|
ГРОТГРОТ ГРОТ Николай Яковлевич (род. 16 апр. 1852, С.-Петербург – ум. 23 мая 1899) рус. философ, профессор (с 1886), председатель Московского психологического общества (с 1888). В каждом философском течении стремился выделить содержащееся в нем зерно истины, в философских построениях найти середину между крайностями и гармонически примирить противоположные тенденции различных школ. Первоначальное философское мировоззрение Грота сложилось под влиянием позитивизма Конта, эволюционной философии Спенсера, философии действительности Дюринга и отчасти критического идеализма А. Ланге . Все существующее разделялось им на действительность (природу и сознание, внешний и внутренний опыт) и на мечты, т.е. те понятия и идеалы, при помощи которых человечество пытается разрешить лежащие за пределами опыта проблемы. Действительность познается разумом, наукой, на основе объективных восприятий; о действительности дают сведения специальные науки, и философии здесь нет места. Поэтому метафизике остается лишь мечта, опирающаяся на субъективное чувство и понятная лишь для этого чувства. Под влиянием этих взглядов он написал два своих осн. соч. – «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1879-1880) и «К вопросу о реформе логики» (1882). В первой работе содержится подробная история развития теорий о чувствах (где указаны также рус. соч. по психологии чувств) и изложение взглядов автора на их сущность. Теоретическая часть посвящена анализу и синтезу чувствований, причем в основу положены воззрения Спенсера. Грот различает четыре осн. типа чувств: положительные и отрицательные, удовольствие и страдание. Во втором соч. им сделана попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям). В основе развития мышления, согласно Гроту, лежат процессы первичные, или бессознательные, из них развиваются процессы вторичные, или сознательные, и, наконец, произвольные мыслительные. Позднее в воззрениях Грота происходит коренной переворот: из детерминиста он превращается в защитника свободы воли, из врага метафизики – в правоверного ее приверженца, из видевшего в чувстве лишь источник субъективных иллюзий – в исповедника чувства как средства постижения истины. Осн. произв. (кроме упомянутых): «Отношение философии к науке и искусству», 1883; «Значение чувства в познании и деятельности человека», 1889; «Критика свободы воли в связи с понятием причинности», 1889; «Общие основания психологии», 1890-1891; «Основные моменты в развитии новой философии», 1894; «Очерк философии Платона», 1897. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГРОТ Николай Яковлевич (18 апр. 1852 – 23 мая 1899) – рус. философ-идеалист, сын академика-филолога Я. К. Грота; проф. Моск. ун-та (с 1886), пред. Моск. психологич. об-ва, первый редактор журн. "Вопросы философии и психологии" (с 1889). По политич. убеждениям – бурж. либерал. Ранние работы Г. ("Психология чувствований...", 1879–80) свидетельствуют о нек-ром влиянии на него рефлекторной теории Сеченова. Дальнейшая эволюция взглядов Г. протекала в рамках идеализма – от позитивистского отрицания науч. значения философии ("Отношение философии к науке и искусству", Киев, 1883) к попыткам создать самостоят. систему, используя, в частности, элементы философии Бруно, Канта, Шеллинга, Шопенгауэра и Э. Гартмана. "Философия, – считал Г.,– стремится примирить мысль и чувство, науку и религию и сложить в одно целое их воззрения" ("О направлении и задачах моей философии", 1886). Свою философию Г. называл "монодуализмом" ("О душе в связи с современными учениями о силе", Одесса, 1886). Задача "метафизики" как основы и метода философии, согласно Г., – постижение умозрит. путем абсолютно достоверных и обязат. как для познания, так и для действительности качеств. отношений опыта – "внутреннего" и "внешнего" ("Что такое метафизика?", в журн. "Вопр. философии и психологии", 1890, кн. 2). Критерием истины Г. считал "закон однообразия природы", выводимый из анализа состояний познающего субъекта. Свой метод Г. называл "методом субъективной индукции". Г. стремился доказать бытие божие, мистифицировал социальные явления и процесс человеч. познания ("Значение чувства в познании и деятельности человека", 1889; "Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности", 1889, и др.). Г. – один из предшественников веховства и богоискательства. Его воззрения восхваляются современными реакционными бурж. историками философии (Зеньковским, Лосским и др.). Соч.: Основные моменты в развитии новой философии, М., 1894; Философия и ее общие задачи, Сб. статей, СПБ, 1904. Лит.: Николай Яковлевич Грот..., СПБ, 1911 (имеется библиография). П. Шкуринов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|