|
ИНЕРЦИЯИНЕРЦИЯ см. Масса. Философский энциклопедический словарь. 2010. ИНЕРЦИЯ (от лат. inertia – бездействие) – в механике свойство тел при взаимной компенсации внешних воздействий сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Свойство И. предугадывалось уже в атомистич. учении древних. Аристотель допускал мысль о движении по И. при наличии пустого пространства. Но будучи противником мнения атомистов о существовании абсолютно пустого пространства, Аристотель считал, что среда, заполняющая пустое пространство, должна оказывать сопротивление движению, в силу к-рого тела неизбежно останавливаются. Эту мысль Аристотеля догматизировали ср.-век. схоласты, полагавшие, что движение вообще может осуществляться только под действием внешней силы и прекращается, как только сила перестает действовать. Именно против этого утверждения схоластов-догматиков, а не против самого Аристотеля выступил Галилей, к-рый в "Диалогах" сформулировал принцип И. как первый принцип механики. Галилей формулировал принцип И. в непосредств. связи с принципом относительности механич. движения. Действие принципа относительности, согласно к-рому законы механики выполняются как в системе покоящейся, так и в системе, движущейся равномерно и прямолинейно, возможно только при условии действия принципа И. Принцип относительности и принцип И. являются как бы сторонами единого принципа – сохранения движения. Классич. принцип относительности выражает собой инвариантность законов механич. движения, принцип И. – сохранение покоя и равномерного прямолинейного движения. В механике Ньютона принцип И. является особым принципом в системе законов механич. движения, ибо он независим от др. законов механич. движения. И. – фундаментальное свойство всех материальных объектов. Значение этого свойства выходит далеко за пределы чисто механич. законов. Механика имеет дело лишь с частным проявлением инерционных свойств природы. В силу этого понятие И. в системе понятий механики требует своего обоснования вне этой системы. Вот почему в рамках позитивистских теоретико-познават. установок (Мах, Пуанкаре и др.) возникали попытки устранить принцип И. из механики, сведя его к простому следствию из др. законов механики. Тем самым снималась проблема обоснования понятия И., неизбежно ведущая в мир объективно-реальных связей природы. Неудача этих попыток подчеркивает фундаментальность свойства И. Вместе с тем в истории механики известна идея Маха, согласно к-рой И. следует рассматривать как результат влияния отдаленных небесных масс. Рациональное зерно этой идеи состоит в том, что И. как свойство материальных объектов определяется характером взаимодействия между этими объектами. С т. зр. совр. представлений именно полевые взаимодействия определяют инерционные свойства материи. В механике Ньютона инерция рассматривается как постоянное, не меняющееся свойство, изначально присущее атомам. И. трактуется как косность материи и противопоставляется движению. Ньютон вводит понятие массы как количество материи, пропорциональное плотности и объему тела. В силу связи ньютоновского понятия массы с атомизмом масса (количество материи), естественно, выступала как мера И. Причем И. оказалась пропорциональной гравитации, и этот факт, известный еще Ньютону, привел в дальнейшем к принципу эквивалентности поля тяготения и ускоренного движения, положенному Эйнштейном в основу общей теории относительности. В совр. физике сохранилось определение массы как меры И. тел, хотя понятия массы и И. существенно изменились. И. оказалась глубоко связанной с движением. Величина И. движущегося объекта зависит от скорости его движения. Чем больше скорость, тем больше И. тела. Этот факт находит свое выражение в известной зависимости инертной массы движущегося тела (m) от скорости его движения (v) Зависимость И. тела от его движения предугадывалась еще в физике Декарта. Поскольку, согласно воззрению Декарта, пространство заполнено средой, И. тела должна зависеть от его связи со средой, и эта связь будет различной в зависимости от скорости движения тела. Совр. физика отвлекается от механизма инерционных свойств, вскрывая общую связь инертной массы с энергией (Е=mc2). И., будучи "...отрицательным выражением неуничтожимости движения" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 1), естественно обнаружила глубокую связь с энергией. Без И. немыслимо движение. Наличие И. обеспечивает саму возможность движения, ибо без его противоположной стороны – И. – движение не могло бы существовать. В широком смысле И. следует рассматривать как свойство всех материальных объектов сохранять присущее им движение и изменять это движение в конечный промежуток времени. В этом широком значении И. выступает как сохранение движения. В понятии И. отражается не только стремление материальных объектов сохранять свое состояние, но и свойство изменять это состояние не сразу, не мгновенно, а в течение опред. времени, величина к-рого конечна и определяется условиями изменения состояния данного объекта. И. глубоко связана с временным характером процессов природы. Принципиальная невозможность бесконечно больших скоростей, иначе говоря, невозможность мгновенных процессов природы, непосредственно вытекает из наличия в природе свойства И. и всеобщности этого свойства. Принцип предельной скорости переноса материальных взаимодействий (принцип постоянства скорости света с) в относительности теории представляет одну из форм проявления инерционных свойств природы. Более широкое понимание И. как принципа сохранения движения приводит к мысли о различных формах проявления инерционных свойств. Уже в области физики масса, выступая в качестве меры И., может принимать качественно своеобразные формы - масса покоя (m0), динамич. масса масса фотонов В области химии и физич. химии инертные свойства отражаются, напр., в известном принципе Ле Шателье - Брауна: система, испытывающая внешнее воздействие, перестраивается таким образом, что при этом возникает противодействие производимому изменению; в силу этого перестройка системы под влиянием внешних воздействий протекает не мгновенно, а в конечный промежуток времени. Инерционные свойства действуют здесь как внутренние свойства системы. Специфич. параметры, характеризующие систему, определяют и специфич. характер действия ее инерционных свойств. Любая форма движения материи в природе имеет свою специфич. форму инертности и без нее немыслима. Наследственность в биологии, торможение в физиологии высшей нервной деятельности могут служить примерами специфич. форм проявления инерционных свойств природы в самом широком значении этого понятия. Лит.: Мах Э., Механика, пер. с нем., СПБ, 1909; Галилей Г. Л., Беседы..., пер. С. Н. Долгова, М.–Л., 1934; его же, Диалог о двух главнейших системах мира..., [пер. с англ.], М.–Л., 1948; Ньютон И., Математические начала натуральной философии, пер. с лат., в кн.: Крылов А. Н., Собрание трудов, [т.] 7, М.–Л., 1936; его же, Мысли и материалы о преподавании механики в высших технических учебных заведениях, М.–Л., 1943; Хайкин С. Э., Что такое силы инерции?, М.–Л., 1939; Декарт Р., Избр. произв., [М.], 1950; "Усп. физических наук", 1952, т. 48, вып. 2; Эйнштейн ?., Сущность теории относительности, пер. с англ., М., 1955; Овчинников ?. ?., Понятия массы и энергии в их историческом развитии и философском значении, М., 1957. Н. Овчинников. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Антонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|