Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
БОВУАРБОВУАР (Beauvoir) Симона де (род. 9 янв. 1908, Париж – ум. 14 апр. 1986, там же) – франц. писательница-философ, ученица и супруга (с 1949) Ж. П. Сартра; с 1931 по 1943 занималась педагогической деятельностью, известность приобрела благодаря пропаганде франц. экзистенциализма; человека рассматривает как данность, формируемую историей; женщина в большей мере, чем мужчина, является существом, находящимся в процессе становления; возможности женщины до сих пор не были ни определены, ни использованы. Осн. произв.: «Гостья», 1943; «Мандарины», 1954; «Второй пол», 1949; «Прелестные картинки», 1966. Философский энциклопедический словарь. 2010. БОВУАР БОВУАР (Beauvoir) Симона де (9 января 1908, Париж14 апреля 1986, там же) —французская писательница, драматург, философ, эссеист. Училась в частных школах, затем в Сорбонне, изучала литературу и философию. С 1931 преподавала философию в Марселе, в 1932—37—в Руане, затем в Париже. В 1943 оставила преподавательскую деятельность и целиком посвятила себя литературе и философии. В этом же году вышел ее первый роман “Приглашенный” (L'Invitee, 1943), обозначивший экзистенциалистскую тематику будущих сочинений: свобода, ответственность, межличностные отношения. Последующие романы—“Кровь других” (Le sans des Autres, 1945), “Все люди смертны” (Tous les hommes sont mortels, 1946), “Мандарины” (Les Mandarins, 1956)— расширяют и углубляют нравственную проблематику, обогащенную жестоким опытом 2-й мировой войны и начавшейся “холодной войны”. Предпринятые Бовуар путешествия во многие страны с различным социальным и политическим устройством обусловили известную “политизацию” ее творчества. Появляются ее социокультурные и социально-политические произведения: “Америка день за днем” (L'Amerique au jour le jour, 1947), “Великий Поход” (La longue Marche, 1957; эссе, написанное после посещения Китая), “За мораль двусмысленности” (1947). Наблюдая за положением женщины во Франции и других странах Запада и Востока, Бовуар все больше углубляется в проблематику взаимоотношений женщины и мужчины. В 1949 выходит книга “Второй пол” (Le deuxieme sexe, т. 1—2), которая приносит ей мировую славу. В этом произведении она дает глубокий и всесторонний анализ проблем, связанных с порабощением женщины родом, в онтологическом, экономическом, социальном, психологическом и биологическом контекстах. Раскрывая стадии формирования пола (история, мифология), а также стадии формирования женщины (воспитание, положение в обществе, поиск смысла жизни, стремление к освобождению, а также различные виды отклонений), Бовуар приходит к основополагающему выводу: “Освободить женщину—значит отказаться ограничивать ее лишь отношениями с мужчиной, но это не значит отрицать сами эти отношения. Существуя для себя, она будет тем самым существовать для мужчины. Каждый из них, видя в другом независимого субъекта, останется для него Другим. Взаимодополняемость в их отношениях не уничтожит того чуда, которое порождается делением человеческих существ на два пола, не уничтожит желания, обладания, любви, грез, любовных приключений. Сохранят свой полный смысл и волнующие нас понятия: давать, побеждать, соединяться. Напротив, только тогда, когда будет покончено с рабским состоянием половины человечества, когда разрушится основанная на нем система лицемерия, деление человечества на два пола обретет свое подлинное значение, а человеческая пара — свой истинный облик” (Второй пол, т. 1,2. M.—СПб., 1997, с. 806). Проблему пола Бовуар исследует и в эссе “Надо ли сжечь маркиза де Сада?”, где, признавая его “упрямую искренность”, называет маркиза “великим моралистом”, поскольку он заставляет “пересмотреть основную проблему нашего времени—правду об отношении человека к человеку”. В серии автобиографических сочинений она дает феноменологическо-экзистенциальный анализ нравственности в тесной взаимосвязи с политикой, социальностью, психологией, физиологией. В “Воспоминаниях образумившейся девушки” (1958) Бовуар повествует о своей жизни с ранних лет до зрелости: “Под открытым небом я шла вперед сквозь истину мира” (Memories d'une jeune fille rangee. P., 1958, p. 168). Свою жизнь в зрелом возрасте она описывает в книге “В расцвете сил” (La force de l'age, 1960). В “Силе вещей” (La force des choses, 1963) повествуется о наиболее важном и интенсивном периоде ее жизни (с 1944 по 1963) — совместной жизни и творчестве с Жан-Полем Сартром, дружбе и сотрудничестве с выдающимися мыслителями Франции и других стран мира. В автобиографических романах она пишет о том, что в ее жизни была удача: “мои отношения с Сартром” (La force des choses. P., 1963, p. 672), “философски, политически инициативы исходили от него... Сартр идеологически творец, а я нет... Он помогал мне, я помогала ему” (ibid, p. 674). В эссе “Очень легкая смерть” (1964) Бовуар описывает смерть своей матери, которая боролась за жизнь до последнего мгновения: “Естественной смерти не существует: ни одно несчастье, обрушивающееся на человека, не может быть естественным, ибо мир существует постольку, поскольку существует человек”—таков ее вывод из “анатомии смерти” (Очень легкая смерть. М., 1992, с. 260). Однако если человек утрачивает смысл своей жизни, он утрачивает веру, надежду, и сама жизнь представляется излишней. Героиня повести “Сломленная”, стремившаяся “давать другим счастье”, убедившись в том, что она не дала его своим близким, вопрошает: “Как жить, не веря ни во что, не веря в себя самое?” (там же, с. 359). Во всех своих произведениях Бовуар стремилась осветить трудную человеческую жизнь сиянием любви, лучами веры в ее бесчисленные и неповторимые сокровища и зовом надежды, которая не оставляет человека никогда. Соч.: L'existentialisme et la sagesse des nations. P., 1948; La Vieillesse. P., 1970; Tout compt fait. P., 1972. К. M. Долгов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|