Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ЦИЦЕРОНЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Тулий (106—43 до н.э.) — рим. оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик лат. художественной и филос. прозы. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние практически всех ее школ: учился у эпикурейцев Федра и Зенона, стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Ларисы и Антиоха из Аскалона. Сделав главной своей целью филос. просвещение римлян, Ц. больше заботился о популяризации греч. философии, чем об изложении собственных взглядов, что способствовало утверждению дальнейшего представления о нем как об эклектике. В действительности филос. идеи Ц. не лишены оригинальности и представляют собой своеобразное претворение — на рим. социально-культурной основе — наиболее гуманистических и реалистических идей греков. Ц. обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение филос. деятельности, отстаивает принцип единства филос. теории и практической гражданской жизни. Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»), он уделял основное внимание вопросам этики и политической теории («О пределах добра и зла», «О судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах»). В этике Ц. стремился примирить стоический принцип самодостаточности добродетели с перипатетическим принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внешние блага» «желательными» для человеческого счастья. Стоическому фатализму Ц. противопоставлял идею свободы воли. Он разработал оригинальное учение о нравственных и гражданских обязанностях. В политической теории Ц. был близок к идее нравственного права; вслед за Полибием считал наилучшей формой государственного правления «смешанную», которая соединила бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя ее прообраз в государственном устройстве республиканского Рима (народное собрание, сенат, консулат). Идеи Ц. имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в Средние века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ЦИЦЕРОН Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1. 106 до н. э., Арпинум,— 7.12.43 до н. в., близ Кайеты, совр. Гаэта), рим. оратор и Гос. деятель, теоретик риторики, классик лат. художеств. и филос. прозы. Как философ Сформировался под воздействием идей синкре-тич. философии эллинизма, испытав влияние практически всех её Школ: учился у эпикурейцев Федра и Зенона, Стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскало-на. Сделав гл. своей целью филос. просвещение римлян, Ц. больше заботился о популяризации греч. философии, чем об изЛожейии собств. взглядов («Тускуланские беседы» I 1—8), что способствовало утверждению дальнейшего представления о нём как об эклектике. В действиТеЛьНости филос. идеи Ц. не лишены оригинальности и представляют собой Своеобразное претворение — на рим. социально-культурной основе — наиболее гу-манистич. и реалистич. идей греков. Ц. обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение филос. деятельности, отстаивает принцип единства филос. теории и практич. гражд. жизни («Об ораторе» 51—53). Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»), он уделял осн. внимание вопросам этики и политич. теорий («О пределах добра и зла», «О Судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах»). В этике Ц. стремился примирить стойч. принцип самодостаточности добродетели С перипатетич. принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внеш. блага» «желательными» для человеч. счастья. Стоич. фатализму Ц. противопоставлял идею свободы воли. Ц,: разработал оригинальное учение о нравств. и гражд. обязанностях. В политич. теории Ц. был близок к идее естеств. права; вслед за Полибием считал наилучшей формой гос. правления «смешанную», края соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя её прообраз в гос. устройстве респ. Рима (нар. собрание, сенат, консулат). Идеи Ц. имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в ср. века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения. Scripta quae manserunt omnia, fasc. 2—47, Lipsiae, 1915— 1917 (новое изд. 1961—1964—); в рус. пер.—Диалоги. О государстве.— О законах, М., 1966; Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972; Избр. соч., М., 1975; О старости.— О дружбе.— Об обязанностях, М., 1975. Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899; Буассье Г., Ц. и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Ц. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzеl В., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, Bd 1—3, Lpz. (877—83; Ruegg W., Cicero und der Humanismus, Z., 1946; Seel O., Cicero. Wort, Staat, Welt, Stutt., 1903; Valente M., L'ethique sto'icienne chez Ciceron, P., 1956; Hunt H. A. K., The humanism of Cicero, Carlton, 1954; DOuglas A., Cicero, Oxf., 1968; Gor l er W., Untersuchungen zu Ciceros Philosophie, Hdlb., 1974; Heu? A., Cieefos Theorie vom remischen Staat, Gott., 1975. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (род. 3 янв. 106, Арпинум – ум. (политическое убийство) 7 дек. 43 до Р. X., Формиа) – рим. политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян с греч. философией, по-своему интерпретировав ее; причислял себя к новоакадемической школе. Как скептик, он избегал аподиктических суждений. В этике и теологии был сторонником учения Стой (Посидония). Его работы оказали сильное влияние на представителей Возрождения и Гуманизма (Петрарку, Эразма). Осн. соч. включены в «Избр. соч.». М, 1975. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЦИЦЕРОН (Cicero), Марк Туллий (106–43 до н.э.) – рим. гос. деятель, оратор, теоретик риторики и философ. Учился у греч. эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с к-рым дружил, Антиоха, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наибольшее влияние оказал на него Посидоний. В 44, после убийства Цезаря, был фактич. главой респ. Рима, но в 43 цезарианцы взяли верх и убили Ц. Противник эпикурейского атомизма, Ц. был сторонником стоич. учения о целесообразности и провидении. Бессмертие души для него совершенно несомненно. Гл. внимание Ц. уделял проблемам этики. Наперекор стоикам и скептикам Ц. отстаивал идею непосредств. достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий. Поскольку аффекты души представляются Ц. слишком хаотическим и сумбурным явлением, он считает, что лучше избавиться от них. Ц. сознает, однако, что этот идеал редко осуществляется в реальной жизни; он удивляет своим совмещением чувства слабости и неустойчивости человеч. судьбы и в то же время убежденности в абс. характере морали. При этом Ц. нисколько не стремится к последовательности и твердости своей аргументации. Большое значение имеют сочинения Ц. как источник для истории философии, их широко использовал Маркс в своей докторской диссертации (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., М., 1956, по имен. указат.). Политич. идеал Ц. – соединение монархии, аристократии и демократии. Субъективная взволнованность и красноречивость Ц. сделали его популярным писателем в новое время. Соч.: М. Т. Ciceronis scripta quae manserunt omnia, I–XVII, Lipsiae, 1914 (c 1964 г. начато новое издание); в рус. пер.: Об обязанностях к сыну М. Ц., М., 1877; Тускуланские беседы к М. Бруту, кн. 1–5, К., 1888–89; О природе богов, "Гимназия", 1892, No 2–3, с. 1–71; 1893, No 1, с. 1–16; 1894, No 5, с. 17–32; No 6, с. 33–48; No 10, с. 49–80; 1895–1896, No 2, с. 1–8; 1899, No 2, с. 9–24; No 3, с. 25–48; Филос. трактаты о старости и дружбе, М., 1893; О наилучшем роде ораторов, "Гимназия", 1895, No 6–7; Речь "О дивинации", К., 1896. Лит.: Буасье Г., Ц. и его друзья. Очерк рим. общества во времена Цезаря, М., 1880; Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899; Черняев П. Н., Филос. воззрение Ц. по "De divinatione", "Варшавск. унив. изв.", 1911, No 2, с. 1–32; История философии, т. 1, М., 1940, с. 362–67 (имен. указат.); Утченко С. Л., Учение Ц. об "идеальном гражданине", "Вестник древней истории", 1954, No 3; ?омина т.к., Филос. терминология Ц. (на основе анализа трактата "De finibus bonorum et malorum"), M., 1958 (Автореф. дисс.); Ц., 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzel R., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, ?l 1–3, Lpz., 1877–83; Schink W., Cicero als Philosoph, "Neue Jahrbucher fur das klassische Altertum", 1914, Bd 34, S. 513–22; ?ie1inski Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 4 Aufl., Lpz. – В., 1929; Оksa1a P., Die griechischen Lehnworter in den Prosaschriften Cicero's, Hels., 1953; Haury ?., L'ironie et l'humour chez Cicero, Leiden, 1954. А. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЦИЦЕРОН ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106—43 до н. э.) — римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской школы или создателем собственной философской системы, Цицерон стремился к тому, чтобы создать на родном языке философскую прозу, способную ввести римскую читающую публику в курс последних достижений греческой философской мысли, дать материал для серьезного чтения и самообразования. В 19—20 вв. Цицерон интересовал историков философии в основном как источник сведений о послеаристотелевской философии, огромное большинство текстов которой было утрачено. Цицерон долгие годы занимался под руководством последнего схоларха афинской Академии Филона из Ларисы, слушал его ученика, а затем философского противника Антиоха Аскамиского, посещал лекции современных ему стоиков и эпикурейцев. Ему были хорошо знакомы учения корифеев Средней Стой — Панэтш и Посчдочш, он читал и использовал как образцы диалоги Аристотеля, сочинения Крантора и Клитомаха, Зенона и Хрисиппа. При этом, однако, он не был вульгарным компилятором. Многочисленные попытки разрезать его тексты на куски, представляющие собой буквальные переводы из того или иного греческого автора, попытки “восстановления” т. о. гипотетических греческих трактатов оказывались в большинстве своем неубедительными. Чужие мысли и даже дословные заимствования полностью интегрированы у Цицерона в собственный контекст. Цицерон начал свою литературную деятельность с сочинений, обозначаемых обычно как “риторические”, т. е. относящиеся к теории красноречия. Однако уже юношеское сочинение “О нахождении” и затем написанный в 55 большой диалог “Об ораторе” посвящены не только техническим вопросам риторики. Цицерон считал нужным принять участие в древнем споре риторики и философии, где соперничающие стороны были представлены еще и Сократом, и Платоном. Нужно ли быть философом, т. е. выработать и последовательно применять общие принципы, к которым может быть возведен каждый конкретный случай, чтобы быть хорошим защитником в суде, хорошим советчиком в Сенате, хорошим оратором перед Народным собранием — в общем полезным деятелем в государстве? И что такое в сущности государство? Эмпирическая данность, сложившаяся исторически под влиянием разнородных и случайных обстоятельств и управляемая случаем и произволом, или форма проявления общих и незыблемых принципов права и справедливости, при нарушении которых наличная реальность может называться государ ством лишь “омонимически”, как сказал бы Аристотель? В сочинениях конца 50-х гг., “О государстве” и “О законах”, сохранившихся не полностью, он рассуждает именно “о наилучшем государстве и наилучшем гражданине”. Следуя за Полибием, уже за век до него осмыслившим впечатляющий римский государственный опыт в категориях греческой политической мысли, и стоиком Панэтием, Цицерон видит в Римской республике времен ее расцвета ту “смешанную политик”, в которой свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах оптимально сочетаются с необходимым руководством со стороны разумнейших и достойнейших. Тем самым избегаются недостатки, присущие основным выделявшимся греками типам государственного устройства: монархии, аристократии и демократии; ведь они “неустойчивы”, ибо все время угрожают выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию. Расцвет литературной деятельности Цицерона приходится на время владычества Цезаря (46—44). В этот недолгий промежуток, на который падает кроме других общественных и семейных потрясений внезапная смерть его любимой дочери Туллии, и была осуществлена впечатляющая программа философского просвещения. В центре тогдашних философских дискуссий стоял вопрос о природе и статусе знания, часто формулировавшийся как вопрос о “критерии истины”: существуют ли в нашем восприятии либо мышлении какие-либо признаки, гарантирующие достоверность конкретного акта познания? Может ли, следовательно, знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, последователем которой Цицерон себя всегда признавал, и в противоположность стоикам он отвечал на этот вопрос отрицательно. Однако этот т. н. скептицизм не означает отказа от познавательной деятельности. Филон разрабатывал категорию “убедительного”, или “правдоподобного”, как ориентир не только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в научном познании. Вероятно, он основывался при этом на опыте Перипатетической школы. В работе “О пределах добра и зла”, посвященной теоретическому обоснованию этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе (удовольствии — у эпикурейцев, добродетели — у стоиков), оставаясь при скептическом воззрении, согласно которому окончательное теоретическое обоснование высшего блага невозможно. Однако в области практической морали определяющим для Цицерона является понятие природы: “кто следует природе, тот не ошибается”. Это, как и толкование понятий добродетели и долга, сближает его как моралиста со стоиками, что в особенности видно в его последнем сочинении “Об обязанностях”. Однако признание стоической морали не примиряет его со стоической верой в традиционных богов, с их фатализмом и связанной с этим верой в ведовство. Трактаты “О природе богов”, “О ведовстве” и “О судьбе” посвящены язвительному и остроумному разоблачению суеверий и обоснованию чисто философской религии, а также человеческой ответственности за свои поступки. Наиболее совершенными с литературной точки зрения являются “Тускуланские беседы” в 5 книгах и два маленьких трактата: “О старости” и “О дружбе”, говорящие о том, как истинная философия, т. е. стремление к мудрости и нравственному совершенствованию, обогащает основу повседневного существования — дружбу и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной. До нас не дошли его “протрептический” (“обращающий к философии”) трактат “Гортензий” (знаменитый благодаря высокой оценке со стороны бл. Августина) и “Утешение”, обращенное к самому себе (впервые в истории жанра) в связи со смертью дочери Туллии. Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался представителем гуманизма — само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. Соч.: Cicero in 28 vol. Cambr., 1981—89 (Loeb Classical Library); почта все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях “Les belles lettres”. Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana; в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 (“О государстве”, “О законах”); О старости, О дружбе. Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994; Фи лософские трактаты. М, 1995 (“О природе богов”, “О дивинации”, “О судьбе”); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения “О высшем благе и крайнем зле”. Казань, 1889; Избр. соч. М., 1975 (“Тускуланские беседы” и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М.,2000. Лит.: Покровский М. М. Лекции по Цицерону. М., 1914; Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972; Грималь П. Цицерон. М., 1996; Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104—1191; HinelR. Untersuchungen zu philosophischen Schriften Ciceros, Bd. I-III. Lpz., 1877; Zielinski Th. Cicer im Wandel der Jahrhunderte, 1914; Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954; Fortenbaugh W. W., Steitmeti P. (ed.). Cicero's Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989; PowellJ. G. F. (ed.). Cicer the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995. M. M. Сокольская Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|