|
ВЕЛЛАНСКИЙВЕЛЛАНСКИЙ ВЕЛЛАНСКИЙ Данила Михайлович (род. 1774, Борзна Черниговской губ. – ум. 1847, Москва) – рус. ученый-медик и философ, первый я России проповедник идей натурфилософии Шеллинга, проф. в 1809-1837, лекции которого пользовались огромной популярностью. Сделал попытку самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной физике...» (1831) говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа познается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутреннее, душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Свою задачу Велланский понимает как «изложение неорганической Природы, выведенное из таких оснований, которые для поверхностей критики недоступны». Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции), противопоставляя ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму, с его метафизическим расчленением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисл. натурфилософские соч. оказали влияние на развитие рус. идеалистической философии. Поскольку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, он признает одинаково односторонними и неполными теории материалистов или атомистов, изучающих только вещество, и идеалистов, занимающихся проблемами только идеального представления вещей как возможной формы без действительного содержания. Осн. произв.: «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее количестве, содержащее осн. начертание общей и частной физиологии или физики органического мира», 1836. Философский энциклопедический словарь. 2010. ВЕЛЛАНСКИЙ (Кавунник), Данило Михайлович (11 дек. 1774 – 15 марта 1847) – русский ученый-медик и философ-идеалист. Род. в г. Борзне (Черниговская губ.) в семье ремесленника, учился в Киевской духовной академии (1789), Петербургской медико-хирургич. академии (1796–1802), а также в Германии (1802–05), где слушал лекции Шеллинга и Стеффенса. Состоял адъюнктом (1805), затем проф. (1814–37) Петербургской мед.-хирургич. академии. В своей натурфилософии В. исходил из объективного идеализма, близкого к шеллинговскому ("Опытная, наблюдательная и умозрительная физика", 1831, с. 1, 20 и др.; "Пролюзия к медицине как основательной науке", 1805, с. 76). С этих позиций В. решал проблему пространства и времени, считая их неотрывными от материи ("Биологическое исследование природы...", 1812, с. 6–9). Порожденная абсолютным началом – богом, материя развертывается как природа, неорганич. и органич., приходящая в результате к человеку ("Опытная ... физика", с. 649, 660, 788; "Основное начертание...", 1836, с. 9, 374–75). Исходя из идеалистич. понимания тождества бытия и мышления, В. в полемике с агностицизмом провозглашал познаваемость мира ("Пролюзия...", с. 25, 27, 28, 39–40; "Биологическое исследование...", с. 5, 315; "Предуведомление" к "Обозрению главных содержаний философического естествопознания", 1815, с. 3–6). Признавая необходимость, а вместе с тем и ограниченность эмпиризма ("Биологическое исследование...", с. 87–88, 90, 317; "Пролюзия...", с. 17–19, 33; "Осн. начертание...", с. 149–50, 215, 231–32), В. отдавал предпочтение рациональному познанию. В идеалистич. форме В. высказал диалектич. идеи о всеобщей связи явлений, о развитии в форме триады, о двойственности явлений и борьбе полярностей как источнике развития ("Пролюзия...", с. 14–15, 16; "Опытная... физика", с. 1, 3, 8, 18, 38–39; "Основное начертание...", с. 2–3, 239–240, 248; "Биологическое исследование", с. 5,7, 9, 12, 90, 295). Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, т.н. любомудров и др.; его идеализм, натурфило с. взгляды критиковались представителями материализма и опытной науки – Ф. [обским] ("Биологическое исследование природы... Даниила Велланского", СПБ, 1812, "Санкт-Петербургский вестник", 1812, ч. 2, No 4), физиком Э. X. Ленцем, Раевским, Максимовичем и др. Лит.: Змеев Л. Ф., Русские врачи писатели, вып. 1, СПБ, 1886; Веселовский К., Русский философ Д. М. Велланский, "Русская старина", 1901, No 1; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 3, М.–Л., 1943; Коштоянц X. С, Очерки по истории физиологии в России, М.–Л., 1946, гл. 3. З. Каменский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ВЕЛЛАНСКИЙ ВЕЛЛАНСКИЙ (Кавунник) Данило Михайлович [11(22) декабря 1774, г. Борзна Черниговской губернии—15(27) марта 1847, Санкт-Петербург]—русский философ, медик, педагог, пропагандист учения Шеллинга в России, в особенности его натурфилософии. С 15 лет, овладев латынью, обучался в Киевской духовной академии, с 1796 — в Петербургской медико-хирургической академии. В 1802 отправляется в Германию, где знакомится с Шеллингом, становится его учеником и последователем. По возвращении в Россию получает степень доктора медицины и хирургии, совмещая работу в медицине (с 1819 руководит кафедрой физиологии и обшей патологии) с философскими изысканиями. С 1837 в отставке вследствие слепоты. Натурфилософская концепция Велланского включает мысль о важной роли в биологических науках интеллектуальной интуиции и принципа подобия, он находил аналогии между физико-химическими и органическими процессами. Мир (природа и человек) трактуется им как произведение абсолютного (идеального) начала и развивается в “динамическом процессе” от простых материальных форм к более сложным. Философия находит основания всеобщего единства природы путем постижения параллелей и подобий, выявляя связи “всего со всем* в форме триады и борьбы полярностей. Велланский стремился обосновать фундаментальное значение философии для различных наук, особенно для естествознания. Он оставил значительное творческое наследие натурфилософского и естественно-научного характера, оказал влияние на так называемых любомудров и на общее развитие философии в России. Натурфилософия Велланского критиковалась Э. Ленцем, В. Раевским, М. Максимовичем. Соч.: Пролюзия к медицине как основательной науке. СПб., 1805; Биологическое исследование Природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии. СПб., 1812; Обозрение главных содержаний философического естествознания, начертанное из сочинений Окена. СПб.. 1815; Опытная, наблюдательная и умозрительная физика. СПб., 1831; Основное начертание общей и частной физиологии, или физики органического мира. СПб., 1836. Лит.: Сакулин П. Я Из истории русского идеализма, т. I, ч. I. М., 1913; Каменский 3. А. Русская философия начала 19 века и Шеллинг. М., 1980; Философия Шеллинга в России. СПб., 1998, с. 221-241. H. A. Куценко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|