Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ДАРВИНДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрусбери,— 19.4.1882, Даун, близ Лондона), англ. естествоиспытатель, основатель эволюц. учения о происхождении видов путем естеств. отбора (см. Дарвинизм). Внук англ. натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина. На формирование взглядов Д. большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования, проведённые во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способствовали выявлению Д. движущих факторов эволюции. Уже в этот период Д. приблизился к открытию принципа дивергенции, т. е. расхождения признаков у потомков общего предка. Став к 1837 убеждённым эволюционистом, Д. занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он вёл огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии, палеонтологии. В 1842 Д. сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный труд по анатомии, систематике и палеонтологии сидячих ракообразных — усоногих раков. Анализ этой группы позволил Д. проверить на конкретном материале осн. положения'эволюц. теории. К этому времени Д. стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его науч. авторитет во многом способствовал последующему признанию созданной им эволюц. концепции. В 1854—55 Д. начал подготовку работы о происхождении видов, обобщая весь известный материал по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также по методам селекции домашних животных и культурных растений. В нач. 1856 Д. приступил к написанию эволюц. труда (рассчитанного на 3—4 тома), однако работа не была завершена. В поисках движущих факторов эволюции Д. обратил внимание на идею «борьбы за существование» в работах Мальтуса. Д. выделил две формы конкуренции—внутри- и межвидовую. По Д., именно внутривидовая конкуренция наиболее близких по своим потребностям особей ведёт к вымиранию промежуточных форм и обеспечивает процесс дивергенции. Вымирание неприспособленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Д. принципа естеств. отбора. В 1858 англ. зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Д. рукопись статьи, в которой он независимо от Д. сформулировал принцип естеств. отбора. Д. хотел представить статью Уоллеса в печать, умолчав о том, что им уже были написаны разделы задуманного трёхтомника. По настоянию геолога Ч. Лайеля и ботаника Дж. Гукера доклады Д. и Уоллеса были прочитаны на заседании Линнеевского зоологич. общества в Лондоне и вместе опубликованы в журнале общества в 1858. Осн. труд Д.— «Происхождение видов путём естеств. отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Д. сделал в 1858). В 1868 Д. опубликовал большой труд по теории искусств. отбора «Изменения животных и растений под влиянием одомашнивания», развивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 — работу «Происхождение человека и половой подбор», в котором показано не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека от животных доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение Д. разрушило креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о божеств. происхождении человека, об его исключит. положении в системе органич. мира. Д. стоял несколько в стороне от той борьбы за становление эволюц. идеи в биологии и за признание дарвинизма в качестве стержня эволюционизма, которую вели сторонники учения Д. в разных странах. в рус. пер.: Соч., т. 1—9, М.— Л., 1935—59; Воспоминания о развитии моего ума и характера. (Автобиография). Дневник работы и жизни, пер. с рукописей Ч. Д., вступ. ст. и коммент. С. Л. Соболя, М., 1957. Памяти Дарвина, М., 1910; Некрасов А. Д., Ч. Дарвин, М., 1957. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (род. 12 февр. 1809, Шрусбери – ум. 19 апр. 1882, Даун, Кент) – англ, естествоиспытатель; основатель названного его именем направления – дарвинизма, в котором сам Дарвин усматривал зародыш целой философии. Исследования, проведенные во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» (1831 – 1836), способствовали выявлению им движущих факторов эволюции. В работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) он изложил осн. положения своей теории. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков. Философский энциклопедический словарь. 2010. ДАРВИН (Darwin), Чарлз Роберт (12 февр. 1809 – 19 апр. 1882) – англ. биолог-материалист, основоположник науч. теории развития органич. мира (см. Дарвинизм). Род. в г. Шрусбери (Англия) в семье врача. Получив среднее образование в местной школе-интернате, поступил на мед. фак-т Эдинбургского ун-та. С ранних лет Д. с интересом наблюдал за жизнью природы, собирал коллекции животных; в ун-те принимал активное участие в работе Плиниевского студенч. науч. общества, делал первые науч. сообщения. Д. не проявил интереса к медицине; отец перевел его на богословский фак-т Кембриджского ун-та, но богословские науки интересовали юного Д. еще меньше. Он по-прежнему занимается сбором коллекций, самостоят. изучением книг по естествознанию. Особенно большое впечатление произвели на него две книги – "Личные впечатления" А. Гумбольдта и "Философия естествознания" Дж. Гершеля. Большое влияние на формирование воззрения Д. оказали профессора ун-та Дж. С. Хенслоу (ботаник) и А. Седжвик (геолог). По окончании ун-та, отказавшись от карьеры сельского священника, Д. отправился в качестве натуралиста в кругосветное путешествие на военном корабле "Бигл". Это путешествие, длившееся с 27 дек. 1831 по 2 сент. 1836, было, по признанию самого Д., самым важным событием в его жизни, определившим всю его последующую деятельность. В начале путешествия Д. считал своей гл. задачей изучение геологии. Им проведены важные геологич. описания вост. и зап. берегов Юж. Америки, Чилийских Кордильер и ряда островов. Д. сделал важные теоретич. обобщения относительно вековых движений земной коры, происхождения коралловых рифов и океанских островов. Свои геологич. исследования Д. изложил в трудах: "Строение и распределение коралловых рифов" (1842), "Геологические наблюдения над вулканическими островами" (1844), "Геологические наблюдения над Южной Америкой" (1846). Значение работ Д. по геологии столь велико, что наряду с Ч. Лайелем его называют основателем совр. геологии. Изучая побережья Юж. Америки, Д. обнаружил ископаемые остатки древних неполнозубых и грызунов, во многом отличающихся от совр. представителей этих форм. Его внимание привлекло также сходство и в то же время большое разнообразие видов животных и растений на побережье Юж. Америки и различных о-вах Галапагосского архипелага. Эти и ряд др. фактов вызвали у Д. сомнения в истинности библейской догмы о сотворении мира. В дальнейшем, анализируя данные биологии и с.-х. практики, он приходит к окончат. выводу о том, что совр. органич. мир является результатом не божеств. творения, а длительного историч. развития организмов от одной или нескольких простейших органич. форм. Через неск. месяцев по возвращении из путешествия Д. заводит спец. записную книжку о "Трансмутации видов" (1837–38); в 1842 он составляет краткий, а в 1844 более полный очерк своей эволюц. теории. Одновременно Д. работает над изданием "Дневника изысканий..." (1839; эта книга издавалась также под назв. "Путешествие натуралиста вокруг света"), "Зоологических результатов путешествия на корабле „Бигл“" (1839–1843), названных выше геологич. трудов, а в дальнейшем над 2-томной монографией "Усоногие раки" (1851–1854). В 1836–42 Д. живет в основном в Лондоне, а начиная с сентября 1842 до последних дней жизни – в своем небольшом имении в местечке Даун под Лондоном. Осн. содержание своего эволюц. учения Д. изложил в книге "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", изданной 24 ноября 1859. В дальнейшем им был издан ряд др. монографий: "Движения и повадки лазящих растений" (1865), "Изменения домашних животных и культурных растений" (1868), "Происхождение человека и половой отбор" (1871), "Выражение эмоций у человека и животных" (1872), "Насекомоядные растения" (1875), "Различные формы цветов у растений одного и того же вида" (1877), "Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире" (1877), "Способность к движению у растений" (1880), "Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни" (1881). Все эти книги были направлены на обоснование и дальнейшее развитие идей, высказанных в "Происхождении видов". В каждой из них анализируются сложные приспособления различных видов животных и растений к окружающей среде, а также причины и пути возникновения и развития этих видов. Будучи воспитан в семье и школе в религиозном духе, Д., по мере формирования своих эволюц. воззрений, постепенно отходит от религии на позиции атеизма и материализма. "Так, понемногу, – писал Д., – закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим" ["Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография)", М., 1957, с. 99]. Д. убежден в объективном существовании мира и присущих ему закономерностей; он признает его непрерывное движение и развитие. По своему мировоззрению Д. был стихийным материалистом и диалектиком. Однако Д. не смог до конца преодолеть нек-рые элементы идеализма и метафизики. В его трудах встречаются высказывания в духе деизма, а также метафизич. отрицание, напр., случайности, скачков и др. Будучи по своему содержанию глубоко атеистическим, учение Д. встретило самые ожесточенные нападки со стороны духовенства и части бурж. ученых. Попытки опровергнуть дарвинизм в капиталистич. странах не прекратились и в наст. время. Нек-рые из антидарвинистов, не выступая прямо против учения Д., пытаются истолковать его в духе креационизма. Решит. поддержку учение Д. нашло у Маркса, Энгельса, Ленина. Маркс указывал, что книга Д. "Происхождение видов" явилась естественноисторич. основой его взглядов (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, 1931, с. 551). Энгельс охарактеризовал теорию Д. как "сильнейший удар метафизическому взгляду на природу" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 23). Ленин писал: "... Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними..." (Соч., 4 изд., т. 1, с. 124). Основоположники марксизма вместе с тем отмечали нек-рые ошибочные стороны теории Д. (преувеличение роли перенаселенности и внутривидовой борьбы за существование, недооценка направленного воздействия среды на изменчивость организмов и т.д.). Придавая большое значение дарвинизму и видя в его авторе честного, мужественного ученого-революционера, Маркс дважды предпринимал попытку установления личного контакта с ним. В 1873 он направил Д. экземпляр франц. издания 1-го тома "Капитала", а в 1880 обратился с просьбой дать согласие Д. на посвящение ему подготовлявшегося тогда англ. издания этого труда и просмотр корректур 12-й и 13-й глав, где приводились ссылки на книги Д. Как видно из ответных писем Д., он относился к Марксу с большим уважением, но в то же время, поблагодарив его, отказался от сделанного ему предложения из опасения быть заподозренным в одобрении идей марксизма. В этом отказе сказался классово огранич. характер мировоззрения Д. По общественно-политич. взглядам он не поднялся выше англ. бурж. интеллигента. Учение Дарвина получило горячее одобрение у рус. революц. демократов: Д. И. Писарева, М. А. Антоновича, а также у прогрессивных ученых всего мира: Т. Гексли, А. Уоллеса, Дж. Гукера (Англия), К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, А. О. Ковалевского, В. О. Ковалевского (Россия), Э. Геккеля, Ф. Мюллера (Германия), А. Грея, Л. Бербанка (США), Янь Фу, Ma Цзюн-у (Китай), С. Осуги, А. Ока (Япония) и др. Особенно благоприятную почву для своего распространения и дальнейшего развития учение Д. нашло в СССР. Объясняется это в значит. мере тем, что идеи эволюции органич. мира получили в России довольно широкое распространение задолго до Д. Науч. труды Д., совершив переворот во взглядах на живую природу, и по сей день имеют огромное естественнонауч. и филос. значение. Важнейшие из них переведены на большинство языков мира. Похоронен Д. в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве рядом с могилой Ньютона. Соч. в рус. пер.: Иллюстрированное собр. соч., под ред. К. А. Тимирязева, т. 1–8, М., 1907–1909; Полное собр. соч., под ред. М. А. Мензбира, т. 1–4, М.–Л., 1925–29; Сочинения, т. 1–9, М.–Л., 1935–1959; Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). Дневник работы и жизни. Полный перевод с рукописей Ч. Дарвина, вступительная статья и комментарии С. Л. Соболя, ?., 1957; The life and letters of Charles Darwin, v. 1–3, L., 1887; More letters of Ch. Darwin, v. 1–2, L., 1903; Избранные письма, M., 1950. Лит.: Энгельс ?., [Письмо] К. Марксу. Около 12 декабря 1859 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, М.–Л., 1931, с. 468; Маркс К., [Письмо] Ф. Энгельсу 19 декабря 1860 г., там же, с. 551–52; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; Тимирязев К. ?., Избр. соч., т. 2, М., 1957; Мензбир ?. ?., За Дарвина. [Сб. статей], М.–Л., 1927; Антонович М. ?., Чарльз Дарвин и его теория. С биографией и обзором его сочинений, СПБ, 1896; Некрасов А. Д., Чарлз Дарвин, М., 1957; Платонов Г., Дарвин, дарвинизм и философия, М., 1959; Prenant M., Darwin, P., 1938; Dembоwski Jan, Darwin, Warsz., 1959: Irvine W., Apes, angels and Victorians. A joint biogr. of Darwin and Huxley, L., 1955. Г. Платонов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ДАРВИН ДАРВИН (Darwin) Чарльз Роберт (12 февраля 1809, Шрусбери, Англия —19 апреля 1882, Даун) — английский натуралист. Изучал медицину в Эдинбургском университете, затем богословие в Кембриджском университете; обучение было прервано кругосветным путешествием (1831—36). В 1837—44 создал эволюционное учение, в котором опирался на итоги своих путевых наблюдений изменчивости животных, взгляды натурфилософа Э. Дарвина (своего деда), политэконома Т. Мальтуса, геолога Ч. Лайеля, многих эволюционистов нач. 19 в. и понимал изменение видов как селекцию, ведомую “Всевидящим существом”. В 1839—55 стал известен как геолог и зоолог. В 1855 вернулся к эволюционной теме. В работе “Происхождение видов” (1859), принесшей автору мировую славу, был обоснован дарвинизм (термин Т. Гексли, 1860). В конце жизни (1876) разочаровался в эволюционной идее, но прославился как психофизиолог, ботаник и провозвестник экологии, для которой особо важна последняя книга Дарвина о роли дождевых червей в образовании почвы (1881). По Дарвину, эволюция происходит в силу трех основных факторов—изменчивости, наследственности и естественного отбора: изменчивость поставляет материал — новые признаки, наследственность их закрепляет (Дарвин признавал, как и Ламарк, наследование приобретенных признаков), а отбор устраняет организмы, неспособные жить в данных условиях. Вслед за Э. Жоффруа Сент-Илером (1833) Дарвин понимал отбор как постепенное накопление мелких уклонений от прежней нормы. Для объяснения действия основных факторов он ввел три добавочных: скрещивание, изоляцию новых форм от прежних и борьбу за существование, вызванную избыточностью размножения. Действие отбора в природе Дарвин счел аналогичным действию селекционера, допустив, что отсутствие избирательности спаривания компенсируется огромной длительностью медленных процессов эволюции. Все это Дарвин рассматривал для процессов внутри вида, а образование более крупных таксонов предполагал идущим по тем жезаконам, но еще медленнее. Конкретных примеров действия отбора Дарвин не привел (дал лишь два воображаемых примера), но привел много фактов изменчивости. Теперь процесс эволюции выступал как естественный (хотя Творец и упоминался). Антропогенез Дарвин увязывал не столько с естественным, сколько с половым отбором, в чем успеха у современников почти не имел. Философские возражения Дарвину (Дж. Г. Луэс, 1860; ?. Дженкин, 1867 и др.) свелись (в современных терминах) к 4 основным: Дарвин (1) вместо фактов эволюции приводит факты нечеткости границ видов, забывая, что вид—логический конструкт, а не биологический объект; (2) видит в организме набор признаков, а не сущность; (3) считая изменчивость случайной, смешивает реально наблюдаемую случайность-акциденцию (сдвиг несущностных признаков) с воображаемым случайным изменением сущности; (4) приравнивает изолирующую процедуру (избирательное скрещивание при искусственном разведении) перемешивающей (скрещиванию в природе). Дарвин охотно разбирал конкретные возражения, но избегал общих (“У меня не метафизическая голова”). В гносеологическом плане дарвинизму обычно противопоставляют ламаркизм и номогенез, а в онтологическом— эмерджентньш эволюционизм и теорию биосферы В. И. Вернадского. С позиций последней Г. А. Заварзин рассматривает Дарвина как ключевую фигуру при переходе биологии .от холизма к редукционизму. Анализ механизма отбора показал, что “материал для эволюции поставляют не победители в борьбе за существование, а побежденные” (Э. С. Бауэр, 1935), и эта мысль позже подтверждена в теории стресса. Благодаря Дарвину идея биологической эволюции впервые была принята сообществом и стала исследовательской программой, а гипотетико-дедуктивный метод построения теорий вошел в науку. Предложенный им конкретный механизм внутривидовой эволюции широко обсуждался, а эволюционизм стал академической наукой. Благодаря Дарвину бытовавшая в философии со времен Гераклита идея борьбы как мирообразующего начала была продумана до своего логического завершения, проведена через различные теории в биологии, социологии и экономике и обретает ныне свое место как глава и частный аспект общей теории развития. Соч.: Соч. в 9 т. М.-Л., 1935-59; Gruber И. E., Barren Р. H. Darwin n Man. N. Y., 1974 (публикация ранних записей Дарвина); The Correspondence of Charles Darwin, vol. 1—10. Cambr., 1985—97. Лит.: Ghiselin M. T. The Triumph of the Darwinian Method. Berkeley, 1969; Clark R. W. The Survival of Charles Daiwin. L„ 1985; Чайковский Ю. В. О формировании концепции Ч. Дарвина.— В кн.: Науки в их взаимосвязи. М., 1988; Заварзин Г. А. Анти-рыкок в природе.— “Природа”, 1995, № 3; Воейков В. Д. Правда Дарвина и ложь дарвинизма.—“Человек”, 1997, № 3. Ю. В. Чайковский Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|