене политич. борьбы как самостоят. политич. сила появился рабочий класс. Возникли политич. орг-ции и партии различных классов и социальных слоев исп. общества. С середины и во 2-й пол. 19 в. все большую популярность приобретают утопич. и мелкобурж. социалистич. учения (прудонизм, бланкизм и т.п.). Во 2-й половине века в Испанию проникает и марксизм.
С начала века передовую филос. и общественно-политич. мысль в Испании представляли бурж.-либеральные идеологи, эволюционировавшие с середины века в сторону реакции – идеализма, иррационализма, оправдания существующего политич. порядка, отказа от идей просвещения, прогресса и т.д.
Развитие идей бурж. просвещения и материализма в 1-й пол. 19 в. продолжило традиции, сложившиеся в предшествующие века, и было тесно связано с пропагандой естеств.-науч. представлений. Это направление И. ф. было представлено рядом значит. деятелей. К их числу относятся Хосе Мария Бласо-и-Креспо (1775–1841), участник борьбы за независимость Испании, проф. Оксфордского ун-та, отказавшийся от идей католицизма, Хуан Антонио Льоренте (1756–1823), еще в 1784 воспринявший идеологию энциклопедистов и питавший надежду на возрождение Испании с помощью Франции; Рамон де Салас (конец 18 – начало 19 вв.), проф. Саламанкского ун-та, депутат кортесов 1820, на к-рого в 1796 был составлен донос в инквизицию, в результате чего он был сослан. Салас выступал против феод.-монархич. произвола и ратовал за установление конституц. режима. Передовым публицистом-просветителем, активным борцом против абсолютизма, занимавшим левые позиции в либеральном движении, был Альберто Листа-и-Арагон (1775–1848). В 1840 он был назначен деканом фак-та философии и лит-ры ун-та Севильи. К этому же направлению принадлежал и Мигель Мартель (1-я пол. 19 в.), депутат кортесов 1820 и проф. философии морали ун-та Саламанки. В "Основах философии морали" ("Е1еmentos de filosofia moral", 1820) он высказал свое отрицат. отношение к схоластике и свою симпатию к идеям сенсуализма. С программой "общественного возрождения" Испании путем проведения аграрной реформы, к-рая бы положила конец "мертвым рукам", т.е. латифундистам, выступили видный социолог и историк Франсиско Мартинес Марина (1754–1833) и Альваро Флорес Эстрада (1766–1853), один из крупнейших социологов и экономистов 1-й пол. 19 в., борец против абсолютизма и за предоставление свободы народам исп. колоний. Просветителями, врагами абс. монархии и обскурантизма были Ларра и Марчена, являвшийся убежденным материалистом. К числу бурж. просветителей 2-й пол. 19 в. принадлежит и Педро Сала-и-Вильярет, к-рый выступил в 1877–1886 с серией статей, критиковавших попытки обновления схоластики. Резкой критике схоластики посвящена его работа "Теология в Испании" (P. Sala y Villaret, La teologia en Espana, 1886). Свои симпатии к материализму он высказал в книге "Лукреций. Античный материализм" ("Lucrecio. El materialismo antiguo"), В 1891 в Мадриде вышел его капитальный труд "Материя, форма, сила" ("Materia, forma y fuerza; diseno de una filosofia"). Видным представителем просвещения, выработавшим программу бурж.-демократич. преобразования общества путем проведения аграрной реформы и демократизации всей политич. жизни Испании, был Хоакин Коста-и-Мартинес. Путь от схоластики к просвещению, а от него к идеям социализма, правда оппортунистического, проделал философ и писатель Анхель Ганивет.
Крупнейшим представителем революц.- демократич. мысли Испании был Франсиско Пи-и-Маргаль. Он использовал диалектику для обоснования необходимости революц. преобразования общества в интересах трудящихся. Энгельс писал, что "среди официальных республиканцев Пи был единственным социалистом, единственным человеком, сознавшим, что республике необходимо опираться на рабочих" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 461). Отд. представители наиболее передовой части исп. интеллигенции примыкали к марксизму. К их числу относится выдающийся естество- испытатель Хайме Вера (1859–1918). Он являлся автором целого ряда естеств.-науч. и обществ.-политич. работ, в т.ч. и Доклада (1884), к-рый исп. социалисты представили в гос. комиссию по социальным реформам и в к-ром нарисована яркая картина разложения бурж. общества и обострения его классовых противоречий. Вера утверждал, что капитализм все в большей степени становится тормозом подлинного, всестороннего развития науки и что только пролетариат может развивать ее в интересах всего народа. Однако Вера не сумел до конца изжить иллюзии, типичные для бурж. просветителей.
В борьбе против схоластики большое значение имело распространение эволюц. теории, горячими пропагандистами к-рой были Антонио Мачадо-и-Нуньес, Рафаэль Гарсиа-и-Альварес, Аугусто Гонсалес де Линарес и др. В 1847 осуждению инквизиции подвергся френолог Мариано Куби-и-Солер (1801–75), автор "Френологии и ее успехов" (Mariano Cubi у Soler, La Frenologia y sus glorias, 1853–57). Выдающимся философом-материалистом, врачом, публицистом и политич. деятелем был Педро Мата-и-Фонтанет. Наиболее крупным естествоиспытателем-материалистом 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. был Рамон-и-Кахаль.
В 19 в. в Испании начинают распространяться идеи утопич. социализма Фурье, Кабе и Прудона. В 1841 фурьерист Хоакин Абреу предпринял попытку устроить фаланстер вблизи Кадиса. В 1846 другой последователь Фурье, Фернандо Гарридо-и-Тортоса (1821–83), начал издавать в Мадриде журн. "La Atraccion". Он был автором мн. работ по вопросам социализма и рабочего движения. В них Гарридо выступал в защиту гор. бедноты и за создание федеративной республики.
В 1847 Альдон Террадас и Нарсисо Монтуриоль начали издавать в Барселоне социалистич. еженедельник "La Fraternidad", к-рый проповедовал идеи Кабе. Под влиянием этого журнала в каталонской столице была создана школа для рабочих, в к-рой изучалось "Путешествие в Икарию" Кабе.
В сер. 19 в. в Испании развивается прудонизм. Прудонистские товарищества рабочих начали особенно распространяться в провинциях Валенсия, Барселона, Мадрид.
В 1868 была создана в Мадриде первая орг-ция исп. секции Интернационала. В ее состав вошли Франсиско Мора, Ансельмо Лоренсо, Мануэль Кано, Франсиско Олива и др. В 1870 в Барселоне был созван первый съезд сторонников Интернационала, на к-ром была учреждена Исп. региональная федерация Интернационала. Особую роль в пропаганде науч. социализма в Испании сыграли Лафарг и Энгельс, к-рый был секретарем-корреспондентом Интернационала по исп. делам. В 1871 в Испании были созданы в противовес исп. бакунистам социалистич. орг-ции во главе с Хосе Меса, Пабло Иглесиас, Франсиско Мора и др. В 1872 на II конгрессе исп секции Интернационала социалисты выступили с критикой идеологии и политики анархистов. Социалисты вышли из исп. секции и создали "Новую мадридскую федерацию". В 1879 была создана "Социалистическая рабочая партия Испании". В силу особенностей соц.-политич. развития Испании 2-й пол. 19 в. в рабочем движении доминировал анархизм (см. Анархизм и Анархо-синдикализм).
Одним из зачинателей пропаганды марксизма в Испании был Хосе Меса (1840–1904). Ему принадлежат переводы "Манифеста Коммунистической партии", "Нищеты философии", "Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта" и др. произведений осново-положников марксизма. Он является автором биографии К. Маркса (1891). По словам Энгельса, Меса "...без сомнения, наиболее выдающийся из наших людей в Испании как по своему характеру, так и по таланту и, безусловно, один из лучших наших людей вообще" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 180). Под руководством X. Меса исп. секция была одной "из лучших организаций Интернационала" (там же, с. 181), а ее орган "Эмансипация" ("La Emancipacion") – лучшей газетой Интернационала. Видным пропагандистом идей марксизма был и Франсиско Мора (1842–1924), автор "Истории испанского рабочего социализма" ("Historia del socialismo obrero espanol", Md., 1902). Мора боролся против идеалистич. концепции истории, к-рая служила теоретич. основой анархистских идей. По его мнению, гос-во является необходимостью на определенной ступени обществ. развития, и только революция пролетариата откроет путь к обществу, в к-ром "управление людьми будет заменено управлением вещами и производственными процессами" (указ. соч., р. 14). Популяризации основ марксизма и разоблачению его фальсификаторов посвящена книга Вольнея Конде-Пелайо (р. во 2-й пол. 19 в.) "Марксистские статьи. Жизнь и идеи Маркса" ("Articulos marxistas. Vida у teorias de Marx", 1931). В ней дается высокая оценка значения метода диалектич. материализма Маркса для познания и преобразования общества. Примером применения марксизма к изучению истории обществ. развития Испании служит книга Хуан Хосе Морато (1864–1938) "Заметки по истории способов производства в Испании" (1896). Известную роль в пропаганде отд. положений марксистской теории сыграл Пабло Иглесиас (1850–1925), впоследствии перешедший на позиции оппортунизма и ревизионизма. Оценивая значение деятельности первых пропагандистов марксизма в Испании, Д. Ибаррури писала, что "наряду с их большими заслугами, эти люди недопонимали роль рабочего класса, его единства и задачи независимой партии пролетариата" ("40 anos del Partido Comunista de Espana, sus raices, su base ideologica, sus actividades", [Praga], 1960, p. 2).
Bo 2-й пол. 19 в. в бурж. кругах Испании начинает распространяться эклектика Кузена, представителем к-рой был Томас Гарсиа Луна (ум. в 1880), идеи шотландской школы (Рамон Марти де Эйксала, 1808–57, и Франсиско Хавьер Льоренс-и-Барба, 1820–72). С 1857 проф. Центрального ун-та Мадрида Хулиан Санс дель Рио начал пропаганду идей нем. философа Краузе. Сторонником философии краусизма был и Франсиско Хинер де лос Риос (1839–1915), автор ряда трудов по философии, педагогике, социологии, эстетике. В ходе революции 1868–73 проявилась беспомощность краусизма в решении социальных вопросов. Она явилась осн. причиной его кризиса. С 1874 руководящие позиции в Атенее Мадрида заняли неокантианцы и позитивисты; краузисты сохраняли свое влияние лишь в Центральном ун-те. Начиная с 1875 краусизм в Испании перестал существовать как единое течение.
В 60–70-х гг. 19 в. в кругах исп. интеллигенции появляется интерес к неокантианству. Его зачинателем в Испании был философ и математик Рей. К неокантианству перешел от краусизма Ревилья, эволюционировавший в конце жизни к позитивизму. Др. видным представителем философии неокантианства были Перохо-и-Фигерас, Николас Сальмерон-и-Алонсо (1838–1908), видный политич. деятель и философ, автор "Концепций метафизики" (N. Salmeron-y-Alonso, Concepto de la metafisica, 1870) от краусизма пришел к идеям, близким философии Шопенгауэра.
Приверженцем позитивизма был и Педро Эстасен-и-Кортада (1855–1913), прочитавший курс лекций о позитивизме и издавший в 1877 в Барселоне книгу "Позитивизм, или Система опытных наук" (Pedro Estasen y Cortada, El positivismo, ? sistema de las ciencias experimentales). От позитивизма Конта к позитивизму Спенсера перешли Карлос Мария Кортесо (р. 1850) и Луис Симарро Лакабра (1851–1921). Эволюцию от краусизма к позитивизму проделал также проф. социологии Центрального ун-та Мануэль Салес-и-Ферре (1840–1910). Он был основателем Ин-та социологии и автором "Трактата по социологии" (Manuel Sales y Ferre, Tratado de sociologia, evolucion social y politica, v. 1–2, 1889–1895). Философ и врач Матиас Нието Серрано (1813–1902) следовал философии Ренувье и пытался связать неокантианство и позитивизм.
