естество


естество
ЦЗЫ ЖАНЬ "Естественность"
("спонтанность", "естество", "само собой", "исходить из самого себя")
Понятие классич. кит., прежде всего даос., философии. В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) несет идею несотворенности сущего, к-рое "постоянно исходит из самого себя без приказа". Там же Ц.ж. выступает атрибутом дао - оно "следует самому себе" (в нек-рых переводах на зап. языки - "следует естественности", что представляется не совсем точным, т.к. дао в таком случае выступает подчиненным некой отд. сущности). В "Чжуестество ан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) понятие Ц.ж. подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания воспроизводства сущего как процесса "порождения, не (преследующего каких-либо) интересов". Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) использовал словосочетание Ц.ж. в даос, толковании для обозначения причины появления "принципов" (ли (1)) как неких правил структурирования вещного мира. В "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) Ц.ж. выражает даос, идеал управления и социального поведения: "дела Поднебесной" не подлежат произвольному упорядочению и м.б. улажены лишь при условии "следования их естественности".
Из конф. мыслителей р-жа н.э. наибольшее внимание понятию Ц.ж. уделил Ван Чун (1 в.), поставивший это слово в назв. одной из глав трактата "Лунь хэн". Он преемствовал даос, трактовку Ц.ж. как закона возникновения и развития мира, толкуя "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) как синоним "естественности". В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеч. бытию и отказ от их поверки опытом. По Ван Чуну, в человеч. практике "естественности должны помогать (целенаправленные) действия".
Категория Ц.ж. играла существ, роль в рамках филос. направления сюань сюэ. Ван Би (3 в.) противопоставлял искусственность конф. "гуманности" (жэнь (2)) "естественности Неба и Земли", т.е. гл. природных начал, к-рые "не действуют и не творят", давая возможность "десяти тыс. вещей самостоятельно регулировать друг друга". В учении Цзи Кана (3 в.) "естественность" следования человеч. желаниям рассматривается как истинная норма социального регулирования, к-рой противоречит принудительное подчинение предписаниям конф. канонов. Го Сян (3 - нач. 4 в.) толковал восприятие "небесной речи" (тянь янь), к к-рой глухи органы чувств, т.е. информации о неумопостигаемых глубинах мироздания, как "прозрение" его "естественности". В учениях отд. мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (кон. 2 - 3 в.), Ц.ж. выступало не атрибутом, а непосредств. тождеством дао.
Эта идея вошла в систему взглядов одного из основоположников неоконфуцианства, Чэн И (11 в.). У Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) Ц.ж. стало выражением саморефлективности "благосмыслия" (лян чжи)- врожденного "знания блага" и одновременно высшего принципа бытия человека и мира. В 18 в. Дай Чжэнь отождествил Ц.ж. с необходимостью (би жань), приведя в пример "естественность" кровотока.
В совр. кит. яз. слово "цзыжань" имеет значения "природа", "естественный", "натуральный" и широко применяется для образования науч. терминов и терминология, словосочетаний, напр, цзыжань кэсюэ (естеств. науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия, философия природы), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т.п.
Словосочетание "цзыжань бяньчжэнфа", к-рое обозначает введенное Ф. Энгельсом понятие "диалектика природы", используется также как синоним понятия "философия науки".См. лит-ру к ст. Даосизм.
А.Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Синонимы:
    душа, натура, природа, суть, сущность, тело


Просмотров: 953
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Даос
  • Естество
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • МАНИЯ САМОГО СЕБЯ
  • ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Философия и зеркало природы
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • естественность
  • мэн-цзы. конф. канон
  • природа истинная
  • философия науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь