|
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ с самого начала была и осталась философией религии. Чистое истолкование Библии и собрание божественных законов, фиксированных в Галахе (новоевр. – руководящее начало) и углубленных благодаря Поучительным текстам к Гаггаде (древнеевр. – рассказ, поучение), а позднее переложенных в Талмуд (евр. – учение), было расширено благодаря включению эллинистического понятия идеи блага, что особенно сказалось на философии александрийских евреев. Главным представителем этого периода является Филон (25 до Р. X. – 50 после Р. X.), защищавший евр. религиозное учение, облаченное в одежды греч. философии (Платона). После гибели иудейского государства (70 после Р. X.) евр. философия при раввине Иоханане бен Заккаи сделала попытку овладеть духовным наследием иудаизма. Особого успеха в этом направлении добился раввин Акиба бен Иосиф (50 – 137), чьи соч. стали основой Мишны (евр. – обновление). Все содержание религиозных законов евреев, устно или письменно сохранившихся в первые пять христ. веков, было собрано в Талмуде (евр. – учение), составленном ок. 500 на восточноараб. языке. Ок. 761 Ханан бен Давид основал сектукараитов, которые духовно отделились от приверженцев Талмуда и начали заниматься философией. В это же время иудейская философия сталкивается с исламом и испытывает с его стороны различного рода влияния. Возникает родственная караитской философия мутазилито в (араб. – обособившиеся), которые использовали мыслительные формы греч. логики и поэтому назывались еще и каламитами (араб. – догматики); они проповедовали справедливость и единство Бога и отрицали, что бытие Бога можно определить с помощью атрибутов (борьба против христ. учения о троице и против дуализма манихейцев). Начинается период расцвета иудейской философии (см. также Европейская философия), в котором надо различать два главных направления: 1) восточное, с центром в Вавилоне; главные представители: Саади бен Иосиф и Аарон бен Элиа, караит, осн. соч. «Ez Hayyim» – «Родословная величины» (1346); 2) западное, с центром в Испании, где работали прежде всего: неоплатоник Габироль; Маймонид; Иегуда Галеви (1085 – 1145), врач, философ религии и крупнейший евр. поэт послебиблейского времени; Авраам Ибн Дауд (А. бен Давид, 1110-1180), осн. труд «Emunah Ramah» – «Возвышенная вера»; Бахья бен Иосиф (ок. 1050), неоплатоник, осн. соч. «Hoobot ha-Lebabot» – «Сердечные обязанности» и «Torot ha-Nefesch» – «Учение о душе»; Леви бен Герсон (Герсонид; 1238-1340), аристотелик, астроном, осн. соч. «Milhamot Elohim» – «Войны Бога» (1560); Дон Хоздан Крескас (13401412), первый из европейцев критиковавший Аристотеля, противник рационализма Маймонида. В западном направлении, как во всем западном средневековье вообще, господствовал дух Аристотеля. Восточное направление держалось посередине – между аристотелизмом и мутазилитством. Все эти мыслители разрабатывают ряд основополагающих проблем, причем предполагаются безусловная истинность содержания торы (пятикнижие Моисея) и высокая ценность соч. пророка. Бытие Бога восточные философы и Бахья доказывают логически (творение есть – следовательно, есть творец), западные – с помощью аристотелевских аргументов. В отличие от рационалистического направления схоластики Иегуда Галеви, основываясь на факте исторического откровения, стремится к доказательству надынтеллектуального характера откровения и присущей сердцу всякого благочестивого уверенности в бытии Бога. Для Саади и его школы единство Бога заложено уже в понятии творца, в то время как Маймонид и его сторонники разрабатывают понятие неподвижного двигателя и мировой гармонии. Проблема свойств (атрибутов) Бога вызвала широкую дискуссию, в центре которой стоял вопрос о непостижимости Бога. Несмотря на это, делаются попытки дать некоторые определения Бога. Саади называет творца Единым, Полным жизни, Могущественным, Мудрым; Бахья – Единым, Существующим, Вечным; Ибн Дауд добавляет: Истинный, Желающий. Но поскольку все свойства Бога в основе своей неотделимы от понятия единства Бога, Бахья негативно устанавливает содержание этого понятия; к такому пониманию присоединяются все др. философы, причем Герсон и Крескас с некоторыми оговорками. Относительно самого мира евр. философия, как и школа Саади, присоединяется к учению Аристотеля об отношении между материей и формой; и та, и другая вновь возвращаются к понятию материи, ее четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля), разделению Вселенной на высший мир сфер и низший, подлинный. Саади проповедует постепенное сотворение Богом мира из ничего (сначала воздух, возникающий из материи и формы, из него – элементы, ангелы, звезды и сферы). Ибн Дауд, Маймонид и Герсон защищали убеждение, что из prima causa происходит духовная сущность, а от нее – девять др., соответственно числу сфер. Габироль и Герсон утверждали, что материя существует вечно; акт сотворения был только актом наделения материи формой и жизнью. Провидение Бога выводилось из устойчивости естественного порядка вещей, и, несмотря на это, чудеса (т.е. нарушение этого порядка) считались возможными; т. к., согласно мутазилитскому воззрению, законы природы – лишь «привычки Бога», то он к ним никоим образом не привязан. Для Маймонида провидение есть свойство человека, связанное с интеллектом. Отношение между божественным провидением и человеческой свободой воли и выбора ставит проблему: знает ли Бог заранее, что собирается делать человек? Если он это знает, то человеческая свобода выбора – только видимость. Саади говорит: божественное знание – как взгляд в зеркало будущего, который не влияет на человеческие поступки. Маймонид считает, что божественное знание отличается от человеческого тем, что Бог знает ход событий, не стесняя этим свободы выбора человека. Ибн Дауд и Герсон ограничивают божественное знание тем, что человеку предлагается выбор. По Крескасу, человек ничего не знает о действительной ситуации, в которой он находится; поэтому Бог оценивает не результат его выбора, а благое или дурное намерение. Душа создается Богом в процессе непрерывного творения. По Саади, она состоит из тонкой духовной субстанции; желания, чувства и мысли – ее главные функции; Маймонид добавляет еще две: силу воображения и познание. Ибн Дауд принимает предсуществование души и ее способность к развитию в земном бытии. Все мыслители считают душу бессмертной; по мнению Саади и Галеви, после смерти тела продолжает жить вся душа, по мнению др. философов – только разум (мысль). Евр. этика целиком присоединяется к аристотелевскому учению о золотом среднем пути, нахождение которого осуществляется с помощью торы. Маймонид считает золотой средний путь нормой, свойственной лишь заурядному человеку. Человек же, стоящий выше, должен идти лишь самым лучшим путем. Крескас утверждает, что любовь к Богу и мечта осуществить ее в жизни составляют основу человеческого поведения. После изгнания евреев из Испании (1498) евр. философия ограничивается разыскиванием и комментированием разработанного материала. Работами Иосифа Альбо (1380-1435), стремившегося к догматизации содержания веры, и Исаака Альвиванеля (1437 – 1508) заканчивается евр. схоластика. Привлекают к себе внимание личности Бенедикта Спинозы и Моисея Мендельсона, который перевел на нем. тору и псалмы, побудив тем самым евреев заниматься языком и литературой (до этого ортодоксальные евреи могли читать только евр. тексты). Особое явление в иудейской философии образует хасидизм. Значительным было участие евр. мыслителей и в дальнейшем развитии европейской философии. Особенно велик их вклад в логику и теорию познания. Но это их творчество уже не может быть расценено как чисто евр. философия. Философский энциклопедический словарь. 2010. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|