Со 2-й пол. 19 в. в Испании начинает широко распространяться (особенно в Севилье) неогегельянство. Зачинателем этого филос. течения был проф. метафизики Севильского ун-та Хосе Контеро-и-Рамирес (1791–1857), не оставивший после себя печатных трудов. Его взгляды развили дальше его ученики – Антонио Бенитес де Луго (1841–97), автор "Философии права, или Основного исследования его с точки зрения доктрины Гегеля" (Antonio Benitez de Lugo, Filosofia del derecho о estudio fundamental del mismo segun la doctrina de Hegel..., 1872). Первый перевод "Логики" Гегеля на исп. яз. принадлежит Антонио Фабье-и-Эскудеро, к-рый сочетал философию Гегеля с религиозной верой. Видный политич. деятель, республиканец, философ и историк Эмилио Кастелар-и-Риполь (1832–99) пытался использовать диалектику Гегеля для обоснования идеи прогресса, но он не шел дальше признания ограниченных бурж. свобод.
Как ответ на развитие революц. движения и передовых филос. идей в реакционных слоях исп. общества усиливаются религ.-мистич. настроения: спиритизм, сохранивший свое влияние до начала 20 в., теософия (в 1889 была создана исп. группа Теософич. об-ва).
В сер. 19 в. в Испании распространилась идеология традиционализма, выражавшая интересы наиболее реакц. слоев исп. общества. Ее провозвестниками были Доносо Кортес и, в известной мере, Бальмес Урпия. Вместе с традиционалистами единым фронтом выступали ортодокс. схоласты. Своим усердием в борьбе против рационализма и материализма, а также против новых веяний в бурж. философии выделялись сторонники схоластики Хуан Мануэль Орти-и-Лара (1826–64) и Алехандро Пидаль-и-Мон (1846–1913). В 1851 между Римом и исп. пр-вом был подписан конкордат, по к-рому католич. религия объявлялась государственной, нар. образование должно было полностью опираться на принципы и доктрины церкви, а гос-во обязывалось оказывать церкви всяческую поддержку, в частности в запрещении "опасных" изданий.
В отличие от традиционалистов и ортодокс. схоластов и в противовес им, во 2-й пол. 19 в. в Испании получают распространение идеи либерального, а также "рационального" и "естественного" католицизма, глашатаем к-рых был Фернандо де Кастро. Марселино Менендес-и-Пелайо пришел к утверждению принципов терпимости к "инакомыслящим" и свободы мышления. Он считал необходимым отказаться от насилия в решении религ. споров и утверждал целесообразность эволюции церкви и гармонии с "духом времени".
В 1876 возник т.н. спор об исп. науке. Формально речь шла о том, существует или нет самобытная исп. наука и если да, то каков ее характер. Этот спор затронул животрепещущие вопросы идеологич. борьбы того времени. Идеологи крайней реакции, возглавляемые Пидаль-и-Моном, считали, что исп. наука и философия тождественны учению ортодокс. схоластики. В борьбе с этой т. зр. Ревилья, Аскарате и Перохо начисто отрицали существование чего-либо положительного в истории исп. науки и философии. Для дальнейшего развития философии они предлагали обратиться к ученым и мыслителям передовых стран Зап. Европы, прежде всего Германии. Менендес-и-Пелайо занял в этом споре компромиссную позицию. С его т.зр., подлинно исп. наука гармонически сочетает принципы религии и мировоззрения нового времени. По Менендесу-и-Пелайо, примером такого сочетания является, напр., учение Вивеса. Спор об исп. науке постепенно вылился в спор о "проблеме Испании", о причинах ее падения, "исключительном" характере и путях ее историч. развития. Эта проблема продолжает оставаться одной из осн. тем филос. споров и в наши дни.
Поражения бурж. революций 19 в., рост рабочего движения и распространение идей социализма углубили кризис идеологии исп. буржуазии. Значит. часть теоретиков исп. буржуазии пыталась решить "проблему Испании" с позиций субъективного идеализма, иррационализма и интуитивизма, объясняя особенности развития страны, в т.ч. идеологии, особенностями психологич. склада исп. народа. В бурж. историографии поколение бурж. идеологов, выступавших в конце 19 в., известно под названием "поколения 1898 года". Оно явилось зачинателем филос. мысли Испании эпохи империализма, характеризующейся быстрым развитием монополистич. капитала, сохранением феод. пережитков, подчинением страны империалистич. державам.
Решающими событиями, определившими ход и особенности идеологич. борьбы в Испании этого периода, являются, с одной стороны, подъем рабочего движения в 1917–23, создание Коммунистич. партии Испании – КПИ (1920), бурж.-демократич. революция 1931, нац.-революц. война 1936–39, антиимпериалистич. и антифеод. борьба исп. народа; с другой – установление воен. диктатуры Примо-де-Ривера (1923–29), а впоследствии – фашистской диктатуры Франко.
Идеология наиболее реакц. сил исп. общества разрабатывалась в 20 в., как и прежде, представителями офиц. церкви. В 1931 церковь в результате преобразований, проведенных бурж.-демократич. революцией, была отделена от гос-ва. Однако пр-во Франко вступило в союз с церковью. В ответ на поддержку церкви франкизм расширил ее права и привилегии. Договор пр-ва Франко с Ватиканом, подписанный в 1941, восстановил осн. положения конкордата 1851. Новый конкордат 1953 еще более укрепил позиции церкви. Она занимает господств. положение во всей системе нар. образования, в издательском деле и пр. формах идеологич. жизни.
По мере углубления кризиса господств. классов Испании церковь обращает все большее внимание на идеологич. вопросы. В 1948 в Малаге и Севилье были созданы духовные школы обществ. наук. В 1951 был учрежден Ин-т обществ. наук им. Льва XIII. При Высшем совете науч. исследований был создан томистский Ин-т им. Л. Вивеса, издающий "Revista de filosofia". В 1949 были установлены т.н. недели общественных наук, целью к-рых является пропаганда "социального идеала" церкви. С аналогичной целью регулярно проводятся "недели философии". Одним из вдохновителей политич. и идеологич. активности церкви является епископ г. Малаги Анхель Эррера.
Совр. схоластика в Испании представлена:
1. Суаристами-иезуитами, издающими с 1945 журнал "Реnsamiento". Этот журнал является теоретич. органом, филос. фак-тов иезуитов.
2. Томистами-доминиканцами, филос. рупором к-рых является журнал "La ciencia tomista". Среди них наибольшим влиянием пользуются Сантьяго Рамирес (р. 1891) и Мануэль Барбадо (1884–1945). 3. Сторонниками августинизма, публикующими журнал "La ciudad de Dios". 4. Скотистами-францисканцами, выступающими на страницах журналов "Verdad у vida" и "Estudis franciscanos". Что касается идеологич. реакций во франкистской Испании, то она выступает под лозунгом: "Назад, к Фоме". Вот почему изучению и пропаганде даже таких исп. схоластов, как Суарес, отводится второстепенное значение.
Совр. традиционализм представлен Рамиро Маэсту и Рафаэлем Кальво Серер. Он состоит на вооружении "Священнического общества св. креста" и "Opus dei", являющегося секретной гражд. орг-цией церкви, поддерживающей на деле франкистский режим. Орден доминиканцев и "Opus dei" занимают господств. позиции в системе нар. образования Испании.
Идеология исп. фашизма, известная под названием национал-синдикализма, представляет собой эклектич. смесь клерикализма и идей итал. и нем. фашизма. Вместе с углубляющимся кризисом франкизма влияние национал-синдикализма почти полностью исчезло.
Философия совр. буржуазии Испании носит эклектич. характер. Она, как правило, следует за модными течениями филос. мысли др. стран Зап. Европы. Выступая за преодоление "ограниченности" материализма и идеализма, а также против абстрактного подхода к действительности, идеологи буржуазии оказываются в плену субъективного идеализма и солипсизма, метафизики и иррационализма. Они все больше переходят на позиции богоискательства и религ. веры. Позволяя себе подчас отд. выступления против крайней реакции, они направляют острие своей борьбы против нар. масс.
