|
УАЙТУАЙТ (White) Лесли (1900—1975) — амер. социолог, антрополог и культуролог. Уделял особое внимание обоснованию понятия «культура». Выделил культурологию в качестве самостоятельной науки в системе социального знания. Считал возможным истолкование культуры без обращения к психологии. Это означало отстранение от бихевиористского направления в культурной антропологии и дальнейшее развитие взглядов Э. Дюркгейма (концепция «социальных фактов») и А. Кребера (понятие «суперорганическое»). В разработке проблем культуры большое значение придавал теории символических форм Э. Кассирера. Эволюционный метод интерпретации культуры противопоставлял историческому и функциональному, а эволюционный процесс — историческому. По мнению У., культура представляет собой иерархизацию феноменов, и она может быть описана на основе собственных принципов и законов. Культура рассматривалась У. как организованная интегрированная система; в ней выделялись три подсистемы: технологическая, социальная и идеологическая. Соответственно в любой культурной системе подчеркивались три основных фактора: количество энергии, расходуемое в год на душу населения; эффективность технологических средств, при помощи которых энергия направляется на службу человеку; объем произведенных предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека. У. исследовал закономерности развития культуры в целом, структуру и функции культурных систем. Разработанная им концепция культурных систем радикально изменила представления о взаимоотношении между культурой и человеком. Культура, считал У., не призвана служить человеку, она развивается по собственным законам. У. подробно проанализировал идею культурного детерминизма и рассматривал культуру как саморазвивающуюся систему, обусловливающую поведение человека и развитие социальных связей. Системная организация культуры, по У., определяет не только поведение человека как личности, но и поведение племени, нации, гос-ва как целого. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. УАЙТ (White) Лесли Алвин (19.1.1900, Салида, шт. Колорадо,— 31.3.1975, ДетВалли, шт. Калифорния), амер. культурантрополог и культуролог. Для эволюционистской концепции У. характерно стремление обосновать объективный характер культуры. Выступая против различных попыток представить понятие «культура» лишь как удобную методоло-гич. абстракцию, У. рассматривает его как объективную категорию, выражающую специфич. «надсоматическую» систему действительности, которая имеет собств. закономерности функционирования и развития. Культура подразделяется У. на три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая включает орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.; вторая охватывает типы коллективного и индивидуального поведения; третья состоит из идей, верований, знаний. Главной и определяющей является технологич. подсистема, поскольку человеку в первую очередь необходимы пища, жильё, одежда, а также средства защиты от врагов. Социальная и идеологич. подсистемы являются вторичными и производными. Т. о., систему взглядов У. можно расценить как концепцию технологич. детерминизма, ограниченность которой обусловлена прежде всего тем, что выделяемые подсистемы культуры рассматриваются У. в отрыве от социально-практич. деятельности людей. Поэтому понятие «культура», а не «общество» выступает, по У., предельно широкой категорией, охватывающей предметы всех обществ. наук. Несостоятельна также и однозначная детерминация «социальной» и «идеологич.» подсистем культуры её «технологич.» подсистемой. Вместе с тем некоторые частные положения концепции У. заслуживают внимания (напр., для экологии — попытка рассмотрения культуры в качестве специфического «термодинамического» механизма аккумуляции, хранения, передачи и преобразования энергии общества) . The science of culture, N. ?., 1949; The evolution of culture, N. Y., 1959; The concept of culture, Minneapolis, 1973 (совм. с В. Dillingham); The concept of cultural systems: a key to understanding tribes and nations, N. Y., 1975. Маркарян Э. С.,0 генезисе человеческой деятельности и культуры, Ер., 1973; Аверкиева Ю. П., История теоретич. мысли в амер. этнографии, М., 1979. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. УАЙТ (Whyte), Уильям Фут (р. 27 июня 1914) – амер. бурж. социолог. С 1948 – проф. школы индустриальных и трудовых отношений, в 1956–61 – директор Исследовательского центра социальных наук Корнельского ун-та. В 1954–55 исследовал отношения в пром-сти Венесуэлы, в 1961–62 – Перу. Первые работы У. посвящены неформальной организации человеч. коллективов. "Общество на углу улицы" ("Street corner society", Chi., 1943) считается образцом монографич. описания и анализа неформальной группы (в данном случае – "клики" молодых людей из бедняцкого итал. квартала небольшого амер. города). Пользуясь методами включенного наблюдения, У. установил, что молодежные "банды" и "клики" обладают определ. структурой, иерархией влияния и престижа, субкультурой, с акцентом на ценности, связанные с дружбой, и выяснил взаимодействие этой субкультуры с более широкой социальной действительностью, в частности с политич. орг-циями и рэкетом. В дальнейшем У. изучал проблемы социальной морфологии труда, в частности напряжения и конфликты, возникающие внутри неформальных групп на произ-ве в связи с внедрением технологических и организац. новшеств. Рассматривая взаимоотношения проф. орг-ций и администрации предприятия, У. с позиций "человеческих отношений" теории выводит рецепт достижения "классового мира" в пром-сти путем предоставления профсоюзам большей инициативы в отношениях с дирекцией, что, по его мнению, должно ослабить их претензии в связи с неравномерностью распределения власти и влияния. Вместе с тем У. чужда т. зр. крайних представителей теории человеческих отношений, стремящихся абсолютизировать моральные стимулы в противовес материальным. У. стремится учесть всю сложность взаимозависимости факторов, действующих на рабочего, и показывает, что, хотя между величиной материальной надбавки и ростом производительности труда и нет прямой зависимости, все же реакции рабочих не столь "иррациональны", как это принято считать в традиционной теории человеческих отношений. Соч.: Human relations in the restaurant industry, N. Y 1948; Pattern for industrial peace, N. Y., [1951]; Money and motivation, N. Y., [1955]; Man and organization, [N. Y.], 1959; Men at work, [N. Y.], 1961. Лит.: Гвишиани Д. M., Социология бизнеса, M., 1962. Л. Седов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|