Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ЦЗЫ ЖАНЬЦЗЫ ЖАНЬ (кит., «природа» как физический организм, «естество» как состояние, «спонтанность» как способ существования природного и человеческого бытия) — категория даоской философии (см. ДАОСИЗМ ), означающая конечный пункт возвращения и обращения наличной цивилизации Поднебесной в естество и начально-конечный пункт спонтанного и вечно длящегося акта существования человека в единстве с природой. Соответственно этому в порядке нормативного следования Ц.ж. стоит выше метафизического уровня дао: «Человек следует Земле, Земля — Небу, Небо — Дао, а Дао следует Цзы жань». Ц.ж. — самостоятельная сущность, она обнимает своим постоянством дао и дэ и выводит их из-под судьбоносного влияния Неба: «Дао почитаемо, дэ ценимо, нет над ними судьбы, они в постоянной естественности». С Ц.ж. коррелирует принцип даоского недеяния (у вэй), который является методом сближения людей с природным естеством: «Совершенномудрый человек... возвращается к тому, что пройдено многими людьми, опирается на естественность вещей и не смеет деять». Категория Ц.ж. проходит сквозь всю даоскую философию и в различных функциях фигурирует в конфуцианстве и неоконфуцианстве. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ЦЗЫ ЖАНЬ ЦЗЫ ЖАНЬ (кит., буквально— естественность, а также спонтанность, естество, само собой, самость, исходить из самого себя) — понятие классической китайской философии, имевшее особенно важное значение в даосизме. В “Дао дэ иуине” значительное место уделено идее несотворенности сущего. Там же цзы жань выступает атрибутом дао — оно “следует самому себе”, или “исходит из самого себя” (25,51). В “Чжуан-цзы” понятие цзы жань подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе “порождения, не [преследующего каких-либо] интересов” (V). Легист Хань Фэй (3 в. до н. э.) использовал словосочетание цзы жань в даосском толковании для обозначения причины появления ли — “принципов” как неких правил структурирования вещного мира (гл. 6). В “Хуайнань-цзы” цзы жань выражает даосский идеал управления и социального поведения: “дела Поднебесной” не подлежат произвольному упорядочению и могут быть улажены лишь при условии “следования их естественности”. Из конфуцианских мыслителей рубежа новой эры наибольшее внимание понятию цзы жань уделил Ван Чун, поставивший это слово в название одной из глав трактата “Лунь хэн” (“Взвешивание рассуждений”). Он преемствовал даосскую трактовку цзы жань как закона возникновения и развития мира, толкуя “недеяние” {у вэй) как синоним “естественности”. В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеческому бытию и отказ от их проверки опытом. По Ван Чуну, в человеческой практике “естественности должны помогать [целенаправленные] действия”. Категория цзы жань играла существенную роль в рамках философского направления сюань сюэ (“учение о сокровенном”). Вен Би противопоставлял искусственность конфуцианской категории жэнь — “гуманность” “естественности Неба и Земли”, т. е. главных природных начал, которые “не действуют и не творят”, давая возможность “десяти тысячам вещей самостоятельно регулировать друг друга”. В учениях отдельных мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (190—249), цзы жань выступало не атрибутом, а непосредственным тождеством дао. Эта идея вошла в систему взглядов Чэн И— одного из основоположников неоконфуцианства. У ведущего представителя неоконфуцианского “учения о сердце” (синь сюэ) Ван Янмина цзы жань стало выражением саморефлективности “благосмыслия” (лян чжи) — врожденного “знания блага” и одновременно высшего принципа бытия человека и мира. В современном китайском языке слово “цзыжань” имеет значения “природа”, “естественный”, “натуральный” и широко применяется для образования научных терминов и терминологических словосочетаний, напр. цзыжань кэсюэ (естественные науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т, п. Лит. см. к статье Даосизм. А. Г. Юркевич Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|