ИЛЬИН


ИЛЬИН
        Иван Александрович [16(28).3.1882, Москва,— 21.12.1954, Цюрих], рус. религ. философ, представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус. идеализма труда о Гегеле («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», т. 1—2, 1918, нем. пер. 1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии Гегеля И. видел путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания. Характеризуя её как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис гегелевской философии в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой «иррациональную стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля между «скрытой формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс. значение понятия «спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с «конкретноэмпирическим» и «абстрактно-формальным». Для последующих филос. работ И. характерно обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре которой стоит понятие «религ. акта» как «личного духовного состояния» человека.
        Выслан из СССР в 1922 за антиреволюц, деятельность. Жил и преподавал в Берлине, в 1934 уволен нацистами с запретом преподавания и публикаций; с 1938 — в Швейцарии.
        Кризис идей субъекта в науиоучении Фихте старшего, «Вопросы философии и психологии», 1912, кн. 111(1) и 112(2); Религ. смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925; Аксиомы религ. опыта, т. 1—2, Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956.
        История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. v. D. Tschizewskij, Darmstadt, 196l2, S. 360—68.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ИЛЬИН
ИЛЬИН Иван Александрович (род. 16 марта 1882, Москва – ум. 21 дек. 1954, Цюрих) – рус. мыслитель, религиозный философ, теоретик государства и права, представитель рус. неогегельянства. В своем наиболее значительном труде о Гегеле «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (т. 1 – 2, 1918) выдвигает собственное содержательное метафизическое миросозерцание, полагая, что для разумного понятия и раскрытия религиозного опыта необходимо подчинить и «пронизать собой» иррациональную стихию эмпирического мира. Последующие философские работы Ильина («Религиозный смысл философии», 1925; «Аксиомы религиозного опыта», т. 1 – 2, 1953) характерны обращением к феноменологии религиозного опыта как своего рода «религиозного акта», «личного духовного состояния» человека. Ильин, которого в 1922 вместе с др. величайшими представителями духовной культуры России большевистское правительство выдворило из страны на «философском пароходе», был из тех немногих'деятелей рус. зарубежья, кто до конца отстаивал традиционные человеческие ценности – религию, государство, семью, свободу духа как защиту от жестоких социальных экспериментов 20 в. Через его работы «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1949), «Мир перед пропастью» (1950), «Путь к очевидности» (1955) красной нитью проходила мысль, что без свободы «нет путей к достойной человека жизни, к духу и к Богу», что, поскольку человек только свободно может любить, веровать, молиться, постольку он только свободно, самостоятельно и самодеятельно может мыслить и исследовать.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ИЛЬИН
Иван Александрович (р. 1882) – бурж. философ, объективный идеалист с ярко выраженными чертами мистицизма.
Приват-доцент (с 1912), проф. (с 1918) Моск. ун-та. Испытал большое влияние нем. идеалистич. философии, особенно Гегеля; в обще-филос. воззрениях близок к В. Соловьёву и Лосскому.
Осн. задачу философии составляет, по И., познание т.н. духовно-предметного смысла явлений. Предметный смысл явлений и сущность души, в конечном счете, совпадают; поэтому "философствование" – это "душевно-д у х о в н о е делание" ("Религиозный смысл философии", Париж, 1925, с. 15). Познание, в трактовке к-рого И. близок к Гуссерлю, состоит, как он писал, из трех актов: опыт, т.е. переживание душой исследуемого предмета; "внутреннее вглядывание в сущность внутренно данного содержания" – интуиция, составляющая центральный акт познания; наконец, стадия "аналитического описания и разумно- логического раскрытия испытанного и усмотренного содержания" (там же, с. 20, 21).
В гл. работе "Учение Гегеля о конкретности бога и человека" (т. 1–2, 1918) И. развил концепцию, согласно к-рой философия Гегеля – религ. практика, получившая форму спекулятивного познания божества. Не признавая диалектику гл. содержанием учения Гегеля, И. извращенно толковал ее суть: противоположные и существенно-различные определения понятия, обогатив друг друга "спекулятивными" содержаниями, переходят к "взаимному творческому приятию".
По политич. взглядам И. сначала примыкал к эсерам, затем перешел на позиции кадетской буржуазии; монархист, шовинист; вел активную борьбу с марксизмом. После Окт. революции 1917 мистицизм И. углубился: он призывал создать новую "философию религиозности и откровения". В 1922 И. за контрреволюционную деятельность был выслан за границу, где продолжал активно выступать против Советской России. Написанные в эмиграции мистико-религиозные сочинения И. не прибавляют ничего нового к его прежним взглядам ("Путь духовного обновления" [1937]; "Аксиомы религиозного опыта", т. 1–2, 1953). Совр. экзистенциалистские истолкователи Гегеля (И. Флюгге и др.) в своей аргументации часто ссылаются на работы И.
Соч.: Понятие права и силы, М., 1910; Идея личности в учении Штирнера, "Вопр. филос. и психол.", 1911, кн. 106(1); Кризис идей субъекта в наукоучении Фихте Старшего, там же, 1912, кн. 111(1) и 112(2); Философия Фихте как религия совести, там же, 1914, кн. 122(2).
Лит.: Против современных фальсификаторов истории рус. философии, [Сб.], М., 1960.
А. Поляков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 843
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • аксиомы религиозного опыта
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИЛЬИН Иван Александрович
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • методологические направления в советской и российской философии
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь