Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Philo Alexandrinus) (кон. 1 в. до н.э. — нач. 1 в. н.э.) — иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет. Принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Единственная достоверная дата из его жизни — лето 39 н.э., когда он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле. Произведения Ф.А. показывают знание филос. учений среднего платонизма, стоицизма и пифагореизма, а также греч. литературы. Среди наиболее значимых для Ф.А. текстов — диалоги Платона, и прежде всего «Тимей». На определенной стадии своего образования Ф.А. испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей иудейской культуры и традиций, что привело к достаточно уникальным результатам: вместо того чтобы отказаться от греч. культуры и философии, он использовал их при толковании иудейского Священного Писания, которое было известно ему исключительно в греч. пер. Теоретическая философия Ф.А. реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его филос. система теоцентрична. Бог рассматривается как «истинное бытие», здесь можно усмотреть связь с платонизмом, однако главным источником для Ф.А. прежде всего является библейское «Аз есмь сущий». Ф.А. строго различает сущность Бога и его силу, явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Ф.А., высшее Божество — Иегова Пятикнижия Моисея — абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого, или Монады, которая является только «бестелесным образом Бога». Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Ф.А., два главных имени Иеговы — «Бог» и «Господь» — указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе — его власть. Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение — Логос-Слово. Логос является «инструментом» и активным элементом творческой мысли Бога, «местом», где расположены идеи. Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы — Благо и Власть, а затем — духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции, в свою очередь, проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие Логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда Логос выступает у Ф.А. как синоним умопостигаемого мира и божественной природы. Этика Ф.А. базируется в основном на двух текстах из Книги Бытия, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан «по образу Божию», что означает: по образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть; согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного «дыхания». Цель земной человеческой жизни рассматривается Ф.А. в согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как «уподобление Богу», и это «уподобление» означает «богопознание». Но то, что может рассматриваться как предельная цель — познание божественной сущности, — принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с Творцом и его творением. Цель, достижимая человеком в этой жизни, — стать мудрым. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение-аскезу. Высший идеал Ф.А. персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Ф.А. выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов: «аскетическая» добродетель («добродетель Иакова») стоит ниже добродетели, основанной на образовании («добродетель Авраама»), а выше их обеих стоит «добродетель Исаака», проистекающая из благословенной Богом природы. Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Ф.А. оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов — Климента Александрийского и Оригена. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (последняя четв. 1 в. до н. э., Александрия,— сер. 1 в. н. э., там же), иудейско-эллинистич. философ. Ф. А. исходил из двух принципов — абс. трансцендентности бога и стоическоплатонич. учения об идеях. Божество Ф. А.— выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о котором человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В связи со стоическоплатонич. концепцией эманации Ф. А. учил о логосе как самом высоком и совершенном творении бога, благодаря которому бог творит сначала существа, более близкие к себе — ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. А. выдвинул теорию экстатич. восхождения к богу. Идеи Ф. А. в ряде моментов (концепция эманации) отличались от христианских, но в целом были близки им и обеспечили Ф. А. популярность в патристике. Opera quae supersunt, ed. J. Colm et P. Wendland, Bd l—7, B., 1962—63; в русском пер.— О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. П., Терапевты u соч. Филона Иудея «О жизни созерцательной», К., 1909. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 307—08; Трубецкой С. Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77—165; Иваницкий В. ?., ?. А. Жизнь и обзор лит. деятельности, К., 1911; Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980, с. 82—128; Wolfson ?. ?., Philo, v. 1—2, Camb. (Mass.), 19482; Brehier E., Les idees Philosoph iques et religieuses de Phllpn d'Alexandrie, P., 19503; Heinemann Г., Philons griechische und judische Bildung, Hildesheim, 1902. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ФИЛОН Александрийский (?????) (21 или 28 до н.э. – 41 или 49 н.э.) – антич. философ, представитель иудейско-греч. философии. Две идеи составляют основание философии Ф.: абс. трансцендентность бога (неведомая языч. пантеизму) и стоич.-платонич. учение об идеях. В отличие от платоников, у к-рых божество не имеет никакой "священной истории", Ф. как монотеист признавал его конкретной личностью (Иеговой) со своей священной историей, о к-рой повествовала Библия. Божество Ф. – выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о к-ром человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. Ф. учил и о творении мира (идея, совершенно чуждая язычеству, а у платоников понимаемая не лично, а категориально и отвлеченно), заимствуя это учение из Библии. В связи со стоическо-платонич. концепцией эманации Ф. учил также о логосе как о самом высоком и совершенном творении бога, благодаря к-рому бог творит сначала существа, более близкие к себе – ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. выдвинул и теорию сверхумного внутр. экстатич. восхождения к богу. Идеи Ф. в ряде моментов отличались от христианских (напр., в силу эманационного соотношения бога и мира мир оказывался у Ф. по своей субстанции тем же самым божеством, но только менее совершенным), но в целом были близки им и обеспечили Ф. необычайную популярность в патристике. Энгельс охарактеризовал Ф. как "...настоящего отца христианства..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 307) и считал "доказанным" "огромное влияние александрийской школы Филона... на христианство..." (там же, т. 22, с. 474). Христ. богословы до 1-го вселенского собора в Никее (325), в т.ч. Ориген, представляли себе соотношение трансцендентного бога, логоса и мира так же, как Ф., пока на 1-м вселенском соборе его учение не было отвергнуто как языческое и пантеистическое. Отвергнутое ортодоксальными христианством и иудаизмом (поскольку библейскую священную историю Ф., в отличие от иудаизма, понимал не буквально, но аллегорически, заменяя ее отвлеченными категориями языч. пантеизма), учение Ф. оказалось, т. обр., промежуточным звеном между язычеством и христианством. Соч.: Opera quae supersunt, ed. J. Cohn et P. Wendland, Bd 1–7, В., 1962–63; в рус. пер. – О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. Т., Терапевты и соч. Ф. Иудея "О жизни созерцательной", К., 1909. Лит.: Муратов М. Д., Учение о Логосе у Ф. А. и Иоанна Богослова ..., вып. 1, М., 1885; его же, Философия Ф. А. в отношении к учению Иоанна Богослова, М., 1885; Трубецкой С. ?., ?. и его предшественники, "Вопр. филос. и психол.", 1897, кн. 40–41; его же, Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77–165; Троицкий ?., Антропологич. и эсхатологич. учение Ф., "Вера и разум. Отд. филос.", 1904, No 18, с. 191–202; Глубоковский ?. ?., Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу, кн. 2, СПБ, 1910, с. 23–425; Иваницкий В. ?., ?. ?., Жизнь и обзор лит. деятельности, К., 1911; История философии, т. 1, М., 1940 (имен. указат.); Arnim ?., Quellenstudien zu Philon yon Alexandria, В., 1888; Treitel L. Gesamte Theologie und Philosophie Philons von Alexandria, В., 1923; Adler M., Studien zu Philon von Alexandria, Breslau, 1929; Heinemann I., Philons griechische und Judische Bildung, Breslau, 1932; Volker W., Fortschritt und Vollendung bei Philon von Alexandria. Eine Studie zur Geschichte der Frommigkeit, Lpz., 1938; Goodenough E. R., Problems of method in studying Philo Judaeus, "J. of Biblical Literature", 1939, v. 58, p. 51–58; его жe, An introduction to Philo Judaeus, New Haven, 1940; ?ohlenz ?., Philon von Alexandria, "Nachrichten der Akademie der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-historische Klasse", 1942, Bd 5, S. 409–87; Brehier E., Les idees philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie, 3 ed., P., 1950; Kaufmann P., Don, distance et passivite chez Philon d'Alexandrie, "Revue de metaphysique et de morale", 1957, No 1, p. 37–56; Danielоu J., Philon d'Alexandrie, P., 1958. A. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (????? '???????????) (кон. 1 в. до н. э. — нач. 1 в. н. э.) — иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Филон принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Единственная достоверная дата из его жизни — лето 39 н. э., когда он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле (Иосиф Флавий. Иудейские древности XVHI 257—60); сам он пишет об этом в произведении “О посольстве к Гаю”. Известно, что в это время он был уже пожилым человеком, поэтому традиционно считается, что он родился ок. 15/20 до н. э. Согласно сообщению Иосифа (XX, 100), брат Филона был “самым богатым человеком в Александрии”, а сын его Тиберий Юлий Александр (племянник Филона) был прокуратором Иудеи в 46 н. э., впоследствии, при Нероне, он стал префектом Египта. В двух трактатах (“О провидении” и “Имеют ли животные разум”) Филон отвечает на вопросы своего племянника, который полностью “романизировался” и, по словам Иосифа, “предал обычаи своих предков” (loc. cit); в своих “беседах” с дядей Тиберий придерживался воззрений, близких к учению Новой Академии. ОБРАЗОВАНИЕ. Филон прошел через все стадии базового греческого образования (????????? ???????), которое получали молодые люди из хороших семей (см. De eongressu, 74—79). Его произведения показывают знание философских учений среднего платонизма, стоицизма и пифагореизма (последнее, вероятно, благодаря знакомству с сочинениями Евдора Александрийского), а также греческой литературы. Среди наиболее значимых для Филона текстов — диалоги Платона, и прежде всего “Тимей”, а также “Федр”, “Федон”, ключевые пассажи из “Теэтета”, “Пира”, “Государства” и “Законов”. Выбор диалогов и степень их использования демонстрируют, что он был в полной мере вовлечен в проблематику современного ему платонизма. Он очень много цитирует, часто — по памяти. Однако на определенной стадии своего образования Филон испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей своей культуры и традиций. Это открытие привело к достаточно уникальным результатам: вместо того, чтобы отказаться от греческой культуры и философии, он использовал ее при толковании иудейского Священного Писания. Примечательно, что незнание еврейского языка также принесло философские плоды и привело его к совершенно оригинальному толкованию многих мест греческого перевода Писания (Септуагинты). СОЧИНЕНИЯ. Филон был плодовитым писателем; корпус его сохранившихся текстов включает 50 сочинений, которые можно разделить на три группы: 1) философские трактаты, в которых Филон во многом опирается на греческую философскую традицию (“О вечности мира”, “О провидении”, “Имеют ли животные разум”, “О добродетелях”, “О том, что каждый добродетельный человек свободен”); 2) историко-апологетические сочинения, в которых Филон защищает иудаизм от современных ему критиков (“Против Флакка”, “О посольстве к Гаю”, “Апология иудеев”); 3) комментарии на Пятикнижие — основная часть филоновского корпуса (41 сочинение). ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Среди предшественников Филона в деле толкования иудейского Писания можно назвать Аристобула Александрийского. Также возможно сопоставление экзегезиса Библии, предпринятого Филоном, со стоическим и пифагорейским экзегезисом самого авторитетного текста греческой культуры — поэм Гомера; как греческие экзегеты видели за описаниями сражений, кораблекрушений и возвращений домой философские истины, так Филон, изучавший греков, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия. Филон разработал обширную экзегетическую схему Во-первых, им была написана серия трактатов, первый из которых посвящен сотворению мира (???? ??? ???? ?????? ???????????, лат. De opificio mundi) и за которым следуют жизнеописания патриархов, включая жизнеописания Моисея, как примеры “живых законов” (жизнеописания эти очень напоминают легенды о жизни Пифагора). За ними последовала серия работ о Десяти заповедях и отдельных законах, которая заканчивалась трактатом “О вознаграждениях и наказаниях” (De praemiis et poenis). Во-вторых, Филон предпринял последовательное и буквально построчное толкование на Книгу Бытия. Начинается этот экзегезис первыми тремя книгами “Аллегорий Законов”, затем, после некоторого перерыва, продолжается трактатом “Об изменении имен” (???? ??? ??????????????? ??? ?? ????? ??????????????. De mutatione norninum) — комментарий на Gen. 17:1—22. Трактат “О снах” в 3 книгах, из которых сохранились две, тематически примыкает к предыдущему и посвящен толкованию снов Иакова (1-я кн.), Иосифа, фараона, пекаря и дворецкого (2-я кн.). Наконец, третья последовательная серия трактатов, которая полностью сохранилась только в средневековом армянском переводе, включает в себя толкования в форме “вопросов и ответов” на Книги Бытия и Исхода. Множество других трактатов Филона посвящено экзегезе отдельных мест Писания. ТЕОЛОГИЯ. Теоретическая философия Филона реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие (????? ov), — здесь очевидна связь с платонизмом, однако главным источником для Филона прежде всего является библейское “Аз есмь сущий” (??? ???? ? ??) (“Исход” 3:14). Филон строго различает сущность Бога и его силу (???????), явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека (даже такого, каким был пророк Моисей). В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество — Иегова Пятикнижия Моисея — абсолютно трансцендентный миру “Сущий Бог”, превыше Блага, Единого, или Монады (см., напр., De vita contemplativa, 3). Монада является только “бестелесным образом Бога” (De somn. I, 6). Хронологически такая идея встречается в истории античной философии впервые, однако, как замечает Дж. Диллон (The Middle Platonists, р. 155—156), это может рассматриваться как косвенное доказательство того, что подобные представления были в ходу среди платоников, по крайней мере, со времен Евдора Александрийского. Оставаясь трансцендентным. Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы — “Бог” и “Господь” — указывают на две соответствующие этому силы (????????): первое обозначает его творящую силу (Филон производит слово ???? от ??????), второе (??????) — его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам. Совместно с Софией (“матерью всего сущего”) и Справедливостью, которая напоминает неопределенную двоицу пифагорейцев, Дике, помощницу Зевса и ветхозаветную Премудрость, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение — Логос-Слово (Fug. 109). Логос является “инструментом” и активным элементом творческой мысли бога, “местом”, где расположены идеи. Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы — Благо и Власть, а затем — духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции (????? ???????????, ср. стоические “семенные логосы”) в свою очередь проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда логос выступает у Филона как синоним умопостигаемого мира и божественной природы. Не вполне ясно Филон высказывается об онтологическом статусе материи — была ли она создана Богом или существовала до творения. В своем комментарии на Книгу Бытия он этот вопрос не обсуждает. Вероятно, Филон оставался в рамках универсальной греческой аксиомы “из ничего ничего не бывает” и в отличие от раннехристианских мыслителей не был готов развивать учение о творении ex nihilo. ЭТИКА Филона базируется в основном на двух текстах из “Книги Бытия”, Gen. 1:26—27 и Gen. 2:7, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан “по образу Божию” (???? ?????? ????), что означает: по образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть; согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного “дыхания” (??????). Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как “уподобление Богу” (???????? ???), и это “уподобление” означает “богопознание”. Но что может рассматриваться как предельная цель — познание божественной сущности — принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением. Цель, достижимая человеком в этой жизни, — стать мудрым (?????). Путь к высшему этическому идеалу мудреца (который отличается “бесстрастием” (???????), а не просто “умеренностью”) лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение (???????). Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Филон выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов: “аскетическая” добродетель (“добродетель Иакова”) стоит ниже добродетели, основанной на образовании (“добродетель Авраама”), а выше них обеих стоит “добродетель Исаака”, проистекающая из благословенной Богом природы. ВЛИЯНИЕ. Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов — Климента Александрийского и Оригена. Можно утверждать, что Клименту и его окружению принадлежит заслуга сохранения литературного наследия Филона. Именно в т. н. “Александрийской подготовительной христианской школе”, основанной легендарным Пантеном, мысль Филона обрела новую жизнь (см. работы A. van den Hoek, D. Runia), явившись своего рода связующим звеном между эллинистической иудейской и христианской философией. Соч.: Philonis Alexandrini opera quae supersunt, rec. J. Cohn et P. Wendland, t. 1-7. Berolini, 1896-1915 (repr. 1962-63); Philo, Wirks in 12 vols., engl. transi, by F. H. Colson, G. H.Whitaker, R. Marcus. Cambr. (Mass.), 1929—53 (Loeb). Рус. пер.: О жизни созерцательной.— В кн.: Смирнов Н. П. Терапевты и сочинение Филона “О жизни созерцательной”. Киев, 1909; Против Флакка. О посольстве к Гаю, пер. О. Л. Левинской.— В кн.: Библиотека Флавиана, вып. 3. M., 1994,0.13-112. Лит.: Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский: жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 82—128; Wolfson H. A. Philo: Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam, v. 1—2. Cambr. (Mass.), 1962; MayerG. Index Philoneus. В., 1974; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2 ed. 1996 (eh. 3); Runia D. T. Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden, 1986; Idem. Exegesis and Philosophy: Studies on Philo of Alexandria. Hampshire, 1990; Idem. Philo in Early Christian Literature. Assen, 1993; Radiee R., Runia D. T. Philo of Alexandria: An Annotated Bibliography 1937—1986. Leiden, 1988; Hoek van den A. The “Catechetical” School of Early Alexandria and its Philonic heritage.— “Harvard Theological Review” 90, 1997, p. 56-87. E. В. Афонасин, M. A. Солопова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|