ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ


ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ
ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович (род. 1824, Коломна – ум. 1887, С.Петербург) – рус. философ-публицист, славянофил. Подобно духовным писателям древней Руси, видел в религии важнейшие проявления человеческого духа. Представлял веру как источник знания, как непосредственное знание. Считал ошибочным утверждение Писарева о том, что реализм есть истинная оригинальная рус. философия и что естествознание может заменить собой философию. Неодобрительно относился к повальному увлечению интеллигенции системой Гегеля, подкрепляя свое отношение ироничной критикой гегелевского рационализма: «Увы, достаточно прочитать любую страницу для полного убеждения, что ни один из передовых наших мыслителей не прочитал системы, которой он так увлекает и себя, и других. И нужно было видеть, с какой непостижимой легкостью передовой человек перелетал от одного увлечения к другому, совершенно противоположному и столь же внешнему». В 1846 Гиляров-Платонов высказал мысль, что после падения гегелевского рационализма воззрение, ставшее на его место, должно перенести свои исследования в другую сферу и находить свое полное выражение в решении иных проблем, а не в поисках природы мысли, как это делал рационализм. Осн. произв.: «Рационалистическое движение философии новых времен», «Онтология Гегеля».

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ
Никита Петрович (23 мая 1824 – 13 окт. 1887) – рус. публицист и философ-идеалист. Проф. Моск. духовной академии (1848–55), издатель и редактор консервативной газ. "Современные известия" (1867–87). Ученик Амфитеатрова, Голубинского, А. В. Горского. В 1846 написал работу о философии Гегеля, опубликованную в виде статей "Рационалистическое движение философии новых времен" ("Русская беседа", 1859, кн. 3) и "Онтология Гегеля" ("Вопросы философии и психологии", 1891–92, кн. 8, 10, 11, посмертно). В этой работе имеется перевод 1-й гл. "Феноменологии духа" Гегеля. Считая, что система Гегеля не имеет себе равной по широте и единству, Г.-П., однако, стремился опровергнуть гегелевскую диалектику с позиций формальной логики, а также опираясь на внутр. противоречия системы. Критикуя Гегеля справа, Г.-П. считал, что тот довел до крайности рационализм и тем самым породил обратную реакцию – безграничное владычество факта, открывшее дорогу атеизму и материализму.
Г.-П. являлся также автором ряда работ по философии истории: "Новые объяснения по старому вопросу" ("Русская беседа", 1857, кн. 4), "Несколько слов о механических способах в исследовании истории" (там же, 1858, кн. 1). Соч. Г.-П. "Основные начала экономии" (изд. посмертно, 1889) свидетельствует о его интересе к проблемам политич. экономии, в частности марксистской. Близкий по обществ. взглядам славянофилам, Г.-П. активно участвовал в их изданиях "Русская беседа", "День", "Москва", "Русь".
Соч.: Сб. соч., т. 1–2, предисл. Н. В. Шаховского, М., 1899; Вопросы веры и церкви. Сб. статей 1868–1887 гг., т. 1–2, М., 1905–06; Из пережитого, ч. 1–2, М., 1886.
Лит.: Русский биографический словарь, [т. 5], ?., 1916, с. 208–16.
Б. Сафронов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ
    ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович [23 мая (4 июня) 1824, Коломна Московской губ.— 13 (25) октября 1887, Петербург, похоронен в Москве] — русский публицист, философ. Родился в семье приходского священника П. М. Никитского. Фамилию Гиляров (от лат. hilaris— веселый) получил в Коломенском духовном училище, где обучался в 1831—38, приставки Платонов удостоен в Московской духовной академии при получении стипендии митрополита Платона (Левшина). Окончив Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1848), защитил в 1850 магистерскую диссертацию “О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого” (опубл. 1855) и оставлен бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах; затем профессор церковной археологии и истории раскола в России. В 1855 под давлением митрополита Филарета (Дроздова) вынужден подать прошение об отставке и увольнении из духовного звания за “либерально-светское направление” в интерпретации раскола. В 1856—62—цензор Московского цензурного комитета, в 1862—63—чиновник особых поручений при министре народного просвещения, в 1863—67—управляющий Московской синодальной типографией. В 1850-е гг. сблизился с кружком московских славянофилов, особенно с А. С. Хомяковым, после смерти которого участвовал в подготовке его первого собрания сочинений, перевел на русский язык ряд его изданных за рубежом работ. Сотрудничал в славянофильских изданиях “Русская беседа”, “Русь”, “День”, “Москва”, а также во многих других периодических изданиях (“Православный собеседник”, “Русский архив”, “Русский вестник” и др.). С 1867 до самой смерти являлся издателем и редактором московской ежедневной газеты “Современные известия”, на страницах которой постоянно выступал по вопросам церковной и общественной жизни. В 1883—84 издавал еженедельник “Радуга”.
    Основное философское сочинение, посвященное критическому анализу онтологии Гегеля, было написано в 1846. Первая часть опубликована под названием “Рационалистическое движение философии новых времен” (“Русская беседа”, 1859, № 3); другая часть, содержащая перевод 1-й главы “Феноменологии духа”, издана под названием “Онтология Гегеля” посмертно (“Вопросы философии и психологии”, 1891, кн. 8—-О1). В системе Гегеля, самой полной и последовательной в истории европейской философии, Гиляров-Платонов видит логическое завершение западноевропейской философии, выбравшей рационалистическое направление. Односторонность западной философии заключается в том, что она не приняла во внимание наличие такого способа человеческого познания, как целостный ум, который, в отличие от формальной силы—разума, представляет, собой тот интеллектуальный центр тяготения, “около которого само собою сжимается в единство все разнообразие приобретенной материи знания” (Сб. соч., 1899, т. 1, с. 322). Крах абсолютного рационализма гегелевской системы закономерен и обусловливает последующее господство отрицательных направлений: материализма в теоретической и “инстинктуализма” в практической философии. В работе “Откуда нигилизм?” выступил против нигилистической критики “предрассудков” — “суждений, принятых без достаточного основания” (“Русь”, 1884, № 24, отд. изд. 1904). Гиляров-Платонов полагал, что определяемым т. о. предрассудком может быть названа любая система убеждений, в т. ч. и мировоззрение нигилистов, но “предрассудки”, освященные исторической традицией, обладают нравствснньм преимуществом над воззрениями и идеями более позднего происхождения. Гиляров-Платонов разрабатывал также собственную экономическую теорию (“Основные начала экономии”, 1889), занимался исследованиями в области славянского языкознания (“Экскурсия в русскую грамматику”, 1904). Соч.: Из пережитого, ч. 1—2. M., 1886; Вопросы веры и Церкви. Сб. статей 1868-1887 гг., т. 1-2. М„ 1905-06. Лит.: Шаховской ff. В. Памяти Н. П. Гилярова-Платонова. Ревель, 1893; Неопознанный гений. Памяти Никиты Петровича ГиляроваПлатонова, сост. С. Ф. Шарапов. М., 1903.
    Б. В. Межуев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 915
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • ГИЛЯРОВ
  • ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПЛАТОНОВ
  • Платонов Константин Константинович
  • Платонов Константин Константинович
  • универсалии в западноевропейской философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь