|
естествоестество ЦЗЫ ЖАНЬ "Естественность" ("спонтанность", "естество", "само собой", "исходить из самого себя") Понятие классич. кит., прежде всего даос., философии. В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) несет идею несотворенности сущего, к-рое "постоянно исходит из самого себя без приказа". Там же Ц.ж. выступает атрибутом дао - оно "следует самому себе" (в нек-рых переводах на зап. языки - "следует естественности", что представляется не совсем точным, т.к. дао в таком случае выступает подчиненным некой отд. сущности). В "Чжуестество ан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) понятие Ц.ж. подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания воспроизводства сущего как процесса "порождения, не (преследующего каких-либо) интересов". Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) использовал словосочетание Ц.ж. в даос, толковании для обозначения причины появления "принципов" (ли (1)) как неких правил структурирования вещного мира. В "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) Ц.ж. выражает даос, идеал управления и социального поведения: "дела Поднебесной" не подлежат произвольному упорядочению и м.б. улажены лишь при условии "следования их естественности". Из конф. мыслителей р-жа н.э. наибольшее внимание понятию Ц.ж. уделил Ван Чун (1 в.), поставивший это слово в назв. одной из глав трактата "Лунь хэн". Он преемствовал даос, трактовку Ц.ж. как закона возникновения и развития мира, толкуя "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) как синоним "естественности". В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеч. бытию и отказ от их поверки опытом. По Ван Чуну, в человеч. практике "естественности должны помогать (целенаправленные) действия". Категория Ц.ж. играла существ, роль в рамках филос. направления сюань сюэ. Ван Би (3 в.) противопоставлял искусственность конф. "гуманности" (жэнь (2)) "естественности Неба и Земли", т.е. гл. природных начал, к-рые "не действуют и не творят", давая возможность "десяти тыс. вещей самостоятельно регулировать друг друга". В учении Цзи Кана (3 в.) "естественность" следования человеч. желаниям рассматривается как истинная норма социального регулирования, к-рой противоречит принудительное подчинение предписаниям конф. канонов. Го Сян (3 - нач. 4 в.) толковал восприятие "небесной речи" (тянь янь), к к-рой глухи органы чувств, т.е. информации о неумопостигаемых глубинах мироздания, как "прозрение" его "естественности". В учениях отд. мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (кон. 2 - 3 в.), Ц.ж. выступало не атрибутом, а непосредств. тождеством дао. Эта идея вошла в систему взглядов одного из основоположников неоконфуцианства, Чэн И (11 в.). У Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) Ц.ж. стало выражением саморефлективности "благосмыслия" (лян чжи)- врожденного "знания блага" и одновременно высшего принципа бытия человека и мира. В 18 в. Дай Чжэнь отождествил Ц.ж. с необходимостью (би жань), приведя в пример "естественность" кровотока. В совр. кит. яз. слово "цзыжань" имеет значения "природа", "естественный", "натуральный" и широко применяется для образования науч. терминов и терминология, словосочетаний, напр, цзыжань кэсюэ (естеств. науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия, философия природы), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т.п. Словосочетание "цзыжань бяньчжэнфа", к-рое обозначает введенное Ф. Энгельсом понятие "диалектика природы", используется также как синоним понятия "философия науки".См. лит-ру к ст. Даосизм. А.Г. Юркевич Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|