Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Destutt de Tracy) Антуан Луи Клод, граф (род. 20 июля 1754, Париж – ум. 10 марта 1836, Парэ-леФрези) – франц. философ, экономист. Развил учение Кондильяка в естественную историю духа, т. н. идеологизм; во главу угла своей теории познания он ставил переживание сопротивления – понятие, которое начало играть значительную роль в современной философии: «Action volue et sentie d'une part, et resistance de l'autre, voila le lien entre moi jet les autres etres». Осн. произв.: «Elements d'idologie», 5 vol., 1801-1815. Философский энциклопедический словарь. 2010. ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Destutt de Tracy), Антуан Луи Клод (20 июля 1754 – 10 марта 1836) – франц. бурж. политич. деятель, философ и вульгарный экономист. Род. в знатной дворянской семье. Как депутат от дворянства был членом Учредит. собрания (1789–1791). Монархист, после свержения во Франции монархии (10 авг. 1792) эмигрировал. По возвращении в 1793 был арестован и освобожден после 9 Термидора. При Директории был членом Комитета обществ. просвещения; при Наполеоне – сенатором; после реставрации Бурбонов возведен в пэры. По своим филос. взглядам Д. де Т. эклектик. Находился под влиянием сенсуализма Кондильяка и физиологич. воззрений Кабаниса (с обоими философами был в дружеских отношениях). В силу своей физиологии люди, по мнению Д. де Т., обладают способностью мыслить. Мысль сводится к ощущениям. Благодаря рассудку мы можем сравнивать наши впечатления – представления. Представления о существовании внешнего мира – материи – мы получаем благодаря ее противодействию нашим желаниям. Эти идеи Д. де Т. развил в первых трех частях "Элементов идеологии" ("Еlements d?ideologie", v. 1–4, [1801] – 1815, ч. 1 – "Ideologie proprement dite", 1801, ч. 2 – "Grammaire", 1803, ч. 3 – "Logique", 1805). в 4-й и 5-й частях ("Traite de la volonte et de ses effets", 1815) он изложил свои этич. и экономич. взгляды, а также доводы против коммунистич. учений. Мораль, по Д. де Т., субъективна, нет объективного критерия добра и зла, т.к. каждому человеку свойственны желания, соответствующие его нуждам. Каждый человек имеет право делать все, что ему нравится. По характеристике Маркса и Энгельса, Д. де Т. доказывал, что личность, индивидуальность и собственность – тождественны, что в "Я" уже заключено "Моё", и эти положения служат, по мнению Д. де Т., естеств. основанием частной собственности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 216–19). Отсюда, заключал Д. де Т., несостоятельны все учения об отмене частной собственности и о коммунизме. Как апологет капитализма, Д. де Т. развивал вульгарную концепцию происхождения прибыли из обращения и провозгласил "деятельных", т.е. пром. капиталистов, "единственными" производит. работниками, создающими богатства, кормящими рабочих и остальное население (см. К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 244–48). Д. де Т. – сторонник невмешательства гос-ва в экономич. жизнь. В работе "Комментарий к "О духе законов" Монтескье" ("A commentary and review of Montesquieu's spirit of laws", изд. в США, Филадельфия, 1811, на англ. яз. и в 1817 в Париже, на франц. яз. под назв.: "Commentaire sur l'Esprit des lois de Montesquieu...") Д. де Т. развивал идеи бурж. парламентаризма. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1955, с. 481–89, История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 393–94; Stеpаnowa N., Destutt de Tracy, ?., 1908 (Diss.). Г. Зельманова. Ленинград. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ ДЕСТЮТ ДЕ ТРАС И (Destutt de Tracy) Антуан-ЛуиКлод (20 июля 1754, Париж—10 марта 1836, Пареи-ле Фрезиль)—политический деятель, философ, представитель французской школы “идеологов”. Родился в дворянской семье. В 1789—91—член Учредительного собрания. Будучи монархистом, эмигрировал, возвратился в 1793, был арестован и освобожден после 9 термидора. При Наполеоне—сенатор, после Реставрации — пэр. Основная работа — “Элементы идеологии” (Elements d'ideologie, v. l— 4. P., 1801—15), где он изложил свою концепцию генезиса идей из ощущений, этические и экономические взгляды. На творчество Дестюта де Траси оказали влияние Монтескье, Руссо, Гельвеций, Кондильяк. У Гельвеция он заимствует концепцию свободы как способности удовлетворять наши потребности. Свобода и счастье тождественны. Отсюда вытекают три следствия: в зависимости от времени люди имеют различные концепции свободы, поскольку они по-разному понимают счастье; народ свободен в той мере, в какой его удовлетворяют формы правления; наилучшие политические институты те, что делают народ счастливым, даже если они деспотичны. В “Комментариях к “Духу законов” Монтескье” (издан в США в Филадельфии на англ. яз., 1811, франц. изд. 1817) развивал идеи парламентаризма. По его мнению, только одна форма правления соответствует требованиям разума и свободы— представительное правление, которое обеспечивает политическую свободу, индивидуальную свободу и свободу прессы. Эта форма правления предполагает подчинение законам, которые должны соответствовать законам человеческой природы. Представительное правление должно бороться со всеми видами неравенства, искоренять невежество и нищету, стремиться сблизить все классы, приводя их к уровню среднего класса, в котором господствуют идеи порядка, разума, справедливости и трудолюбие. Идеи Дестюта де Траси оказали значительное влияние на формирование взглядов Стендаля, Сен-Бева, Сен-Симона, Фурье. Лит.: GusdorfG. La conscience revolutionnaire. Les ideologues. P., 1978; ficavelF. Les Ideologues. P., 1981. A. Л. Фролова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|