|
ШАФФШАФФ (Schaff) Адам (р. 1913) — пол. философ. Изучал право во Львове, затем социальные науки в Париже. Работал в Ин-те философии АН СССР (1940—1945). После Второй мировой войны был проф. философии ун-та в Лодзи (1946—1948), потом проф. философии Варшавского ун-та (1948—1968). В 1968 был смещен с заведования кафедрой по политическим соображениям. Был одним из директоров Венского центра общественных наук ЮНЕСКО (1969—1982), а также принимал участие в деятельности Римского клуба. С 1936 Ш. был связан с коммунистическим движением. Опубликовал большое число работ и проводил энергичную организаторскую деятельность. Первые его работы популяризировали идеи марксистской философии и политической экономии. Позднее издал ряд более самостоятельных книг и статей. Ведя полемику с т.н. буржуазными направлениями в философии, прежде всего с аналитической философией львовско-варшавской школы, Ш. высказывал ряд идей, плохо согласующихся с ортодоксальным марксизмом. В частности, утверждал совместимость формальной логики и диалектики и доказывал, что последняя также должна отвечать формально-логическим требованиям. Защищал объективность законов истории и интерпретировал марксистскую теорию истины как одну из версий классического понимания истины. Ш. считал, что марксистская философия не может игнорировать результаты философии, опирающейся на иные исходные допущения. Эту позицию Ш. иллюстрировал семантикой и философией человека. Он настаивал на том, что марксизм в состоянии ассимилировать ряд семантических идей, сложившихся в логическом эмпиризме и др. направлениях аналитической философии. Ш. был убежден, что проблемы, намеченные логическим эмпиризмом, способен гораздо лучше разработать марксизм. Это касалось, напр., гипотезы Сепира-Уорфа о зависимости познания от выразительных возможностей языка. Если в вопросах семантики Ш. следовал аналитической традиции, то в философии человека он вел спор с экзистенциализмом. Он полагал, что марксистская философия пренебрегает проблематикой человеческой личности, составляющей главную тему экзистенциализма. В 1970-е гг. Ш. опубликовал кн. «Марксизм и человеческий индивид». В ней он отстаивал тезис, что социалистическое устройство общества не устраняет причин отчуждения. Книга вызвала острую полемику, а ортодоксальные марксисты обвинили Ш. в ревизионизме. Ш. считал себя, однако, продолжателем марксистской традиции, и этого убеждения не изменил даже тогда, когда недвусмысленно высказался за еврокоммунизм. Все это привело к исключению Ш. из коммунистической партии Польши. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ШАФФ (Schaff), Адам (р. 10 марта 1913) – польский философ. Действит. член Польской АН. Род. во Львове, где в 1935 окончил ун-т. Окончил также парижскую Школу политич. наук (1936). В 1939–45 находился в СССР, где защитил кандидатскую и докт. диссертации. С 1945 руководил филос. кафедрами в Лодзи и Варшаве. В 1950–57 – директор Ин-та обществ. наук при ЦК ПОРП. В 1957–68 – директор Ин-та философии и социологии Польской АН; с 1968– зав. сектором теории познания в том же ин-те. Член ЦК ПОРП (до 1968). Основатель филос. журнала "Mysl Wsp?lczesna" (1946–; с 1951 выходил под назв. "Mysl filozoficzna", с 1958 наз. "Studia filozoficzne"). Область науч. исследований Ш. – диалектич. материализм, гл. обр. проблемы теории познания, а также филос. проблемы языкознания (семантики) и вопросы философии истории. В своих работах Ш. рассматривал и анализировал экзистенциализм, настаивал на необходимости более широкой разработки проблем философской антропологии. В 1965 Ш. подвергался критике на дискуссии, которая проводилась в польской печати, по его книге "Марксизм и человеческий индивид" ("Marksizm a jednostka ludzka", Warsz., 1965), в к-рой концепция отчуждения, трактуемая как всеобщее явление, применялась к анализу проблем социалистического строительства; кроме того, критике подверглось неправильное освещение в кн. Ш. процесса создания социалистич. обществ. отношений, в частности национальных. Соч.: Pojecie i slowo, L?dz, 1946; Geneza i rozw?j filozofii marksistowskiej, Warsz., 1949; Wstep do teorii marksizmu, 5 wyd., Warsz., 1950; Dialektyka marksistowska a zasada sprzecznosci, "Mysl filozoficzna", 1955, No 4 (18); Aktualne zagadnienia polityki kulturalnej w dziedzinie filozofii i socjologii, [Warsz.], 1956; Marksizm a egzystencjalizm, Warsz., 1961; в рус. пер. – Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, М., 1953; Социология знания Маннгейма и проблема объективной истины, "ВФ", 1956, No 4; Объективный характер законов истории, М., 1959; Введение в семантику, М., 1963. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|