СПИРИТУАЛИЗМ


СПИРИТУАЛИЗМ
(от лат. spiritualis — духовный)
— 1. Филос. концепция, признающая дух и его формы субстанцией всего существующего.
— 2. Тенденция во фр. философии.
Термин «С.» впервые применил к своей философии (эклектическому соединению нем. трансцендентализма и фр. консерватизма) В. Кузен. В дальнейшем С. называли концепции фр. философов, для которых характерна попытка соединить примат духа и его свободного творчества с принципами позитивизма, рационализма и онтологического реализма (Ж. Лашелье, Ш. Ренувье, Э. Бутру, Л. Лавель, Л. Брюнсвик). 3. Учения итал. мыслителей эпохи Рисорджименто (А. Розмини-Сербати, В. Джоберти), соединявших доктрину католицизма с нем. диалектикой духа. С. также называют теории некоторых итал. философов 20 в., неогегельянскую философию духа Дж. Джентиле и Б. Кроче, христианский «интегрализм» Шакки. 4. Термин «С.» иногда применяется как характеристика философии, подчеркивающей несводимость духа к материальному (природному) и господствующую роль духа в динамике бытия. Так, С. называют учения А. Бергсона, Дж. Сантаяны. 5. В англоязычной филос. литературе оппозиция «С. — материализм» иногда обозначает противоположные учения о бытии, тогда как оппозиция «идеализм — реализм» — противоположные учения о познании.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


СПИРИТУАЛИЗМ
        (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis — духовный, Spiritus — душа, дух), объективно-идеалистич. филос. воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё. Как филос. термин был введён в употребление Кузеном; в дальнейшем С. стали называть ряд школ и направлений преим. во франц. и итал. философии 19—20 вв. (Ж. Равессон, Ж. Лашелье, Бутру, Розмини-Сербати, В. Джоберти, Ренувье, М. Ф. Шак-ка, Бергсон, Л. Лавель и др.). По существу своему спиритуалистическими являются все религ. верования в бытие бога и бессмертие души. В философии С. характеризует самые разнообразные учения древности и нового времени, утверждающие в противоположность материализму субстанциальность духовного начала. Иногда в понятии С., в противоположность интеллектуалистич. формам идеализма, акцентируются иррациональные аспекты духа, рассматриваемого при этом как некая целостность, не сводимая к разуму, идее и к.-л. др. отдельным своим проявлениям.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


СПИРИТУАЛИЗМ
(от лат. spiritus дух)
философское направление, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности: действительность (абсолют) духовна, а телесное – продукт или способ проявления Бога, либо нечто совершенно не существующее, или даже чистое представление. Противоположность – материализм. Термин часто служит также для обозначения идеализма.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


СПИРИТУАЛИЗМ
(франц. spiritualisme, от лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух) – филос. воззрение, исходящее из противопоставления духовного (психического) и телесного бытия и рассматривающее дух (душу) в качестве первоосновы действительности или в качестве особой бестелесной субстанции, существующей независимо от материи. Как филос. термин был введен в употребление Кузеном, обозначившим так свои взгляды (т.н. эклектич. С.), сложившиеся под влиянием воззрений Мен де Бирана, идей Шеллинга и Гегеля. В дальнейшем он получил распространение преим. на романской почве. С. стали называть ряд школ и направлений во франц. и итал. философии 19–20 вв. (спиритуалистич. позитивизм Равессона, Лашелье и Бутру, учения Розмини, Джоберти, Ренувье, Бергсона, Лавеля и др.), а более широко – самые разнообразные филос. учения древности и нового времени, утверждающие, в противоположность материализму, субстанциальность духовного начала (напр., воззрения Платона, Августина, Лейбница, Беркли и др.). В этом смысле С. выступает как менее употребит. синоним идеализма. Однако нередко в понятии С., в противоположность интеллектуалистич. окрашенности термина "идеализм", акцентируются иррациональные, немыслит. аспекты духа или представления о нем как о нек-рой целостности, не сводимой к разуму, воле, переживанию и др. отдельным ее проявлениям.
В современной, гл. обр. англо-амер., философии принято различать термин "С.", означающий онтологич. характеристику того или иного филос. учения, и "идеализм", означающий его гносеологич. характеристику. При этом С. противопоставляется материализму, а идеализм – реализму. Если материализм постулирует в качестве первичной реальности материю, то С. исходит из приоритета духа независимо от того, как трактуется последний. Под идеализмом же понимают такую систему взглядов, согласно к-рой объект знания зависит от процесса познания, в конечном счете от субъекта. Напротив, реализм утверждает независимость объекта от познават. процесса и, следовательно, от субъекта познания. В соответствии с таким употреблением терминов допустима, напр., такая характеристика, как "спиритуалистич. реализм" (по отношению к философии Сантаяны), в отличие от "материалистич. реализма" Селлерса. Такое употребление терминов отличается как от ср.-век. различения их (номинализм и реализм), так и от принятого в марксистской философии, восходящего к филос. традиции середины 19 в.
Лит. см. при статьях Дух, Идеализм, Персонализм, Теизм.
П. Гайденко, Ю. Попов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    духословие


Просмотров: 536
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ УЧЕНИЯ КАРЛА МАРКСА"
  • "НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ"
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА”
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА»
  • ДУХА ИСТОРИЯ
  • Дары Святого Духа
  • Духа
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • Когнитивные стили учения (cognitive learning styles)
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Палата Духа Пресвятаго
  • РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ
  • Сознательность Учения
  • Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа На Апостолов)
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • вера в теории познания и философии науки
  • еретические учения
  • мо-цзы. филос. трактат
  • неуничтожимость духа
  • рассуждения об уничтожимости духа
  • сознательность учения
  • три учения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь