ИОАНН ЗЛАТОУСТ


ИОАНН ЗЛАТОУСТ
(род. ок. 347, Антиохия – ум. 407, по дороге в Питий, восточный берег Черного моря)
один из известнейших отцов церкви; ученик знаменитого языческого ритора Либания. В своих проповедях и поучениях Иоанн Златоуст объясняет Библию и талантливо соотносит ее с жизнью. Соч.: «lohannes Chrysostomus», 1858 – 1860; на рус. яз. – «Творения», в 12 тт., СПБ, 1898-1906.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ИОАНН ЗЛАТОУСТ
(??????? ???????????) (ок. 347–407) – один из видных деятелей, отцов восточной церкви; константинопольский архиепископ (398–404). Защитник христ. ортодоксального учения, сыграл большую роль в разработке этич. и социально-политич. теории официальной христ. церкви. Решительно выступал против язычества, арианства, иудаизма, манихейства и т.п. Отражая интересы средних провинциальных собственников, И. З. выступал с критикой богатства и роскоши правящей верхушки империи, что снискало ему популярность у нар. низов и явилось одной из причин его низложения и ссылки. Однако критика И. З. никогда не затрагивала основ существующего строя. Формально признавая общность имуществ, И. З. разработал теорию о собственнике как уполномоченном бога, пропагандировал подчинение каждого своей участи и своему положению в гос-ве.
И. З. был одним из крупных теоретиков христ. морали. В его сочинениях разрабатывались проблемы идеала христианина ("О священстве"), его обязанностей перед богом и людьми, христ. нормы отношений между рабами и господами, богатыми и бедными, вопросы семьи и брака, воспитания и т.д. И. З. выступал за установление полной монополии церкви и в сфере нравственно-воспитат. деятельности, в к-рой он видел одно из гл. средств "оздоровления" общества, смягчения социальных противоречий.
Будучи учеником выдающегося языческого ритора Либания, И. З. явился одним из создателей христ. риторики. Его эмоциональные, насыщенные примерами из обыденной жизни речи (отсюда и прозвище "Златоуст") в течение всего средневековья оказывали влияние на развитие христ. идеологии. На Руси они получают распространение с 10–11 вв. (Сборник 1076) и особенно со времени укрепления Рус. гос-ва (Измарагд, Маргерит, Златоусты, Златоструи). Авторитетом И. З. рус. православная церковь на протяжении мн. столетий оправдывала жестокие гонения своих идейных противников. Его идеи и поныне используются клерикальной реакцией и бурж., христианскими "социалистами" различных оттенков.
Соч.: Opera omnia, t. 1–13, P., 1858–60 (Patrologiae cursus compl., ser. graeca, accur. J. P. Migne, t. 47–64); в рус. пер. – Творения, т. 1–12, СПБ, 1898–1906.
Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 1, М.–Л., 1923, с. 197–98; т. 21, М.–Л., 1925, с. 105; т. 22, М.–Л., 1925, с. 184, 247; Архангельский А. С., Творения Отцов церкви в древнерусской письменности, [вып.] 1–2, Казань, 1889; Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1, M.–Л., 1928; Курбатов Г. Л., Классовая сущность учения Иоанна Златоуста, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т.] 2, М.–Л., 1958; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI–XIV вв.), М., 1960; ?юш Э., Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, пер. с франц., СПБ, 1897; Baur С., Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit, Bd 1–2, Munch., 1929–30.
Г. Курбатов. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ИОАНН ЗЛАТОУСТ
    ИОАНН ЗЛАТОУСТ (??????? ? ???????????) (ок. 345, Антиохия — 14 сентября 407, Команы) —христианский проповедник и церковный деятель. Ученик ритора Ливания и Диодора Тарсского, с 381 — дьякон, с 386 — пресвитер в Антиохии, с 398 — епископ Константинопольский; из-за вражды императорского двора и части духовенства был низложен и сослан в Армению, а затем в Питиунт (Пицунду), на пути к которому умер в местечке Команы. Канонизирован. Автор многочисленных толкований на библейские тексты, проповедей, бесед (гомилий), полемических сочинений, обширной переписки периода ссылки (сохранилось 236 писем). Ему приписывается ряд псалмов и Божественная Литургия.
    Для стиля Иоанна Златоуста характерно приспособление приемов античной риторики к целям христианской проповеди. Его интересовали в первую очередь этические проблемы. Нравственную жизнь он понимал как свободное произволение к добру. С нравственной чистотой жизни связана чистота веры. В Церкви Иоанн Златоуст видел новое бытие человека, основанное целиком на принципах добра, свободы и любви; поэтому она противостоит государству, основанному на принуждении; она не отменяет его, так как после грехопадения испорченной природе человека необходимо внешнее принуждение, но подвергает его моральному суду Религиозный, нравственный и социальный идеал для Иоанна Златоуста един: по его мнению, христианам следует добровольно стремиться к изживанию как чрезмерного богатства, так и чрезмерной бедности, так как и то и другое вызывает в людях зависть, злобу и отчаяние и мешает спасению. В отклонениях от христианского идеала нравственной жизни он видит источник как ересей, так и социальной несправедливости. Как экзегет Иоанн Златоуст был представителем антиохийской традиции толкования текста Св. Писания: ветхозаветные сюжеты не аллегория, но прообразы, провозвестники событий, позволяющие человеку безошибочно ориентироваться в духовных и нравственных делах; историчность библейских событий лишь подтверждает их истинность. Сот.: MPG, t. 47-64; в рус. пер.: Творения, т. 1-12. СПб., 1895-1906. Лит.: Вам Р. С. Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Bd. 1-2, Munch., 1929-30.
    M. Л. Хорьков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2217
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Иоанн
  • Иоанн
  • Иоанн
  • ИОАНН БОГОСЛОВ
  • ИОАНН ЖЕРСОН
  • Иоанн Златоуст
  • ИОАНН ИМАСТАСЕР
  • ИОАНН ИТАЛ
  • ИОАНН КАПРЕОЛЮС
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь