|
ДИАНОЙЯДИАНОЙЯ (греч. dianoia – сила мысли) разум; дианойоэтика или дианойология, – учение о мышлении; Аристотель называл дианойоэтическими добродетелями нравственные силы человеческого разума: науку, искусство, ум или проницательность, мудрость, рассудительность и смышленость. Философский энциклопедический словарь. 2010. ДИАНОЙЯ ДИАНОЙЯ (???????)—мышление (дискурсивное); понятие греческой философии, преимущественно платонизма. По определению Платона, дианойя—это “происходящая внутри души беззвучная беседа ее с самой собой” (“Софист” 263е3—5, ср. также “Определения” 414dl). “Можно одновременно знать несколько вещей, но нельзя одновременно мыслить несколько, так же как говорить, ибо мышление—разновидность речи” (Suda, D 673). Как дискурсивное силлогистическое мышление дианойя противопоставляется интуитивному уму-нусу. Путем рассуждения и доказательства дианойя дает нам мнение, в лучшем случае истинное, в худшем ложное; ум в мгновенном созерцании обретает истинное знание. В отличие от ума, который в платонизме понимается не как способность, а как субстанция (ум тождествен подлинному бытию, вечному и неизменному), мышление-дианойя—это “деятельность души”. В разумной части души есть три вида разума: ум-нус, мышление—дианойя и мнение. Уму душа причастна (и благодаря ему существует); дианойя — естественная деятельность и актуализация души, ее проявление вовне; мнение—это или результат деятельности дианойи, или более низкая мыслительная способность: оно, напр., абстрагирует общие понятия из данных чувственного восприятия. “Мы можем иметь истинное мнение о чем-либо, например, что душа бессмертна; но объяснить, почему она бессмертна,—дело дианойи, а мнение здесь бессильно” (Suda, D 1363). Мышление и мнение (“дианойя” и “докса”) часто употребляются у платоников вместе для обозначения низшей, дискурсивной мыслительной способности. Согласно Плотину, человеческие т. н. “умы” отличаются от подлинного Ума тем, что “их содержание составляют умозаключения, они способны только рассуждать и понимать рассуждение (логос), а мыслят лишь с помощью последовательности посылок и выводов, так что сущее рассматривают посредством умозаключения, словно не содержат в себе сущего изначально, но пусты до тех пор, пока не изучат чего-то” (???. ?, 8, 2). Лит.: OehlerK. Die Lehre vom noetisehen und dianoetisehen Denken bei Platon und Aristoteles. Munch., 1962. T. Ю. Бородой Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|