|
ДЖАЙНИЗМДЖАЙНИЗМ инд. религ.-филос. учение, оформившееся в 6—5 вв. до н. э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавиры («Великий герой») и Джины («Победитель»). Возникнув на С.-В. Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры, Д. распространился затем по всей Индии (преим. в центр. её областях), никогда не выходя за её пределы. Ядром литературы Д. является канон шветамбаров (букв.— одетые в белое), одного из направлений Д., составленный в кон. 4 в. до н. э. и приобретший окончат. форму ок. 10—11 вв. Более ортодоксальные дигам-бары (букв.— одетые в воздух) признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди некано-нич. литературы наибольшее значение имеют соч. Умашва-ти (4—5вв.), первого систематизатора Д., в частности его «Татгвартхадхигама-сутра», Сиддхасены Дивакара (6в.), Гамачандры (11—12 вв.), особенно знаменитое изложение учения Д. «Йогашастра», и др. Д., как и одинаковый с ним по направленности буддизм, выступал против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского мировоззрения и в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. Особенностью Д., в отличие от буддизма, является меньшая внутр. цельность, более тесная связанность с отвергаемым брахманизмом, обусловившая присутствие в нём как черт догматизма, так и собственно «ритуализма». В основе Д. лежит утверждение определяющего значения двух вечных (несотворённых и неразрушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы (души, вообще живого) и адживы (недуши, вообще неживого), выступающей в виде пудгалы, (или материи), акаши (или пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира, создающего условия для возникновения движения, и эфира, создающего условия для его прекращения). В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстаёт в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние, страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, Д. переходит в состояние блаженства — состояние нирваны или мокши. Соответственно двум видам бытия дживы Д. признаёт познание несовершенное — непосредственное и опосредованное — и совершенное, интуитивное, доступное только освобождённому от уз материи. Признавая в целом адекватность познания предмету, Д. одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помощью которых может рассматриваться реальность; с этим связан «диалектич.» метод Д.— сьядвада. Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этич. воспитание личности. В отличие от буддизма Д. настаивает на обязательности жёстких нравств. норм. Следствием этого является подчёркивание Д. различия между идеальным и обычным состоянием, религ. и светской моралью. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетич. поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности, принципа ахинсы — непричинения малейшего вреда живому) — характерная особенность этич. системы Д. Признав единицей своего плюралистич. универсума не текучее, а ставшее, не деятельность, а субстанцию, Д. в отличие от буддизма строго онтологичен; однако в отличие от брахманизма он дуалистичен. В основе этой промежуточной филос. позиции Д. лежит одноврем. отрицание — как в буддизме — неизменного начала (разумности вещей) и признание — подобно брахманизму — этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальн.ос-ти, её способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравств. активность человеч. личности (что подчёркивается крайним аскетизмом). Д., как и буддизм, утверждает в конечном итоге имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего. Д. сохраняет известное влияние в Индии (неск. млн. приверженцев, в основном принадлежащих к торг. и ремесл. кругам,— соблюдение ахинсы делает невозможным для джайна земледелие, т. к. вспашка земли влечёт за собой убийство живых существ). Последователи Д. имеют институты, колледжи, издают ряд журналов. Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, ., 1956, с. 240—89; Glasenapp H., Der Jainismus, В., 1925; Schu bring W., Die Lehre der Jainas, B., 1935; J a-c o b i H., Studies in Jainism, Ahmadabad, 1946; T a t i a N., Studies in Jaina philosophy, Banaras, [1951J; M e h t a M. L., Outlines of Jaina philosophy. Jainism philosophy, epistemology and ethics, Bangalore, 1954. В. П. Лучина. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЖАЙНИЗМ инд. религия, родственная буддизму, названная так по имени ее 24 святых проповедников – «джайнов» (победителей), последние из которых – Паршва (750 до Р. X.) и Махавира (500 до Р. X.) – являются историческими личностями. Согласно учению джайнистов (сторонников джайнизма), совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности. Джайнизм, который в настоящее время исповедуют в Индии ок. 3 млн. человек, распадается на две секты – шветамбару (монахи которой носят «белую одежду») и дигамбару (монахи которой имеют в качестве одежды «воздушное пространство»). Существует обширная джайнистская литература. Джайнизм развил своеобразную теорию относительности (сьядвада). Философский энциклопедический словарь. 2010. ДЖАЙНИЗМ 1) Одна из инд. религий; 2) Философская идеалистич. система. 1) По религ. традиции, основателем (или реформатором) Д. считается современник Будды – Махавира Вардхамана, прозванный "Джиной" (санскр. – победитель), отсюда название религии – "Д.". Зарождение Д. относится к 6 в. до н.э. Причиной возникновения Д., оппозиционного к господствовавшему брахманизму, явилось усиление обществ. различий и обострение борьбы между кшатриями и брахманами. Одновременность возникновения Д. с буддизмом позволяет мн. исследователям считать Д. вышедшим из буддизма, в пределах к-рого он первоначально существовал как одна из его сект. Как и буддизм, Д. вырос из др.-инд. плем. религий и обнаруживает тесную связь с брахманизмом; для Д., как и для брахманизма, характерно учение о переселении душ и закон кармы. Д. считает возможным прекращение возрождений и освобождение души путем индивидуального самоусовершенствования, отрицает святость Вед, жертвоприношения, жречество, религ. освящение системы варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Джайны считают, что право на спасение определяют только личные качества и усилия людей, а вовсе не их происхождение или божеств. вмешательство. В Д., в отличие от буддизма, признается вечность души. Соответственно, нирвана, по учению джайнов, – это не небытие души, а достижение ею вечного блаженства. Осн. средством достижения нравств. совершенства и избавления от действия закона кармы Д. считает аскетизм. Центр. моментом религии Д. является вера в существование "освобожденных душ" – Тиртханкаров и Архатов. Естеств. состоянием души Д. считает ее невоплощенное состояние. Как средство нравств. совершенствования допускается даже самоубийство, но при условии достижения человеком известной ступени освобождения от "притока кармы". Путь к спасению определяется тремя "драгоценностями" – совершенной верой (вера в Джину), совершенным знанием (знание учения Джины) и совершенным поведением (соблюдение установленных Джиной правил). Согласно учению Д., собственность является одной из связей души с затемняющей ее материей, одним из факторов, препятствующих ее естеств. состоянию. Последоват. применение принципа отказа от собственности выразилось в отказе от всякой одежды, что и явилось одной из причин разделения джайнов на "дигамбаров" (одетых воздухом) и "шветамбаров" (одетых в белое). Выполнение правил ахимсы обязательно для всех джайнов, что определяет их место в сфере трудовой деятельности. Джайны – в основном банкиры, росгонщики, менялы и ювелиры. Они занимаются и торговлей, за исключением торговли живностью. Канонич. религ. лит-ра Д. (сиддханта), содержащая рассказы о жизни Джины и его учеников, составлена в нач. 7 в., но в основу ее легли более ранние соч., записанные на пракритах и санскрите. Джина считается у джайнов божеством, а его одиннадцать учеников (ганадхары) – святыми. Обрядность состоит в поклонении Джине и ганадхарам, чтении свящ. текстов и публичной исповеди. Джайнская община, отрицавшая кастовый строй, вследствие своей замкнутости сама превратилась в касту. Это помешало Д. распространиться столь же широко, как буддизму, но способствовало его большей живучести. Если буддизм уже в средние века почти исчез в Индии, то Д. сохраняется до сих пор. Г. Ильин. Москва. 2) Филос. система Д. окончательно оформилась лишь к 1 в. до н.э. и сохранилась до наст. времени почти в первонач. виде. Источником филос. идей Д. являются Джайна-сутры. Осн. принципом философии Д. является семь таттв (таттва – сущность, факт. истина). Таттва в Д. – это утверждение реальности одного из семи объектов, к-рыми исчерпывается все, что существует во Вселенной. Идеалистич. учение об онтологии Д. характеризуется двумя таттвами: 1-я заключается в признании существования душ (джив), сущностью к-рых является сознание. 2-я таттва – аджива, т.е. все, что не является душой. Не-душа делится на пять субстанций, первая из к-рых – материя, обладающая качествами осязаемости, вкуса, запаха, цвета и звука. Материя количественно неизмерима, несотворима, не имеет начала и конца. Она может иметь определ. состояния и подвергаться изменениям, модификации. Материя бывает грубая, ощущаемая органами чувств, и тонкая, или кармическая. Мельчайшая частица материи – атом (ану) – занимает одну точку пространства, но имеет вес, обладает способностью двигаться с громадной скоростью. Материя ощущаема органами чувств и может существовать как в форме атомов, так и в форме молекул, агрегатов. Тонкая, кармич. материя пронизывает душу, связывает ее с материальными объектами мира, обусловливает ее воплощение. К субстанциям относится также и дхарма – нематериальная субстанция, являющаяся условием движения душ и материальных предметов. Последующей субстанцией является адхарма-дравья, обусловливающая состояние покоя предметов и душ. Акаша-дравья представляет собой пространство – неделимую и бесконечную нематериальную субстанцию. Пятой субстанцией является время (кала), к-рое определяется как то, что "является причиной всех изменений, происходящих как с душами, так и со всеми материальными предметами" (Niyamsara, II, 32). Время имеет два аспекта: практический, относительный, с одной стороны, и реальный, абсолютный – с другой. Относит. время имеет начало, конец и подвержено делению; абс. время является основой относительного. Изменения, происходящие с атомами, агрегатами, телами, не имеют упорядоченного характера; время их перехода из одного состояния в другое неопределённо. Наоборот, время перевоплощения душ строго определено. В философии Д. есть две временные характеристики: срок пребывания души в данном воплощении (или время жизни) и срок пребывания души в данном состоянии (или количество жизней, к-рые надо прожить в данном состоянии для перехода в другое, следующее состояние). Напр., человек живет неск. десятилетий, но переход в более высокое состояние может осуществиться за неск. жизней, срок же жизни бога исчисляется найютами (1 найюта = 49 786 136 септилионам лет), но душа может жить в божеств. состоянии только одну жизнь. Изменения воплощенной души, ее переход в высшее состояние не связаны единым эволюц. процессом. Д. отвергает идею развития Вселенной; в любой момент во Вселенной существуют души всех ступеней развития – от низшей до высшей. Онтология Д. отрицает идею творца, или первопричины, и признает бесконечность мира. Признавая раздробленную на атомы материю и мириады самостоятельно существующих душ, онтология Д. представляет собой своеобразный плюрализм. Остальные 5 таттв – это асрава (приток кармич. материи к душе, вызванный ее внутр. активностью), бандха (связь с кармич. материей и обусловленная ею способность к перерождению), самвара (приостановление притока к душе кармич. материи вследствие сознат. подавления активности души, направленной вовне), нирджара (подавление движения кармич. материи, хотя еще и связанной с душой) и нирвана (полное устранение кармич. материи). Таттвы включают в себя не-душу, душу (в ее природном состоянии) и душу в процессе ее отношения с материей. Таков идеализм филос. системы Д. В основе теории познания Д. лежит идея найи – познания вещей в их отношениях друг к другу и с определенной т. зр., в зависимости от к-рой мы можем что-то признать присущим или не присущим предмету или признать это отношение неопределенным. Истинность зависит исключительно от субъективной т. зр., исходя из к-рой рассматривается бытие или небытие субстанции. Другой стороной такого релятивизма является мысль о том, что условий связей объектов так много и они так сложны, что в суждении невозможно все их учесть. Согласно теории познания Д., все вещи можно рассматривать с двух т. зр. – абсолютной и относительной. Этика Д. имеет индивидуалистич. характер. Согласно Д., душа обладает специфич. активностью, направленной только на самое себя. Освободить себя может только сам человек; помощь другому в Д. – вещь абсолютно невозможная. Милосердие допустимо только во имя своего самосовершенствования, а не ради ближнего. Лит.: Барт ?., Религии Индии, пер. [с франц.], М., 1897, с. 165–67; ?адхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 240–89; Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959, с. 40–47; Coomaraswamy Ananda K., Geschichte der indischen und indonesischen Kunst. Aus dem Englischen ubertragen, Lpz., 1927; Dubоis J. ?., Hindu manners, customs and ceremonies. Transl. from French..., 3 ed., Oxf., [1953], p. 685–700; Gaina-Sutras. Transl. from Prakrit by H. Jacobi, pt. 1–2, Oxf., 1884–1895 (Sacred books of the East, v. 22, 45); Guerinot ?., La religion djaina, [s. 1.], 1926; Champat Rai Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929; Kundakunda Acharya, Niyamsara..., Lucknow (India), 1931 (Jagmandarlal Jaini memorial series, v. 5; The sacred books of the Jainas, v. 9); Ruben W., Einfuhrung in die Indienkunde, В., 1954; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]. А. Пятигорский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ДЖАЙНИЗМ ДЖАЙНИЗМ — одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, возникшая в 5 в. до н. э. Получила название от имени своего основателя Джимы Махавиры. В настоящее время насчитывает не менее трех миллионов последователей. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите. санскрите и новоиндийских языках, включающую кроме текстов канонических тексты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике, а также эпические поэмы, дидактическую поэзию и гимнографию. Вклад джайнизма в индийскую культуру исключительно разносторонен. Джайнизм возник в шраманский период индийской цивилизации на Северо-Востоке Индии (Магадха, современный Бихар) как община последователей Джины, который реформировал орден Паршвы, добавив к его предписаниям практику “исповеди” и, вероятно, под влиянием адживиков, дополнительный обет наготы и ужесточенный вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало установление “практической доктрины” в виде “философии действия”, оппонирующей логически несовместимому с аскетикой, но чрезвычайно распространенному в его время фатализму, и разработка стратегии достижения “освобождения” через совершенство в ахимсе и других “обетах”. Третьим делом Джины было распределение организации своих последователей—как мужчин, так и женщин—на монашескую и мирскую общины, которые делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары), первым из которых был Гаутама Индрабхути. Джайнская проповедь оказалась с самого начала столь эффективной, что к общине сразу примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Из Магадхи новое учение распространялось на запад и на юг. В 3 в. до н. э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и трансляции авторитетных текстов. Одновременно произошел и первый раскол: часть групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и отправилась на юг. О влиянии джайнизма свидетельствует уже то, что основатель династии Маурьев Чандрагупта I, следуя примеру Бхадрабаху, завершил свои дни голодовкой. В 1 в. оформилась основная схизма: шветамбары (“одетые в белое”) и дигамбары (“одетые странами света”) настаивали на том, что именно они являются аутентичными наследниками Джины и ганадхаров. но доктрина оставалась единой. Это и позволило в 1—2 вв. Умасвати кодифицировать как религиозное, так и собственно философское наследие всего джайнизма в “Таттвартхадхига• ма-сутре”. В 5 в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), после которого письменные рукописи авторитетных текстов были размножены и стали распространяться в общине. Дигамбары отвергли аутентичность канона шветамбаров, предложив свое собрание текстов (подробнее см. Джаинский канон). С 6—7 вв. под влиянием индуизма начинается активное храмостроительство. Архитектурные памятники свидетельствуют о значительном распространении джайнизма в Гуджарате и в Центральной Индии (наиболее яркие свидетельства—комплексы в Шравана Белаголе и Аихоле); джайнизм стал весьма популярен и на юге—в Карнатаке и Тамилнаде. Хотя в 10—12 вв. индуисты серьезно потеснили джайнов в этих регионах, джайнизм продолжал удерживать свои позиции. В отличие от буддизма, он не был “устранен” и после мусульманского вторжения и позднее нашел способы контакта с Моголами. В настоящее время шветамбары живут на севере, дигамбары—на юге. Предание джайнизма “записывается” как единство “трех сокровищ” (triratna)— правильных воззрений, познания И поведения. “Правильные воззрения” предполагают взгляд на мир как реальную (джаннам не свойствен иллюзионизм) множественность динамических и активных духовных субстанций (дживы), которые в своем истинном состоянии наделены всеведением и всемогуществом, но каким-то образом подвержены притоку тонкой кармической материи (см. Асравы}, обуслоалииающей их “закабаление” (см. Банд.ха). Они населяют три мировых региона— инфернальный, земной и небесный (в зависимости от их прежних дейсгвий), которые возрождаются и разрушаются в бесчисленные мировые периоды и нуждаются в очень трудоемких усилиях для восстановления своего аутентичного состояния. Борьба с кармами средствами особого поведенческого тренинга, созерцательной практики и сурового аскетизма составляет сотериологию джайнизма, который является классическим типом религии самоспасения. Различие между мирянами и монахами в том, что только вторым доступны ее завершающие этапы, тогда как первым—ее начальные стадии. В этом джайнизм обнаруживает значительное сходство с классическим буддизмом и отличие от более “демократического” буддизма махаяны. Однако с последним его сближает (начиная, правда, со средневековья) включение в сотериологию, под влиянием индуизма, реального храмового культа (пуджа) и почитание героев-тиртханкаров (букв.—создатели брода через океан сансары]). И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти “великих обетов” (mahavrata): воздержание от вреждения любым живым существам (обет par excellance), от лжи, воровства, нецеломудрия и принятия излишних даров. Те миряне, которые хотят “потрудиться” больше, воздерживаются еще от питания в ночное время (ради все того же повреждения), а также принимают на себя три “усиливающих обета” и четыре “обета дисциплины”, завершающиеся обетом благотворительности (прежде всего поддержка монашеской обшины). Чтобы заработать еще большую “заслугу” (пунья) и продвинуться в борьбе с кармами, миряне могут совершать паломничество, заниматься медитацией, соблюдать дважды в месяц посты и приносить “покаяние” хотя бы в сезон дождей. Идеальным концом джайнского мирянина считалась смерть в результате поста. Ответственность за джайнские обшины несут упадхьяи — знатоки авторитетных текстов и ачарьи—духовные наставники. Посвящение в монахи происходит после четырехмесячного испытательного срока; жизнь порвавшего с миром детально регламентирована (определенные части суток выделены для сбора милостыни, “учебы”, сна и медитации), как и правила принятия пищи, а также “исповеди” (идеально ежедневной) и “покаяния”. Оставшись один на один с кармами, джайнский монах предпринимает пять средств остановки их притока (см. подробнее Самвара) и на завершающей стадии уничтожает их вовсе (см. Нирджара). Лит.: Glasenapp ff. von. Der Jainismus. В., 1925; Schubring W. Die Lehre der Jamas, nach den alten Quellen dargestellt. B., 1935; Jaini S. The Jaina Path to Purification. Berkeley, 1979. В. К. Шохин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|