Идеология буржуазии представлена неотомизмом [Анхель Амор Руибаля (1869–1930), Хуан Сарагуэта], "философией жизни", экзистенциализмом и неокантианством. Виднейший идеолог буржуазии Испании Ортега-и-Гасет проделал путь от неокантианства к "философии жизни", а от нее – к идеям, близко стоящим к экзистенциализму. Он явился родоначальником большой и влиятельной школы. Его наиболее последоват. ученик – Хулиан Мариас. Педро Лаин Энтральго и Грегорио Мараньон-и-Пасадильо придержи- ваются взглядов, близких к философии Ортега. Философия экзистенциализма представлена Мигелем де Унамуно и Ксавьером Субири, неокантианство – Мануэлем Гарсиа Моренте. Центрами бурж. филос. мысли являются Ин-т гуманитарных наук (Institute de humanidades), журнал и изд-во "Revista de Occidente".
Субъективно-идеалистич. теорию иск-ва обосновывал Эухенио д'Орс. Традиции реалистич. эстетики и иск-ва отстаивал Антонио Мачадо-и-Руис. По его пути следуют такие выдающиеся деятели исп. культуры, как Хуан Гойтисоло, Блас де Отеро, Габриель Селайя и др.
Исп. с.-д-тия придерживается в наст. время антикоммунистич. идеологии, т.н. демократического социализма. Она открыто отказалась от идей марксизма и пользуется влиянием преимущественно в среде мелкобурж. интеллигенции. Из совр. теоретиков исп. с.-д-тии следует отметить идеолога ее правого крыла Луиса Аракистана. Он придерживался взглядов, близких к философии Ортеги-и-Гасета. Др. лидером правой с.-д-тии был неокантианец Хулиан Бестейро. Идеология исп. анархизма переживает период глубокого разложения. В наст. время анархизм не оказывает сколько-нибудь существ. влияния ни на рабочий класс, ни на исп. интеллигенцию.
Растущим влиянием пользуется марксистско- ленинская философия. Ее носителем является Коммунистич. партия Испании (КПИ). Она активно пропагандирует работы Маркса, Энгельса, Ленина. В переводе историка-марксиста проф. Венсеслао Росес были изданы "Капитал" Маркса (пер. изд., т. 1,1886, т. 1–3, 1931) и Избр. соч. Маркса и Энгельса (т. 1–2, 1951–1952). На исп. язык переведены "Анти-Дюринг" Энгельса (1913), "Материализм и эмпириокритицизм" (1948), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920), "Что делать?" (1939), "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1919–1920), "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1919–20) и мн. др. соч. Ленина. Переводятся на исп. язык и осн. работы сов. философов ("История философии", "Исторический материализм", "Основы марксистско-ленинской философии" и др.), и работы деятелей междунар. рабочего движения.
Большое теоретич. значение имеют офиц. документы КПИ, статьи и работы ее руководителей – Антонио Гарсиа Кехидо, Хосе Диаса, Долорес Ибаррури, Сантьяго Каррильо. Важнейшими органами КПИ были: "El Comunista" (1921), "La Antorcha" (1921–1930); с 1930 – "Mundo obrero". Co времени своего создания КПИ ведет неустанную борьбу против влияния оппортунизма и анархизма в рабочем движении. Партия исп. коммунистов выросла в борьбе за чистоту марксизма.
В разработке совр. проблем идеологич. борьбы особое значение имеют материалы V (1954) и VI (1960) съездов КПИ и принятых на них программ партии. Большое теоретич. значение имеет декларация КПИ "За национальное согласие, за демократическое и мирное решение испанского вопроса" ("Declarecion de Р. С. ?. Роr la reconciliacion nacional, роr una solucion democratica y pacifica del problema espanol", 1956), представляющая собой образец творч. применения марксизма-ленинизма к решению проблем развития исп. общества. На принципах этой декларации основана политич. линия КПИ на данном этапе.
В распространении идей марксизма серьезное значение имела работа Антонио Гарсиа Кехидо (1856–1927) "Общественно-экономические этюды" (A. Garcia Quejido, Ensayos de economia social, 1928). Значит. вкладом в разработку теории преобразования с. х-ва Испании на демократич. началах является работа Хуана Гомеса "Аграрная проблема во франкистской Испании" (1957, рус. пер. 1959). Важное значение в совр. идеологич. борьбе сыграли доклад Ф. Клаудина на III пленуме КПИ (1957) "40 годовщина Великой Октябрьской социалистической революции" (F. Claudia, El 40 aniversario de la Gran Revolution Socialista de Octobre, 1957), a также "Итоги 20 лет фашистской диктатуры, непосредственные задачи оппозиции и будущее испанской демократии" ("El balance de 20 anos de dictature fascista, las tareas inmediatas de la oposicion y el porvenir de la democracie espanola", 1959). Важнейшей теоретич. работой является "История Коммунистической партии Испании" ("Historia del Partido comunista de Espana", 1960), написанная коллективом авторов под руководством Долорес Ибаррури. Осн. теоретич. орган КПИ – "Наше знамя" ("Nuestra bandera").
КПИ уделяет все больше внимания критике бурж. философии и социологии, теории литературы и искусства. В этом решающее значение имели статьи Долорес Ибаррури "К трудящимся-анархистам" (D. Ibarruri, A los trabajadores anarquistas, 1953) и "Обращение КПИ к патриотической интеллигенции" ("Mensajo del Р. С. ?. a los intelectuales patriotas", 1954). Осн. трибуной КПИ в вопросах идеологич. борьбы в области философии, науки и культуры является журнал "Наши идеи" ("Nuestras ideas"). Прогрессивные деятели науки и иск-ва совр. Испании проявляют огромный интерес к марксизму-ленинизму, к достижениям сов. ученых и к СССР. В условиях фашистского террора они изучают произведения классиков марксизма-ленинизма и политику КПИ. Многие художники и искусствоведы вступают на путь социалистич. реализма.
В наши дни философия Маркса – Энгельса – Ленина оказывает такое влияние в Испании, какого она прежде никогда не оказывала.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Испанская революция, Соч., т. 10, М., 1933; Маркс К., Революция в Испании, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Испанскому федеральному совету международного товарищества рабочих, там же., т. 17; его же, Бакунисты за работой, там же, т. 18; его же, Испанским рабочим к 1 мая 1894 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, [М.], 1936; его же, [Письма] В. Либкнехту, 2 янв. 1872 г., 18 янв. 1872 г., там же, т. 26, М., 1935; его же, [Письмо] И. Вейдемейеру 24 ноября 1864 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953: его же, [Письмо] X. Меса, 24 марта 1891 г., там же; История философии, т. 1, М., 1940, с. 445–57, 468–69, т. 2, М., 1941, с. 35–36; т. 1, М., 1957, с. 308–11; т. 3, М., 1959, с. 552–70; т. 5, М., 1961, с. 676–90; БСЭ, 2 изд., т. 18, с. 567– 569; Проблемы испанской революции, пути ее развития и условия ее победы. (Сб. статей авторского коллектива под руков. ЦК КПИ), пер. с исп., М., 1933; Диас X., Под знаменем народного фронта. Речи и статьи 1935–1937, [пер. с исп., М.], 1937; его же, За свободную и независимую Испанию, М., 1937; его же, Теснее сплотить ряды Народного фронта, разгромить мятежников и интервентов, М., 1938; Диас Х. иУрабе А., К совр. положению в Испании, [М.], 1938; Диас X. и Ибаррури Д., В объединении народа – залог победы, [М.], 1938; Диас X., За организацию борьбы и победы исп. народа, "Большевик", 1937, No 9; его же, Об уроках войны исп. народа (1936–1939), там же, 1940, No 4; его же, Tres anos de lucha, P.