ИОАНН ВОРОТНЕЦИ


ИОАНН ВОРОТНЕЦИ
(род. 1315 ум. ок. 1388)
армян, философ. Выступал против западной схоластики и ее представителей, боролся против католич. церкви и доминиканских проповедников в Армении. Его соч. посвящены толкованию первых двух частей « Органона» Аристотеля, его «Категорий» и "Об истолковании», анализу «Введения» Порфирия. Он разбирал гл. о. вопросы логики и гносеологии и трактовал их с позиций номинализма: единичное в своем существовании не зависит от рода и вида, последние существуют лишь на основе единичного; единичное находится «здесь» и существует «теперь», всеобщее находится «здесь» и «всюду», существует «теперь» и «всегда». В его взглядах имелись и материалистические тенденции: «Ощущение возникло г телом и находится в теле, напр. зрение. Предмет же ощущения существует прежде, чем тело»; мысль «как чистое зеркало запечатлевает в себе подобие предмета и этим чистоту свою заполняет»; «истинность твоего утверждения или отрицания показывает бытие или небытие вещей». Считал, что «тело не бывает без пространства и пространство не бывает без тела». Труды Иоанна Воротнеци хранятся в Ереване в «Метенадаране».

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ИОАНН ВОРОТНЕЦИ
(1315–86) – арм. философ, педагог и церк.-политич. деятель. Учился у пользовавшегося известностью преподавателя философии Есаи Ничеци в Гладзорской высшей школе (ныне – терр. Ехегнадзорского р-на Арм. ССР). В 1345 основал ун-т в Татеве (см. Татевскаяшкола). Большое влияние на воззрения И. В. оказало учение Аристотеля, прогрессивную сторону к-рого он отстаивал. Филос. наследие И. В. включает обширные толкования к трудам "Категории" и "Об истолковании" Аристотеля, к "Введению" Порфирия и др. сочинения.
Философию И. В. стремился подчинить богословию; однако его труды фактически способствовали секуляризации знания. В гносеологии и логике И. В. имелись сильные эмпирико-сенсуалистич., материалистич. тенденции. Решающую роль в процессе познания, по И. В., играет чувств. ступень. Ощущение вторично по отношению к чувственно воспринимаемому миру: "... если ты уничтожишь свое ощущение, тело твое все же останется, уничтожишь же ты свое тело, чувственный <мир> будет <продолжать> существовать" ("Анализ "Категорий" Аристотеля", Ер., 1956, с. 137). Номиналистически решал И. В. вопрос о природе универсалий: он считал, что индивид является "главнейшей, первичной и преимущественной сущностью" (там же, с. 39). При расположении категорий, трактуемых как наивысшие роды бытия, И. В. первой ставил категорию первичной сущности. Понятия рода и вида трактовались им как отвлечение от единичного. Общее возможно только там, где имеется единичность и его множество. Содержание знания не зависит от человека. "Сначала <имеется> познаваемое, а после познание ..." (там же, с. 133). "Мысль, не таящая в себе знания, ничего не содержит. Она чиста как чистое зеркало. И как чистое зеркало отражает в себе образ предмета (поставленного перед ним) и заполняет им свою чистоту, так и мысль, познающая какую-либо вещь, заполняет себя ею" (Краткий анализ книги Аристотеля "Об истолковании", Матенадаран, рук. No 4268, с. 1506). Категории пространства и времени И. В. рассматривал в единстве с материей, однако допускал отд. их существование, т.е. рассматривал пространство как вместилище тела, а время – как мерило движения.
Учеником и последователем И. В. был Григор Татеваци.
Соч. на арм. яз.: Анализ "Категорий" Аристотеля, пер. с древнеарм. А. А. Адамяна и В. К. Чалояна, под ред. С. С. Аревшатяна, Ер., 1956; Краткий анализ многотрудных вопросов Порфирия, там же, с. 298–315; Сочинение, составленное из высказываний философов ("Об элементах"), пер. с древнеарм. С. С. Аревшатяна, "Вестник Матенадарана", 1956, No 3; Краткий анализ книги Аристотеля "Об истолковании", Гос. Матенадаран Арм. ССР, рукопись No 4268; Собрание откровений из первой главы (книги) Филона Мудрого о провидении, там же, рукопись No 1701.
Лит.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 77–78; История философии, т. 1, М., 1957, с. 261–62; Чалоян В. К., Основные черты философии Иоанна Воротнеци, "Вопр. философии", 1956, No 5, его же, История армянской философии, Ер., 1959, с. 242–58; на арм. яз.: Аревшатян С. и Лалафарян С., Трактат Иоанна Воротнеци "Об элементах", "Вестник Матенадарана", 1956, No 3.
С. Аревшатян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1020
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • бог как источник и гарант познания
  • знание-как и знание-что
  • Идли (там.)
  • Иллюзия Аристотеля
  • иллюзия Аристотеля
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • ОБ ИСТОЛКОВАНИИ, или Герменевтика
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ
  • ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ
  • ТЕЛО-БЕЗ-ОРГАНОВ
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Человеческое познание: его сфера и границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь