|
ГРЕХГРЕХ в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли бога. Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физич. заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов-табу); теология выделяет «первородный» Г. первых людей, последствия которого наследуются их потомками. Формализованное учение о пределах и мере Г. в каждой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см. Казуистика). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГРЕХ поступок вопреки воле, порядку и намерениям Бога. См. Первородный грех. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГРЕХ по религ. представлениям, нарушение делом, словом или даже помыслом воли бога, выраженной в свящ. книгах, догматах или обрядах религии. Представление о Г. свойственно всем религиям. Особенное значение оно приобрело в период, когда окончательно сформировалось учение об искуплении и страшном суде. По представлениям христиан, иудеев и мусульман первым актом свободной воли человека был т.н. первородный Г. – нарушение Адамом и Евой божьих повелений, за что человечество наказано смертностью, трудом и страданием. По христ. представлениям, Иисус Христос своей добровольной смертью освободил человечество от проклятия первородного Г. Но в силу несовершенства человеч. природы человек якобы постоянно впадает в Г., искупить к-рый можно только тщательным исполнением религ. предписаний, выполнением обрядов и пожертвованиями в пользу церкви. Христ. богословы выделяют различные категории Г. – "вольные", "невольные", "смертные" (напр., гордыня, жадность, зависть) и т. д. Считая эксплуататорский обществ. строй "богоустановленным", религия объявляет Г. всякие действия, имеющие целью изменить этот строй. Самые жестокие преступления Церковь не считала Г., если они были совершены во славу церкви и религии. Лит.: Велтистов В., Грех, его происхождение, сущность и следствия, М., 1885; Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937, с. 194–95, 368–70: Теnnant F. R., The concept of sin, Camb., 1912. И. Энгельгардт. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ГРЕХ ГРЕХ — религиозно-понятое моральное зло; нарушение воли Божьей, выраженной в Откровении или постигаемой как непреложный закон нравственного миропорядка. В обыденной русской речи слово “грех” употребляется и для обозначения проступка, вины, распутства вне прямой связи с законом и волей Творца мира. В христианской религии и богословии, а также и в христианской философии “грехе—центральное понятие, органически связанное с идеей спасения и искупления. Грех—выражение зла. Природа и причины зла, способы его преодоления—одна из ключевых проблем всей философской мысли вплоть до настоящего времени. По христианскому учению, “грех есть беззаконие” (1 Ин 3:4). Он совершается и тогда, когда поступают вопреки тому, что сказано в законе, и тогда, когда не исполняют предписанных законом положительных действий. Ветхий Завет требует неукоснительного выполнения закона. В Новом же Завете исполнение закона считается недостаточным для спасения—помимо внешних дел необходимо определенное духовное состояние: “...Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа” (Гал 2:16). На языке философской этики это означает, что важно не только действие само по себе, но и то, что побудило к этому действию. По Канту, нравственная ценность поступка определяется мотивом. Грех может быть “мысленным”, не выразившимся в действиях. Наши мысли и чувства побуждают нас к словам и поступкам. Грех может быть “словесным”, когда греховная мысль получает выражение в словах. И наконец, есть “греховные дела”, поступки, Греховные дела одних людей становятся образцом подражания для других. По своему существу грех противоположен любви — главной христианской добродетели. В основе греха лежит эгоизм и самолюбие. Грех, порождаемый соблазном блаженства и счастья, на деле — путь к духовной и физической смерти. Бог сотворил человека совершенным, безгрешным по естеству и свободным по воле. Грехопадение Адама, соблазненного дьяволом, состояло в нарушении единственного данного ему Богом запрета—не есть плодов с древа познания добра и зла. Оно оказалось возможным именно потому, что Адам, созданный по образу и подобию Божию, обладал свободой воли, но не выдержал испытания свободой, сознательно, из гордыни, из желания стать наравне с Богом удалился от Бога. Он дал место злу, потерял внутреннюю гармонию и исказил в себе образ Божий. Последствием первородного греха явилось и осквернение природы — “мир во зле лежит”. Хотя потомки Адама и не участвовали в его грешном деянии, первородный грех передается по наследству в силу порочного состояния, в котором находится природа и рождаются люди. Безгрешных людей нет. “Если говорим, что не имеем греха,—обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Ин 1:8). Тот, кто считает себя праведным и не нуждающимся в прощении грехов, а молится только за других, по 115 (129) правилу Карфагенского собора (419), подлежит анафеме. Христианские конфессии расходятся в определении того, насколько поврежден образ Божий в человеке. Более всего настаивают на полной извращенности человеческой природы протестантские церкви: человек потерял не только подобие Бога, но и сам образ Бога, он утратил и свободу воли, попав в рабство греха. Согласно католическому учению, природа человека осталась неповрежденной, он лишился лишь благодати, православие учит тому, что падение повлекло за собой не только потерю благодати, но и порчу природы, свобода сохраняется в природе человека, но потому и от усилий его воли зависит спасение. “Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Свое творение именно для того,—говорит православный богослов,—чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии—в способности стать Богом—человек способен к падению; но без этой способности пасть нет и величия. Поэтому, как утверждают отцы, человек должен пройти через испытание, ?????, чтобы обрести сознание своей свободы, сознание той свободы любви, которой ждет от него Бог” {Лосскии В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, с. 243). Согласно Новому Завету, Христос принял на себя грехи людей и открыл им дорогу к спасению. Православие учит, что человек очищается от греха посредством участия в “подвиге Христовом”, что вера без дел мертва. Протестантские церкви настаивают на том, что спасает только вера, получение которой зависит целиком от Бога, человек греховен настолько, что не способен ни к каким добрым делам. Христианские богословы и философы расходятся в трактовке греха и в вопросе о том, имеет ли зло, выражением которого является грех, онтологическое существование, самостоятельную сущность, или же оно только уклонение от добра, состояние природы тех существ, которые отпадают от Бога. Отцы церкви считали зло и грех лишь болезненным искажением того, что создано Творцом мира. Повторение греха создает привычку и укрепляет греховные страсти, порождает порок. Христианство различает виды греха по содержанию, форме, степени тяжести. Все грехи могут быть прощены человеку, кроме одного: “Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Матф 12:32). Имеет ли понятие греха какой-либо реальный смысл с позиций нерелигиозной философии? Основные направления философской мысли искали смысл существования, единственно правильный путь жизни и, следовательно, признавали совершающиеся всегда и повсюду уклонения от единственно правильного пути. Все религии держались этого взгляда, независимо от того, что конкретно они считали праведным или неправедным. Уже древнейшие запреты (табу) генетически связаны с идеей греха, вольного или невольного отступления от должного. Речь, по существу, всегда шла о том, есть ли высший смысл существования и если есть, то в чем он состоит. Кант утверждает существование безусловного, не выводимого эмпирически нравственного закона, наличие которого делает необходимыми выводы о существовании Бога и бессмертии души. Путь борьбы с грехом лежит через познание всех наших обязанностей как божественных заповедей. Для Гегеля очищение от грехов и ошибок достигается посредством познания человеком своей принадлежности к абсолютному духу. У Фихте исцеление духа осуществляется через уяснение высших вопросов бытия. Материалистическая и атеистическая мысль часто объявляли понятие греха фикцией. Однако, напр., марксистская философия не отрицала понятия истинной жизни, напротив, достижение материального благополучия и равенства считала условием подлинно человеческой жизни и началом подлинной человеческой истории. Атеистические направления в экзистенциализме в качестве важнейшей категории рассматривают аутентичность, подлинность существования, а, стало быть, признают неравноценность способов, каким оно осуществляется. В современной западной цивилизации усиливаются, однако, настроения, отрицающие понятия праведного и неправедного (греховного). Требуя эмпирических подтверждений любых высказываний, ссылаясь на “здравый смысл”, человек отказывается обсуждать вопросы о высшем смысле жизни и подлинном существовании, видя цель в достижении благополучия, успехов в делах, поддержании здоровья, долголетия и т. п. Греховность, как и святость, утрачивает в его глазах сколь-либо серьезное значение, кажется изжившим себя понятием. В. Н. Шердаков Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|