–Mex.–N. Y., 1939; Ибаррури Д., Фашисты не пройдут!, [M.], 1936; ee же. За единую партию пролетариата Испании, [М.], 1937; ее же, Речи и статьи. 1936–1938, [М.], 1938; ее же, Героическая борьба испанского народа, "Большевик", 1938, No 13; ee же, Испанский народ, режим Франко и международная реакция, М., 1946; ее же, Испанские пособники гитлеровского разбоя, М., 1944; ее же, Октябрьская социалистическая революция и испанский рабочий класс, М., 1960; ее же, La politica del Frente popular es la politica de la Victoria!, [Barcelona], 1938; ее же, La Espana franquista satelite de Hitler, Moscu, 1944; Испанская компартия борется за победу. Сб. материалов, М., 1938; Александров Г., Из истории испанской философии, "Под знаменем марксизма", 1939, No 2; Тикнор Д., История испанской литературы, пер. с англ., т. 1–3, М., 1883–91; Гюббар Г., История современной литературы в Испании, М., 1892; Льоренте Х.-А., Критическая история испанской инквизиции, пер. [с франц., т.] 1–2, М., 1936; Каррильо С., О VI съезде коммунистической партии Испании, "Коммунист", 1960, No 5; Historia general de las literaturas hispanicas, t. 1–5, Barcelona, 1949–58; Obras escogidas de filosofos, Madrid, 1873 (Biblioteca de autores espanoles, t. 65); ?ngeniеrоs J., La cultura filosofica en Espana, Madrid, 1916; Сejadоr у Frauca J., Historia de la lengua y literatura castellana, t. 1–14, Madrid, 1915–22; Solana M., Los grandos escolasticos espanoles de los siglos XVI y XVII: sus doctrinas y su significacion en la historia de la filosofia, Madrid, 1928; Mendez Bejarano M., Historia de la filosofia en Espana hasta el siglo XX, Madrid, [1928];Lafuente y ?ama1loa M., Historia general de Espana..., t. 1–28, Barcelona, 1930–33; Menendez y Pellayo M., Historia de las ideas esteticas en Espana, t. 1–2, 4 ed., Madrid, 1928–29; его же, Historia de los heterodoxos espanoles, 2 ed., t. 1–7, Madrid, 1911–32; его жe, La ciencia espanola, t. 1–3, В. Aires, [1947]; его жe, La filosofia espanola, Madrid, 1955; Ura1es F., La evolucion de la filosofia en Espana, v. 1–2, 2 ed., Barcelona, 1934; Оhanian ?., Un analisis marxista de la literatura espanola, Mex., 1937; Wulf M. de, Histoire de la philosophie medievale, t. 1–3, 6 ed., P., 1934–47; Gaоs J., Antologia del pensamiento de la lengua espanola en la edad contemporanea, Mex., 1945; Marias J., La filosofia espanola actual, 2 ed., В. Aires – Mex., [1948]; Quirоz-Martinez O. V., La introduccion de la filosofia moderna en Espana, Mex., [1949]; Вeneytо Perez J., Los origenes de la ciencia politica en Espana, Madrid, 1949; Estudios de historia social de Espana, t. 1–3, Madrid, 1949– 1955; Munoz Alonso ?., Expresion filosofica y literaria de Espana, Barcelona, 1956; Guy ?., Les philosophes espagnols d'hier et d'aujourd'hui, [v. 1–2, Toulouse, 1956]; Esperabe de Arteaga E., Diccionario enciclopedico ilustrado y critico de los hombres de Espana, Madrid, [1956]; Sainz F., Historia de la cultura espanola, B. Aires, 1957; Gomez Arboleya E., Historia de la estructura y del pensamiento social, t. 1, Madrid, 1957–; Cruz Hernandez M., Historia de la filosofia espanola, t. 1–2, Madrid, 1957; Sanchez F., Marxismo y lucha ideologica, "Nuestras ideas", 1960, No 9.
Д. Претель. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1888
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • методологические направления в советской и российской философии
  • школа военной философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь